Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пророк Амос
Пророк Амос родился в Фекое, недалеко от Вифлеема, но основная часть его книги была написана в Северном царстве. Он связывал свое видение грядущего избавления с домом Давидовым, провозглашая приход «дня Господня» частично в духе глобальных описаний Иоиля о времени суда (Ам. 5: 18-20 и 8: 9). Оно содержит, однако, и элемент надежды: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь... Вот, очи Господа Бога — на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам... В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю... И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них... И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им...» (9: 7-15). Амос пророчествовал в 780-740 гг. до Р.Х., когда, если оценивать это с позиции человека, еще не было никаких оснований для такого возвещения о суде. В этот момент очень уместно вспомнить работу Йаира Хоффмана, выполненную на иврите: «Библейские пророчества о язычниках».[244] В этой книге автор раскрывает новую для евреев точку зрения, говоря о всеобщем характере мышления израильских пророков; их пророчества не ограничены узкими национальными рамками и не стараются донести весть об избавлении только до народа израильского! Это является чем-то новым для иудейских критиков. Ялкут Махири — собрание разнообразных комментариев Ветхого Завета из Талмуда — указывает в связи со стихом, ссылающимся на обитателей земли Хуш, что как жена Моисея Сепфора — что дословно означает «маленькая птичка», — так и ефиоплянин Авдемелех, который вытащил Иеремию из ямы (Иер.38: 7-13), были темнокожими. Талмуд добавляет к картине «падшей скинии Давидовой» дискуссию, в которой констатируется, что Мессия известен под неофициальным именем «Бар Нафли», потому что Он должен был восстановить падшую скинию Давидову. На иврите глагол «падать», как и в других языках, может означать также и падение физическое (а не только духовное), и рабби действительно видели в этом таинственном имени связь с тем фактом, что он «упал с небес». [245] Временами рабби называют Мессию именем Anani — «из облаков», или Ben ha-Ananim, «Сын облаков», — Он действительно придет, в соответствии со словами из 7-й главы Книги Даниила, «с облаками небесными». Греческое слово Huios nephelon, «Сын облаков», используемое для обозначения Мессии, также вытекает из дискуссии по Книге Амоса. Комментируя Книгу Амоса, Ялкут делает много ссылок на Мессию. У Амоса (4: 7) говорится, что Бог будет «удерживать дождь» и «прольет дождь на один город, а на другой не прольет». Ялкут ссылается на длинную дискуссию в Талмуде о знамениях Конца Времен, где говорится о том же самом, и это будет знамением времени прихода «Сына Давидова».[246] У Амоса 5: 18 говорится, что в День Господень будет «тьма — а не свет». И снова Ялкут цитирует Талмуд, который говорит, что Мессия придет, когда «тьма покроет землю и мрак — народы». [247] События, описанные у Амоса 8: 11 и 9: 13, где говорится сначала о «жажде слышания слов Господних», а затем — о материальном расцвете и изобилии, которое будет даже в природе, ассоциируются как Ялкутом, так и Талмудом с днями Мессии. Мидраш Рабба по Книге Бытие предлагает интересную дискуссию по стихам 9: 11 Амоса и 3: 9 Софонии, которую следовало бы записать золотыми буквами: «И как же насчет того факта, что Бог восстановит падшую скинию Давидову, как написано: “В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую”. Это означает, что весь мир будет как одна семья (евр. agudah — организация или группа людей), в соответствии с обетованием в Софонии (3: 9): “Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно”».[248] Из этих цитат мы можем заключить также, что иудейские мессианские ожидания часто имеют эсхатологический оттенок.
|