Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мессия в книгах пророков
Обзор Пятикнижия и псалмов, который мы проделали, уже обрисовал нам картину того, как древнейшие иудейские источники отражают материал, существенный для содержания Нового Завета. Такое исследование общих мест — в аристотелевском смысле — показывает многостороннюю сущность мессианского предания в иудейской философской традиции. Мы обсудили тот факт, что историко-критический подход не может должным образом учесть то, что Новый Завет носит характер откровения. Иногда те, кто придерживается такого подхода, хотели бы убедить нас в том, что они представляют только позицию «исторического» критицизма. Однако в таких случаях редко имеет место по-настоящему глубокое ознакомление с историческими и археологическими источниками. Когда представитель этой школы распространяет свои заключения на содержание христианской веры, мы сталкиваемся с проблемами. По этой причине (это особенно касается Норвегии) в этой области исследований был осуществлен переход к альтернативному историко-критическому методу в форме ревелативно-исторического подхода, который не исключает ни исторического, ни литературного анализа, но по большей части дает Библии возможность раскрывать самой себя. Ветхозаветная и новозаветная экзегеза не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Иисус говорил Своим ученикам, что все, что написано о Нем в пророках и псалмах, должно свершиться. Павел, выступая перед римским правителем Феликсом, сказал, что верует «всему написанному в законе и пророках».[231] И Петр говорил, что «все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии».[232] В иудейском представлении Самуил является одним из пророков, и от его книг тянется прямая цепочка мессианских обетовании от Давида к Соломону и далее — к обетованному помазанному царю, чей трон будет учрежден «на веки вечные».[233] Иудейская молитвенная книга содержит принципы веры РаМБаМа, 13-й из которых дает основания для совместного обсуждения: «Я твердо верую, что все слова пророков истинны». Талмуд также, как мы видели, подчеркивает, что «все пророки, которые говорили когда-либо, предсказывали дни Мессии». Иудейская теология, однако, — если вообще можно говорить о таком понятии — основывается не только на Ветхом Завете. Шалом Бен-Хорин, хорошо известный еврейский писатель и теолог, сказал, что иудаизм напоминает «католическое богословие, в котором существуют два базовых понятия: Писания и Предание». Рабби часто говорят, что «Ветхий Завет без истолкований наших ученых — да будет благословенна память о них — не является всеобъемлющим». Изучения пророков стараются избегать, особенно в иудейских школах — йешивах, — потому что это приводит к «путанице» в головах учеников. В некоторых религиозных школах учеников даже наказывают, если находят у них какую-нибудь из книг пророков. Для того чтобы повысить авторитет учителя, в школах говорят, что если «ученик повторяет слова своего равви — это равноценно тому, что он повторяет слова Святого Духа». [234] Говорят, что даже устное предание было дано во времена Моисея.[235] Иерусалимский Талмуд констатирует, что «некоторые из предписаний были даны Моисею на горе Синай и все они соблюдаются в Мишне».[236] «Более того, все, что изучает студент под покровительством своего равви, было дано Моисею на горе Синай».[237] Иногда такое отношение доводится до логического заключения, как, например, в раввинистической поговорке: «Слова старых мудрецов имеют большее значение, чем слова пророков».[238] Такое отношение очень глубоко укоренилось в душе набожного иудея. Для иудейского образа мышления также типичным является тот факт, что Моисея — в духе 18-й главы Второзакония — называют «пророком». Седьмой принцип РаМБаМа констатирует: «Я твердо верую, что пророчества нашего учителя Моисея — мир ему — истинны и что он был отцом пророков, как предшествовавших ему, так и тех, кто последовал за ним». Именно это мы подразумевали, когда подробнейшим образом рассматривали мессианские ожидания, ассоциирующиеся с книгами Моисея. Хотя в традиционную интерпретацию Закона не вошли иудейские надежды на Избавителя, РаМБаМ подчеркивает в 12-м принципе веры: «Я твердо верую в пришествие Мессии, и хотя Он медлит, я буду постоянно ждать Его пришествия». В качестве общего наблюдения, следовало бы Сказать, что в Пятикнижии только благословение Иакова, видение Валаама и обетование о пришествии пророка, подобного Моисею, с самого начала являлись в христианстве и иудаизме неоспоримыми доказательствами пришествия Мессии. Подобным же образом, псалмы содержат отправные точки, приемлемые для обеих сторон. Ожидание грядущего Избавителя в иудаизме, однако, привело к более обширной и «пестрой» дискуссии, нежели то, к чему мы привыкли христианстве. Латинское слово textus, текст, означает «нечто переплетенное». Это пестрое текстовое сплетение различных стилей экзегезы будет подведено к логическому завершению, когда мы начнем искать корни нашей христианской веры в книгах пророков.
|