Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Псалом 101 и возвращение Мессии в славе
Несмотря на модный в наши дни тезис о том, что нецелесообразно построение искусственных мессианских связок между Ветхим и Новым Заветами, мы уже видели, как много совпадает в иудейском и христианском библейском истолковании. Как во втором псалме, так и в рукописях Мертвого моря утверждается, что Бог бродит» Мессию; Мессия существовал «еще до того, как существовало солнце», и до Сотворения; Его удел будет «поношение у людей и презрение в народе», пока Он не вознесется и не сядет одесную Бога, и даже Избранный Народ однажды примет Его. Но есть ли в псалмах что-нибудь о последних днях? Можем ли мы найти там какие-нибудь ссылки на второе пришествие Христа? Раввинистическое обсуждение конца времен главным образом связано с картиной, представленной в Книге Иезекииля о войне между Гогом и Магогом, и с пророчеством Иоиля, касающимся дня Господня. Обсуждая невзгоды последних дней, однако, рабби цитируют слова псалма (88: 52) о -«следах [220] помазанника», которые будут явлены в то время. Эти iqvot ha-Mashiah, или следы (шаги) Мессии, в самом деле, частично отражены в доктрине ранней христианской церкви, и мы рассмотрим их более подробно в книге, посвященной Новому Завету. Тем не менее, нам следует упомянуть тот факт, что профессор Иосеф Клаузнер, например, видит отчетливую связь между описанием конца времен в Новом Завете и «Мессианскими родовыми муками», о которых говорят рабби.[221] Талмудские ученые описывают прибытие Мессии в самом разгаре кризиса человечества. Эти «родовые схватки», связанные с последним поколением, соотносятся с человеческими нравами, историей народов и Сотворением в целом. Приведем только один пример: «Если вы видите, как страны вооружаются, готовясь к войне друг с другом, вы можете ожидать прихода Мессии». [222] «Мессия, Сын Давидов, не придет до тех пор, пока весь мир не наполнится отступничеством (евр. minut, под которым рабби, видимо, понимают христиан).[223] «Сын Давидов не придет до тех пор, пока правосудие и управление Израилем не прекратятся». [224] «Следы Мессии появятся, когда высокомерие и наглость возрастут... руководители впадут в блуд... Мудрость книжников начнет смердеть, не будет более страха перед грехом, истина исчезнет, и лицо поколения будет напоминать собачью морду; молодые будут унижать своих родителей, и взрослые восстанут в присутствии своих детей... Сын не будет чтить отца своего. На кого мы тогда сможем положиться? Только на нашего Отца Небесного». [225] Мы могли бы добавить здесь так называемые «мессианские знамения», согласно которым в те времена будут страшные болезни, «язвы и эпидемии», «весь мир будет потоплен в крови», «солнце померкнет, и луна станет красной, как кровь». [226] Соответствующие описания можно найти в словах Христа и посланиях Павла.[227] Стоит иметь в виду это соответствие при изучении истолкований, данных 101-му псалму иудейскими учеными, где дается описание «последнего поколения». Характерно, что Клаузнер не посвящает псалмам и 4-х страниц в своей 34 5-страничной книге о мессианском предании Израиля, цитируя лишь четверостишие из 101-го псалма[228]. Эта книга — единственная работа, написанная евреем, которая посвящена исключительно мессианскому преданию, — учитывает, конечно, все историко-критические труды, написанные на западных языках вплоть до второго десятилетия двадцатого века. Однако ее слабость заключается в том, что Мидраши и Таргумы приводятся в качестве доказательств не так уж часто. Ионатан бен Узиэль, например, упомянут лишь один раз. Клаузнер ссылается на ответ, полученный рабби Хиллелом, величайшим учеником Ионатана, когда он начал переводить на арамейский язык часть Ветхого Завета, известную под названием «Писания», к которой принадлежат и псалмы: «И тогда раздался голос с Небес: “Достаточно! Ибо в них вы найдете Мессию конца времен”».[229] Клаузнер полагает, что таким образом разочарование, испытанное людьми во времена Бар Кохбы, устранялось. Эта цитата также сообщает нам о том, что Таргум Ионатана содержал, по существу, последовательное мессианское истолкование, почему и был отвергнут Синагогой. Клаузнер, с которым мне довелось беседовать дважды, видел цель своей жизни — помимо исследований феномена Иисуса — в развитии «пророческого сионизма». Он не верил в Мессию как личность. По этой причине он говорит о псалмах, что «в широком смысле слова вся Книга Псалмов является мессианской — от начала и до конца — и она полна ожиданий о спасении, которое придет в последний день».[230] В псалме 101 явно просматривается по крайне мере две части. Я помню одного человека, который после освобождения из концлагеря весил всего 26 килограммов. Он был чрезвычайно истощен. И «молитва страждущего и унывающего» из псалма 101 была утешением для него. Первая часть псалма почти совпадает с описаниями ужасов концлагерей: «...Исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня. Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой. От голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах. Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами... Дни мои — как уклоняющаяся тень; и я иссох как трава». Едва ли можно найти в литературе более подробное и трогательное описание человеческих страданий. В 13-м стихе нашего псалма начинается shevah — «раздел прославления», который Клаузнер цитирует как пророчество о возрождении Мессии: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом; ибо время помиловать его; ибо пришло время. Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион, и явится во славе Своей, призрит на молитву беспомощных, и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего (на иврите: «для рода последнего»), и поколение грядущее восхвалит Господа: ибо Он приникнул со святой высоты Своей; с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь...» Я помню одну женщину, которая была потрясена тем, что этот псалом говорит об иудеях, как о нуждающихся «сынах смерти». Но однажды Бог снова «восстановит Сион и явится в славе Своей». Рабби говорят о словах -«молитва страждущего» в начале псалма, что они относятся к Давиду, который часто говорил о себе как о ^страждущему человеке. Мидраш по псалмам, который весь данный псалом относит к псалмам Давида, рассказывает о том, как эти молитвы читались на Новый год и в Великий День Искупления, а также говорит,. что Бог хочет сделать Свой народ «новым творением» и что «люди (народы), которые еще не созданы», восславят Господа. Выражения 101-го псалма и Евангелий связаны между собой самым непосредственным образом. Псалом использует термин dor aharon, часто встречающийся в еврейской литературе и означающий «последнее поколение». Рукописи Мертвого моря используют точно такой же термин при описании поколения последних времен. Это появляется, например, в Дамасском фрагменте I, 11 и 12, а также в комментариях к Книге Аввакума 1, 3; 11, 7; и VII, 2. Еврейское слово aharon означает просто «последний». Так как иудейская литература обычно использует другой термин, dor ha-Ba, «будущее поколение», то у нас есть все основания придать фразе dor aharon, использованной в псалме 101, особое значение, хотя западная мысль и не признает обычно эсхатологической точки зрения Библии. Этот комментарий также хорошо подходит для истолкования Нового Завета. Часто утверждают, что Иисус учил о том, что Он должен вернуться в славе еще во время жизни Его собственного поколения. Такие утверждения, однако, совершенно не учитывают тот факт, что, согласно 24-й главе Евангелия от Матфея, 13-й главе Евангелия от Марка и 21-й главе Евангелия от Луки, Иисус очень много говорил о «знамениях» последнего времени, которые должны исполниться ДО Его второго пришествия. Это включает также тот факт, что «проповедано будет... Евангелие... во свидетельство всем народам» и «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (другими словами говоря, время проповедования Евангелия), и более того, мир впадет в исторический всеобъемлющий хаос — и все это будет до Его пришествия. Для того чтобы Его ученики не впали в недоумение по поводу того, почему их Учитель медлит. Он дал в трех упомянутых главах притчу о смоковнице — Израиле, как о знамении, которому необходимо следовать. Во всех трех первых Евангелиях нашла отражение одна и та же модель, в которой: во-первых, присутствует притча о смоковнице, затем — слова о том, что we прейдет род сей, как все cue будете, и наконец — утверждение о том, что «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Псалом 101 в стихах 26-27 говорит о погибели неба и земли как о завершении картины несчастий «последнего поколениям. Он добавляет: «они погибнут, а Ты пребудешь». Вполне возможно, что Иисус в Своем эсхатологическом повествовании говорит о времени скорби из псалма 101 и о времени Своего возвращения в славе после восстановления Сиона. Сион, в конце концов, является одним из неформальных имен Иерусалима. Во всяком случае, утверждение о том, что Иисус Сам ожидал Своего скорого возвращения, является поспешным и ненаучным. Псалом 101 предлагает исключительно ценное дополнение библейских эсхатологических ожиданий. РаШИ говорит об этом псалме, что его содержание должно быть «доведено до последнего поколения. И фраза “люди, которые еще не сотворены” означает, что Бог совершит новое Сотворение для того, чтобы, освободив их из рабства, дать им свободу и, освободив их из тьмы, дать им свет».
|