Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Псалом 21 как истолкование Страдающего Мессии






Псалмы часто образно описывают страдания, которые выпа­дают на долю праведников, как участие в иродовых муках Царства Божьего». Когда они относятся к Давиду, они часто объясняют это как «Мессианские родовые схватки». Именно так Таргум истолковывает псалом 19, начало которого говорит о «дне печали», а стих 7 упоминает о том, что «ГОСПОДЬ спасает помазанника Своего». Таким же образом мы видели, как Таргум говорит о Мессии в контексте 20-го псалма, и что Мидраш до­бавляет к этому дискуссию о Его «венце» и царской мантии.

Еще более широкая перспектива открывается псалмом 21, который в христианской экзегезе является частью картины Страдающего Мессии. Об этом псалме, как и о 53-й главе Исаии, было сказано, что они были написаны как «основание креста». Начало псалма говорит о страданиях Мессии, а его концовка — о вечере Его нового завета.

Псалом начинается с причитания: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?». Псалмопевец говорит:

«Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: “Он уповал на ГОСПОДА, — пусть избавит его; пусть спасет, если он угоден Ему”... Я про­лился, как вода; все мои кости рассыпались; сердце мое сде­лалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище; целят ризы мои между собою».

Заключительная часть псалма, похоже, подчеркивает значи­тельность деяний Страдающего Слуги Господня: она начинается с фразы, говорящей о своеобразной заветной трапезе, о том, как «потомство... будет служить Ему», и о том, как Его правда будет возвещена «людям, которые родятся». РаШИ говорит о словах «Да едят бедные и насыщаются» (стих 27), что это произойдет во «времена избавления, в дни Мессии». Таким обра­зом, псалом сам по себе наполнен мессианской информацией.

Псалом заканчивается излиянием хвалы:

«О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во ве­ки! Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он — владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. Потомство мое будет служить Ему и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь».

Правда, рабби видят мессианскую сущность 21-го псалма только в его концовке — в «хвале», shevah, которая связывается со «временем избавления, днями Мессии». Слова из начала псалма, однако, появляются здесь и затем в описаниях стра­дающего Слуги Господнего. Например, в Мидраше Псикта Раб-бати, который был составлен, вероятно, в 8-м, или 9-м столе­тиях, но который основан на традиционных материалах, кото­рые простираются в более ранний период, Мессия Ефрем, сын Иосифа, описан следующим образом:

«Наши рабби учили, что однажды, в месяце Нисане (на Пас­ху), патриархи придут к нему и скажут: «Ефрем, Мессия, Оправдание наше. Хотя мы являемся твоими отцами, ты бо­лее велик, чем мы, ибо ты пострадал за грехи наших детей и прошел через великие и трудные испытания... ты стал объек­том поругания и насмешек среди народов, ради Израиля, и ты побывал во тьме и глубинах... твоя кожа была ободрана и твое тело иссохло, как дерево... и твои силы — как черепок. Ты перенес все эти страдания из-за грехов наших детей”»[207].

Ибн Эзра говорит о стихе 19, в котором одеяние страдающего слуги Господня делят между собой и бросают о нем жребий, что «это царское облачение; если бы он не был царем, то эти слова не имели бы смысла. И более того, здесь есть скрытая ссылка». В своих комментариях к завершающим стихам он говорит: «Наконец, в последние времена, они придут и поклонятся царю, который соберет их души вместе».[208]

Мидраш, комментирующий псалмы, относит основную тему 21-го псалма к Книге Есфирь, хотя между ними нет прямой свя­зи. Профессор М.Д. Касутто, который известен своими коммен­тариями ко всему Ветхому Завету, говорит об этом псалме, что «он описывает человека, испытывающего как физические, так и духовные муки». Слова введения, которые говорят, что псалом должен исполняться [на мотив] «при появлении зари», указывают в традиционном понимании на Есфирь — хотя странное слово, используемое для обозначения конкретного му­зыкального инструмента и способа пения, означает на иврите «сияние зари*. Это сияние, конечно же, более подходит для упоминания о Мессии, — «Свете мира», о Котором по-мессиански трактуемые стихи Осии 6: 2-3 говорят, что Он вос­креснет «в третий день» и что «как утренняя заря — явле­ние Его»; здесь мы имеем то же самое еврейское слово shahar, «заря», как и в стихах, упомянутых выше.

Что касается 17-го стиха: «пронзили руки мои и ноги мои», то примечания некоторых версий Библии дают совершенно иное прочтение:

«Скопище злых людей окружило меня, мои руки и мои ноги подобны льву».

Рабби было известно об этих двух версиях оригинального текста. Рабби Давид Кимхи сказал, что «необрезанные истол­ковывают этот псалом, указывая на Иисусам. В отношении 17-го стиха он говорит, что они читают оригинальный термин как ka”.ru, что означает «пронзенный», вместо альтернативного термина ka”.ri, означающего «подобный льву», и видят в нем намек на Христа — Господа, пред Которым однажды «преклонятся все нисходящие в перстью. РаШИ прямолиней­но констатирует, что фактически это изображает кого-то, чьи «руки и ноги как будто бы искалечены в пасти льва». Лютер также знал об этой трудности, и немецкая Библия придержи­вается варианта ka”.ru, «пронзенный».

Если упоминание в псалмах об одеянии, о котором бросался жребий, содержит «скрытую ссылку», то трапеза, которая опи­сывается там, вызывает множество вопросов. Согласно РаШИ, это является ссылкой на «время избавления, дни Мессии». Но какие размышления навевает эта трапеза с грядущим воскресе­нием Мессии?

Первые ощущения, которые возникают от рассмотренной выше интерпретации, относятся к Святому Причастию, которое установлено Господом на пасхальной вечере и во время которо­го, по крайней мере в англиканских церквях, тяготеющих к ка­толицизму, «все преклоняются перед Ним»[209]. Когда мы прини­маем причастие «в воспоминание» о смерти Христа, исполняются слова рассматриваемого псалма, что «вспомнят... все концы зем­ли», и когда мы «провозглашаем смерть Господа», мы, как гово­рит псалом, «возвещаем правду Его» и «что сотворил Господь». В заключительных стихах слово «Господь» использовано четыре ра­за для обозначения безгрешного страдальца и к этому добавляет­ся, что «потомство... будет служить Ему». Еврейское слово «служить», которое использовано в этом стихе, — avad — озна­чает такое служение, как служат Богу.

Псалом 21 начинается со стенания и заканчивается словами: «что сотворил Господь». Еврейское слово asah, которое использу­ется здесь, согласно некоторым истолкователям, относится к по­следнему стиху акта Сотворения (Быт.2: 3)[210]. Это выглядит так, как будто рассматриваемый псалом представляет «завершение» искупительной работы. Если бы Иисус говорил здесь на арамей­ском, как в первой части псалма, тогда восклицание killah — «свершилось» — соответствовало бы значению греческого слова. На иврите и арамейском это слово используется в контексте жертвоприношения. Таким образом, Иисус принес «полную жертву» за нас, и именно эту жертву мы вспоминаем во время Причастия.

Наиболее значительную дискуссию о «мессианской трапезе» и Святом Причастии мы можем найти в Мидраше, комментирую­щем Книгу Руфь. Если действительно все пророки «ни о чем другом не пророчествовали, кроме как о днях Мессии», то есте­ственно для псалмов отразить что-нибудь из ранней иудейской литературы о том, что в Книге Руфь сказано о Мессии. В Книге Руфь 2: 14 упоминается о Воозе, который говорит Руфи, бабуш­ке царя Давида, следующие слова: «Приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус». Мидраш по Книге Руфь в своем истолковании этого стиха четыре раза говорит о том, что если кто-то «принимает участие в мессианской трапезе в этом мире, он ест для грядущего мира». Четыре раза Мидраш подчеркивает, что этот хлеб — это «хлеб Царства». Более того, три раза под­черкивается, что «уксус» говорит о страданиях, и некоторые рабби, говоря «в Святом Духе», утверждают, что «уксус является ссылкой на одно из страданий, о которых сказано в 53-й главе Исаии, когда упоминается, что “...Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши”».[211] В книге, посвященной Новому Завету, мы поговорим более подробно об основании, подводимом под Святое Причастие, и о некоторых других видах «мессианской трапезы». В псалме 21, однако, мы уже находим упоминание об этой заветной трапезе «времени избавления».

Итак, мы видели, что 21-й псалом также связан со страда­ниями Мессии в иудейской экзегезе. Он начинается со стона Ии­суса и описывает Его смерть на кресте, которая заканчивается словом kullah, «свершилось». Здесь упоминается также о «мессианской трапезе», и это поддерживает идею о том, что Ве­черя Господня имеет корни в Ветхом Завете.

Псалом 117 и «камень, который отвергли строители»

Мы понимаем, что естественный «мостик» к мессианской ин­терпретации псалмов сформирован в особенности тем материа­лом, который ссылается на царя Давида. Псалом 117, однако, который среди иудеев традиционно ассоциируется с торжествен­ным открытием Храма, дает дополнительную информацию к обширным раввинистическим мессианским ожиданиям. Этот хо­рошо известный псалом был также любимым псалмом Лютера, помогающим ему «справиться с трудностями, от которых ни один царь и ни один правитель» не мог избавить его. Первая часть псалма повествует о том, как сыны Аарона — священство — полагаются на ГОСПОДА:

«Из тесноты воззвал я к ГОСПОДУ, и Он услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. Господь за меня, не устрашусь... Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением».

Последняя часть псалма начинается со стиха 20, имеющего отношение к описанию, приведенному у Ездры 3: 11 о «положении основания дома Господня» (Храма). Это является частью Галдела (Hallel), или «псалмов прославления» 112-118, которые играют особую роль на всех крупнейших храмовых праздниках. По традиции заключительная часть этого псалма исполняется во время дневных празднований 14-го нисана; на семейной пасхальной церемонии в тот же вечер; в сам день Пас­хи; на Пятидесятницу — в день, когда был дан Закон; в вели­кий день “хошианна” в праздник кущей (Суккот); и во время Ханукки — празднования очищения Храма в 164 г. до Р.Х. Та­ким образом, каждый почитающий Бога ребенок знает эти стихи наизусть, с раннего возраста, и ученики Иисуса пели их при завершении Вечери Господней — Святого Причастия (Мф.26: 30; Мк.14: 26).

Традиционно мессианское истолкование прежде всего дается стихам 20-26 этого псалма:

«Вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен гря­дущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Гос­подняя.

Раввинистическое истолкование псалмов находит такие мес­сианские перекрестные связки между фрагментами Писания, в которых христианская экзегеза не ожидает найти ничего подоб­ного. Мы видели, как РаШИ соединяет между собой стих из 5-й главы Михея о Владыке, Который будет рожден в Вифлееме, с «краеугольным камнем», упомянутым в псалме 117, а также с «порослью» из псалма 71: 17, которая была до сотворения солнца, луны и звезд.

Самое поразительное заключается в том, что рабби считают возможным тот факт, что избранный народ может не принять Мессию — как мы видели из истолкования благословения Иако­ва. Эта идея, однако, очень близка с фрагментом об отвергнутом краеугольном камне. Но связано ли это каким-то (другим) обра­зом также и с Мессией?

Мидраш по псалмам и Талмуд оба описывают, как упомяну­тые выше библейские стихи обычно пелись: жители Иерусалима, которые за стенами, говорили: «О, ГОСПОДЬ, осанна (что означает «спаси нас»)», и народ Иуды, снаружи, говорил: «О, ГОСПОДЬ, даруй нам успех»; жители Иерусалима: «Благословен грядущий во имя ГОСПОДНЕ» и т.д.[212] Когда Иисус в начале Страстной недели въезжал в Иерусалим, мы помним, что люди устилали Его путь своей одеждой и пальмовыми ветвями и пели: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господ­не! осанна в вышних!» (Мф.21: 9, Мк. 11: 9-10, Лк 19: 37-38 и Ин. 12: 13-15).

Рабби Акива объясняет в Талмуде, что это Дух Святой дал эту песню и что израильтяне пели ее во время пересечения ими Чермного моря.[213] Предание ассоциируется здесь с именами рабби Иехуды и Шмуэля, которые говорили, что «пророки запове­довали Израилю, что в день их спасения они должны петь это своему спасителю».[214]

Зохар связывает основную тему псалма 117 с исходом Израи­ля из Египта. Пятнадцатая глава Книги Исход начинается сло­вами: «Пою Господу»[215] и описывает избавление Израиля из Чермного моря. Зохар объясняет, что «здесь имеется ссылка на “Грядущего”... Таким образом, Израиль должен петь это Тому, кто грядет». И «Бог еще раз прострет Свою ру­ку для того, чтобы спасти остаток Своего народа». Затем те, «кто умер из-за обмана змия, восстанут и станут со­ветниками Мессии-Царя». Это «царская» песня, и она гово­рит о «единстве веры и приходе Мессии». Говоря о Мессии, Зохар постоянно использует имена «Святой и Всевышний Царь». В будущем, «в дни Мессии-Царя, Израиль восславит радостное событие, когда они соберутся вместе в доме Святого. Слова “Он был мне спасением” сказаны о Мессии-Царе». Когда Святой Царь придет, Он «возрадуется Своему спасению; и Его спасение, конечно, означает ГОСПОДНЕ спасение, которое вернулось на Сион». [216] Истолкование Зохара, которое нисколько не пострадало от внешней цензуры Синагоги, представляет собой общепринятую, своего рода «нормативную» позицию ортодоксальных иудеев.

РаШИ, понимавший мессианскую сущность рассматриваемого псалма, также говорит о стихе 28: 16 из Исаии, что он указы­вает на «Мессию-Царя, Который должен быть основанием Сиона». В самом деле, этот стих констатирует, что Бог положит

«...в основание на Сионе камень, камень испытанный, крае­угольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».

Еврейское слово, использованное в конце этой фразы, yahish, означает «торопливость» или «спешку»: христианин не торопится! Христос действительно пришел как «основание» Израиля. Благо­честивый Симеон был одним из первых, кому довелось увидеть это, когда он сказал (Лк.2) о младенце Христе: «...Сей на паде­ние и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».

В иврите есть два слова, обозначающих «краеугольный ка­мень»: even pinnah и rosh pinnah — «краеугольный камень» и «глава угла». Метсудат Давида говорит, что этот отвергнутый камень «будет таким образом помещен в самое заветное место», чтобы все видели.

В 21-й главе Евангелия от Матфея Иисус рассказывает прит­чу о владельце виноградника, который послал своего сына по­смотреть, что происходит с его слугами. Они «постыдятся сына моего», сказал он сам себе. Однако, когда сын пришел, они, «схвативши его, вывели вон из виноградника и убили». Затем Иисус произносит слова, которые профессор Давид Флюссер из Иерусалимского еврейского университета считает самыми суро­выми во всем Новом Завете. «Они являются столь резкими, — однажды высказался профессор во время своей лекции, — что Иисусу даже трудно произносить их». Но Иисус все-таки сказал:

«Неужели вы никогда не читали в Писании: “камень, кото­рый отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших”. Потому сказы­ваю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит. И слышавши притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит».

Возможно, что, рассуждая именно об этих словах, Павел ска­зал, что ему следует «обратиться к язычникам» (Деян. 13: 46).

Но мог ли Иисус сказать так? В Талмуде по Иеремии 13: 17 есть фрагмент, который говорит о душе пророка, «в сокровен­ных местах оплакивающей гордость», которая не позволяет воз­дать Богу Славу, в результате чего «стадо Господне отведено бу­дет в плен». Рабби Шмуэль Бар Ицхак говорит, что это следствие «гордости Израиля, вот почему Тора будет от­нята у них и отдана языческим народам». [217] Таким образом, мы можем понять, что Иисус также вполне мог использовать та­кие суровые высказывания.

Под «строителями» иудейские ученые обычно подразуме­вают «учителей». Новый Завет также несколько раз ссылается на «основание во Христе». В конце 2-й главы Послания к ефесянам нам сказано, что мы

«...утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Са­мого Иисуса Христа краеугольным камнем... на Котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».

Подобным же образом Петр призывает нас:

«Приступая к Нему, камню живому, человеками отвер­женному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устраните из себя дом духовный... Ибо сказано в Писании: “вот, Я полагаю в Сионе камень крае­угольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится”. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но ко­торый сделался главою угла, камень претыкания и камень со­блазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову...» (1 Пет. 2: 4-8).

Христианин должен быть как «камень живой». Но как ка­мень может быть живым? В детстве мы, бывало, играли со ста­рыми почтовыми открытками в игру, где нужно было угадать, что изображено на перевернутой карточке — «животное, овощ или камень». В случае, когда кто-то угадывал, он получал эту открытку. Все неживые объекты мы называли «камнями». В арабском языке, однако, можно говорить как о «живых», так и о «неживых» камнях. Один арабский пастор как-то, по дороге в Вифлеем, объяснил мне, что необработанный, бесформенный камень, который еще не побывал в руках мастера, всегда яв­ляется «мертвым», но по мере того, как он обретает форму, он приходит к жизни. Он, таким образом, имеет форму, кото­рая будет «поддерживать и нести на себе другие камни», и он «подходит к своему собственному месту». Если здание по какой-то причине разрушается или его покидают, то эти лживые камина, обтесанные каменщиком, могут быть использованы в другом здании. Таким образом, камень, который был отверг­нут, может стать основным (краеугольным) камнем нового строения. На востоке со времен Хаммурапи своды строились та­ким образом, что их стены падали внутрь, если из них извлекал­ся ключевой («краеугольный») камень.

Поскольку псалом 117, как в раввинистической литературе, так и в Новом Завете, истолковывается в свете стиха 28: 16 Исаии, стоит привести пример того, как иудейские ученые по­нимают тот факт, что Мессия должен быть «краеугольным кам­нем Сиона»:

«“Краеугольный” камень здесь отвечает трем условиям: 1. Во-первых, он будет крепким, проверенным и твердо устано­вленным краеугольным камнем, потому что он является на­стоящим, чистым камнем, не имеющим примесей из песка или других материалов; 2. Во-вторых, он имеет такие разме­ры и форму, что будет помещен как драгоценный краеуголь­ный камень, подобный драгоценному камню сапфиру, чтобы он мог стать драгоценным краеугольным камнем; 3. Он дол­жен стоять на твердом основании, потому что все здание по­коится на нем. Он будет основанием оснований и будет под­держивать всю конструкцию. Эта аналогия означает, что этот царь, с одной стороны, сам был проверен и найден совершен­но праведным, не совершающим ошибок и чистым в помыс­лах своих. Слово yahish (торопиться) означает, что позднее он станет краеугольным камнем, который должен быть дра­гоценным семенем дома Давидова и основанием оснований... “Верующий в Него не постыдится” означает, что это не про­изойдет сразу, но сначала будут великие несчастья».[218]

Псалом 117 фактически должен быть решающим фактором в понимании истории спасения. Он совершенно недвусмысленно говорит о том факте, что Мессия сначала будет отвержен, но за­тем придет день, когда Он будет возвеличен до принадлежавшего Ему по праву царственного положения. Как мы увидим из опи­санного ниже случая, еврейский христианин может также найти утешение в этом.

Один молодой студент, наблюдая за строительством высоко­вольтной линии на склонах горы Кармил, случайно наткнулся на порванный и заброшенный в подлесок Новый Завет. Его отец был учителем Талмуда в местном колледже, поэтому сын был также хорошо знаком с раввинистической литературой. Сразу же, после первого прочтения, он понял, что Иисус был тем са­мым Избавителем, которого он искал в Ветхом Завете и писани­ях своего отца. И только две недели спустя он исповедал свою веру перед отцом. Его отец после этого предлагал ему деньги, дом и даже жену с единственным условием, что тот откажется от своих убеждений. (В благочестивых иудейских семьях роди­тели выбирают супруга для своих детей; в конце концов, они имеют гораздо больший опыт в этом деле, чем их «отпрыски»!)

Наш студент все же не покинул дома на Пасху. После Пас­хальной трапезы, седера, они начали традиционное пение псал­мов Галлела, и после исполнения псалма 118 самый младший член семьи, 19-летний парень, спросил своего отца: «Что это за камень?» Отец никак не отреагировал на этот вопрос. «Отец, что это за камень, который отвергли строители?» И снова глава семейства промолчал, хотя обычно он отвечал на вопросы в пас­хальные вечера. «Отец, что это за камень, который был постав­лен во главу угла?» — спросил мальчик в третий раз. После это­го наш верующий студент попросил разрешения ответить, и его отец кивнул в знак согласия. Ответ молодого человека был зага­дочным: «Это то, что между отцом и сыном!» Будучи хорошо знакомыми с каббалическими иносказаниями, оставшиеся члены семьи моментально поняли, о ком он говорит. Камень на иврите even. Читая первую часть этого слова (состоящую из трех ев­рейских букв), мы получаем слово av, «отец». Читая последнюю часть, начиная с середины, получаем ben, «сын». Разумеется, все слышали о том, что Иисус пришел между отцом и его первород­ным сыном. Вскоре тому студенту пришлось покинуть свою се­мью и сменить имя. Его новое имя на иврите означает «независимый» и говорит о тех огромных переменах, которые произошли в нем. В связи с тем, что он является признанным авторитетом в области восточных языков и знает греческий, ему была доверена основная ответственность по переводу Нового За­вета на современный еврейский язык.

Кульминацией 117-го псалма является обращение к Избави­телю:

«О, Господи, спаси же (евр. hoshiah-na, “осанна”.!.. Благо­словен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня».

Мы уже видели, как слово «ГОСПОДЬ» — Yahweh — ассо­циируется в раввинистической литературе с мессианскими эпите­тами. Таким же образом, согласно книге Даниила, Мессия дол­жен прийти, пока Храм еще стоит и, с другой стороны, пока еще «не отошел скипетр от Иуды». Так это и было. Иисуса дей­ствительно приветствовали «из дома Господня».

Мы уже видели, что в псалмах обрисована довольно четкая картина страданий Мессии и Его славы как десницы Божьей. И мы знаем, как Его «оправдание» (праведность) будет провозгла­шено даже тем людям, которые еще не родились. Стихи 4-5, 21-22 и 26-27 псалма 88 описывают осуществление мессианского пророчества с позиции завета:

«Я поставил завет с избранным Моим... святым елеем Моим помазал его... Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего».

То, о чем говорится в этом псалме, имеющем мессианское ис­толкование, естественным образом стыкуется с дискуссией об отвержении Мессии. Метсудат Давида в своих комментариях этого псалма говорит, что это завет милости и что «он был дан семени Давидову на веки вечные и не будет отменен даже во время их рассеяния, это будет возвращено в дни Мессии и никогда больше не прекратится». [219]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал