Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Институциональные и социокультурные факторы трансформации экономики в России⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Современное предпринимательство в мире строится на системе нравственных ценностей и нормах, побуждающих людей к этой деятельности. В принципе, любая цивилизация базировалась на гуманистических идеалах, а не на законах личной выгоды, жесткого прагматизма и жадности. В основе западноевропейского и американского капитализма лежала протестантская мораль и культура экономических и деловых отношений. В США она отразилась в Великой американской хартии. Рыночное экономика управляется объективными экономическими законами, но реально определяется, как пишет известный немецкий ученый-институционалист К. Штайльманн, «живыми людьми, в желаниях и выборах которых наличествует целая совокупность ожиданий, норм, установок, традиций, индивидуальных ценностей и ценностных ориентаций, различных моральных и нравственных представлений».12 Именно эти факторы оказывают влияние на институциональные и социокультурные структуры, во многом определяющие функционирование механизмов рыночного хозяйства и получения прибыли. Широко известно, что российская история предпринимательства, русское православие и народная этика создавали атмосферу организации бизнеса в России на базе глубокого почитания идеалов добра и справедливости. Хорошо зная современную российскую действительность, К. Штайльманн пишет: «Россия — страна духовная. Она такой была, остается и такой будет всегда». Сущность эстетико-этических принципов российского предпринимательства заключалась в превосходстве духовно-нравственных мотивов над мотивами материальными. Известна поговорка: «Лишнего не бери, карман не дери, души не губи». Такой принципиальный подход стимулировал повсеместную благотворительность российских предпринимателей, строительство ими больниц, школ, церквей, создание музеев и т. д. Одна из известных организационных форм рыночной экономики — коммандитное товарищество — в России официально называлась «товариществом на вере», т. е. на доверии. Это не случайное, уникальное название в полной мере отражало высокий этический уровень деловых отношений того времени. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский, изучавший и глубоко знавший психологию русского народа, в свое время не без основания писал, что этот народ оказался, возможно, единственным народом, который устоял перед натиском золотого тельца и властью денежного мешка. Следует заметить, что после октябрьского переворота 1917 г. эти широко известные представления безосновательно извращались большевистской пропагандой, стремившейся уничтожить их в народной памяти. После слома тоталитарного режима в России и проведения поспешной и неправомерной приватизации государственной собственности в стране широко распространилась тенденция всеобщего поиска путей обогащения без всяких ограничений.
Это стимулировалось тем, что, с одной стороны, в условиях еще слабой и неустойчивой новой власти приватизация происходила поспешно, под колоссальным давлением различных деструктивных групп, включая криминальные; с другой стороны, идеология безнравственного обогащения уже укоренилась во взглядах постсоветских слоев партийной и государственной номенклатуры «позднебрежневской эпохи». Именно эта многотысячная армия, включавшая многих партийных чиновников и дельцов (а также их семьи), имевших уже накопленные неправедными путями средства и наиболее близкий доступ к собственности, часто при участии откровенного криминала интегрировала идеологию безнравственного обогащения любыми средствами, в том числе и преступными. Наступило время, когда почти все стало измеряться деньгами, включая престиж, успех и карьеру. На авансцену вышли беспринципность, эгоизм и жажда наживы, а также преступная деятельность, приносящая огромный ущерб государству и репутации предпринимательской деятельности в глазах мирового сообщества. Сложившаяся ситуация постепенно преодолевается. Исполнительная власть, законодательная и судебная системы предпринимают много усилий, чтобы сломать преступные, противозаконные модели и схемы функционирования хозяйственных структур, укрепить законы, усилить контроль их выполнения. Этим тенденциям, безусловно, способствует международная среда бизнеса, институты которой требуют соблюдения общепринятых этических норм и ценностей. В этом направлении успешно работает и сравнительный менеджмент, так как устойчивое сотрудничество компаний разных стран в условиях глобализации возможно только на базе общих или совпадающих и реально функционирующих правовых, моральных и нравственных норм и правил. Таким образом, национальные традиции, активные действия государственной власти всех уровней, законодательной и судебной системы, однозначные требования внешней среды, ориентированной на действующие в мире нормы и правила, наконец, активное функционирование российского бизнеса в международном сообществе будут необратимо способствовать восстановлению в России высоко-духовных и нравственных институтов.
Контрольные вопросы 1. Что такое институционализм? Назовите основные периоды развития институциональной теории. 2. Понятие институтов по Дж. Коммонсу и Д. Норту. 3. Охарактеризуйте роль государства в экономике с позиций Р. Коуза. 4. Опишите институциональную среду сравнительного менеджмента. 5. Назовите примеры современных международных и национальных экономических институтов. о. Назовите примеры социокультурных и общественных институтов. 7. Как вы понимаете критерии оценки институтов разных стран с позиций их совместности и преемственности? 8. Каковы институциональные и социально-культурные факторы в России?
Литература 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М., 1999. 2. Введение в институциональную экономику / Под редакцией академика РАН Д.С.Львова. -М., 2005. 3. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. — М., 1969. 4. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1976. 5. История экономических учений. — М, 2007. 6. Классики менеджмента. — СПб.: Питер, 1999. 7. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело, 1993. 8. Норт Д. Институты, национальные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. 9. Тарушкин А. Б, Институциональная экономика. — СПб.: Питер, 2004. 10. Тоффлер Э. Третья волна. — М., 2004. 11. Commons]. К. Institutional Economics // American Economic Review. Vol. 21 1934.
|