Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О тесномъ и прискорбномъ пути и о добромъ пристанище вечной жизни.
Братiя и Отцы! Всякiй человѣ къ, идущiй какимъ-либо неудобопроходнымъ и долгимъ путемъ, терпитъ отъ трудности путешествiя великiя скорби; но въ надеждѣ на доброе пристанище переноситъ злостраданiе въ пути, постоянно понуждая себя со всякимъ усердiемъ, пока не достигнетъ онаго мѣ ста. Что значитъ сiя притча? То что и мы иноки идемъ въ сей жизни путемъ, который тѣ сенъ и прискорбенъ, въ особенности же дологъ и исполненъ страданiй. И какъ это отрицать, когда мы во всю свою жизнь должны соблюдать дѣ вство и цѣ ломудрiе, повиновенiе и строгое послушанiе, также очищать помыслы, низлагать всяко возношенiе взимающееся на разумъ Божiй, и плѣ нять всякъ разумъ въ послушанiе Христово (2 Кор. 10, 5), и все другое, что въ монашеской жизни за симъ послѣ дуетъ. Но конецъ и этого пути весьма радостенъ. Что же это такое? Жизнь вѣ чная, которую неложный Богъ нашъ обѣ щаетъ дать терпящимъ Его ради. Посему будемъ и мы, братiя, переносить все скорбное въ этой временной жизни, ради жизни вѣ чной, съ благодаренiемъ и постоянствомъ, прославляя Бога въ тѣ лесѣ хъ и въ душахъ нашихъ. Но какъ прославлять Бога? На это представлю вамъ одинъ примѣ ръ. Тому два дня пришли посѣ тить насъ нѣ которые изъ мiрянъ; и когда увидѣ ли, что мы всѣ сидѣ ли вмѣ стѣ и въ рукахъ нашихъ держали и очищали красный лукъ, а устами пѣ ли Давидовы псалмы, то прославили и благодарили Бога, и получили пользу, и такимъ образомъ исполнилось сказанное Господомъ: тако да просвѣ тится свѣ тъ вашъ предъ человѣ ки, яко да видятъ ваша добрая дѣ ла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣ хъ (Матѳ. 5, 16). Вотъ вы въ этомъ дѣ лѣ прославили Бога и тѣ ломъ вашимъ и духомъ. Но и еще прославляйте Его всегда и во всякое время, и всякимъ образомъ, проводя богоугодную жизнь; ибо мы, люди, по большей части соревнованiемъ возбуждаемся къ добродѣ тели; какъ и Божественное Писанiе говоритъ: не ревнуй лукавнующимъ, ниже завиди творящимъ беззаконiе, зане яко трава скоро изсшутъ, и яко зелiе злака скоро отпадутъ (Псал. 36, 12); но ревнуй доброе творящимъ. И въ жизни сей временной желающiе выучиться искусству идутъ учиться не къ плохому художнику, но къ хорошему и искусному, ревнуя сдѣ латься такимъ же, какъ и онъ, будетъ ли то зодчiй, или живописецъ; и вообще никто не пойдетъ къ неопытнымъ и неученымъ, но къ искуснымъ художникамъ. Если же мы въ вещественномъ и тлѣ нномъ такъ поступаемъ, тѣ мъ болѣ е въ сей наукѣ наукъ и искусствѣ искусствъ должны мы направлять жизнь свою по примѣ ру мужей святыхъ, а не грѣ шныхъ. Посему будемъ, братiя, подражать тѣ мъ, которые отъ юности и до старости сохраняли повиновенiе, не говорю — древнимъ святымъ, но тѣ мъ, которые просiяли въ нашемъ братствѣ. Будемъ подражать тѣ мъ, которые простотою побѣ дили козни дiавола; будемъ подражать тѣ мъ, которые проводили добрую жизнь въ безпрекословномъ послушанiи, и совершили путъ подвижническiй. Если хотите, будемъ подражать тому, который повелѣ ваетъ намъ, говоря: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1). И еще говоритъ: бывайте убо подражатели Богу, яко же чада возлюбленная, и ходите въ любви, якоже и Христосъ возлюбилъ есть насъ, и предаде Себя за ны приношенiе и жертву Богу въ воню благоуханiе (Ефес. 5, 1. 2). Ужели мы не перенесемъ и малой скорби съ благодаренiемъ? Христосъ подвергался поношенiямъ, какъ и Писанiе говоритъ: Поношенiя поносящихь Ти нападоша на мя (Псал. 68, 10); а мы неужели не потерпимъ и малаго братняго оскорбленiя и презрѣ нiя. Какъ же мы будемъ вмѣ стѣ со святыми, если не подражаемъ имъ и не слѣ дуемъ стопамъ ихъ? Какъ будемъ царствовать со Христомъ, если не будемъ сообразны смерти Его, и не прiобщимся пречистымъ страстямъ Его? Аще праведникъ едва спасется, нечестивый и грѣ шный гдѣ явится (1 Петр. 4, 18)? Видите ли строгость нашей святой вѣ ры, что и праведникъ едва спасается? Какъ же будетъ праведникомъ тотъ, кто нетерпѣ ливъ, не переноситъ трудовъ подвижничества, помнитъ старыя вражды и оскорбленiя, кто возжигается и воспаляется смущенiемъ и не имѣ етъ мира и любви къ Богу? Кто имѣ етъ въ себѣ эти страсти и слѣ дуетъ имъ, тотъ по необходимости будетъ отлученъ отъ общежительнаго союза, а отпадая отъ онаго, по необходимости долженъ подвергнуться вѣ чному осужденiю. Въ безумiи опять говорю то, что и прежде говорилъ: не былъ ли я послушникомъ? Не имѣ лъ ли игумена, эконома, духовнаго и плотскаго отца и братiй по духу и по плоти? Между ними я пребывалъ, какъ въ огнѣ, привлекаемый туда и сюда, и борясь противъ двухъ противоположныхъ жизней. Но избавиться сего не могъ ничѣ мъ инымъ, какъ только терпѣ нiемъ и исповѣ дью, и тѣ мъ, что всѣ грѣ хи приписывалъ себѣ, что они мои; ибо ничто не можетъ умирить смущенную душу, какъ терпѣ нiе. А вы все такiе же, какъ и были. Довольно сказаннаго. Вы искушаете меня, когда я васъ поучаю, и пренебрегаете мною, какъ невѣ ждою и незнающимъ того, чему васъ поучаю; между тѣ мъ какъ и малымъ дѣ тямъ ясно, что вы дѣ йствуете по побужденiю дiавольскому[102] и не смиряетесь подъ крѣ пкую руку Божiю, гдѣ отрада, покой и жизнь безъ попеченiя. Вы думаете, что исповѣ дуетесь, но дѣ лаете это неискренно; это не исповѣ дь, а словопренiе и взаимное обличенiе, какъ на мiрскомъ судилищѣ, къ погибели душъ вашихъ, къ униженiю моего сана и ко вреду всѣ хъ слышащихъ. Думаю, что сказанное мною васъ опечалило; и вижу, что скорбите; но я потому и бесѣ дую, что болѣ зную о васъ; притомъ въ день суда Божiя и отвѣ тъ долженъ отдавать за каждаго изъ васъ, И такъ какъ написано: се нынѣ время благопрiятно, се нынѣ день спасенiя (2 Кор. 6, 2), то отъимемъ, братiя, лукавство отъ душъ нашихъ, научимся добро творить, будемъ чисты предъ Богомъ, освятившимъ насъ, прежде нежели придетъ день Господень страшный и грозный, въ который и за праздное слово отдадимъ отвѣ тъ; ибо смерть такъ близка къ намъ, какъ тѣ нь наша, дабы намъ получить жизнь вѣ чную, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.
|