Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделите основные геополитические интересы Китая в ЦА.






Китай рассматривает Центральную Азию как стратегический важный для себя регион. На то есть несколько причин.

Во-первых, Центральная Азия исторически была сферой геополитических и торгово-эконо мических интересов Китая. Через эти территории некогда проходил оживленный Великий Шелковый путь, и сотни караванов с европейскими товарами направлялись за китайским шелком и другими ди ковинными изделиями. В ХУШ-XIX веках, завоевывая Синьцзян, Цинские правители даже претен довали на некоторые земли этой части Азии, вплоть до озера Балхаш. В 60-70-е годы XX века, в пе риод обострения советско-китайских отношений, с подачи Мао Цзэдуна в Китае вновь муссировался вопрос о «неравноправных» договорах и территориальных претензиях Китая к соседям, в том числе и к республикам Средней Азии.

Во-вторых, Китай имеет общую границу с тремя из пяти центральноазиатских государств — Ка захстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном. После заключения Китайской Народной Республикой договоров о границе с Казахстаном и Кыргызстаном были урегулированы спорные вопросы. При на личии добрососедских отношений географическая близость, урегулированные и открытые границы, а также налаженные транспортные коммуникации естественно создают благоприятные возможности для развития деловых и иных контактов.

В-третьих, в Синьцзяне, граничащем с центральноазиатскими государствами, проживает значи тельное количество уйгуров, казахов, кыргызов, узбеков, имеющих родственные связи со своими со племенниками в Центральной Азии1. Эти связи могут способствовать сепаратистским настроениям в Синьцзяне, о чем постоянно тревожатся в Пекине. Суть потенциально конфликтной проблемы состо ит в том, что Пекин может обвинить центральноазиатские государства в том, что они предоставляют территории в качестве базы уйгурским организациям, ведущим подрывную деятельность против Ки тая. В западной печати появляется немало публикаций о том, что возникновение новых независимых государств в Центральной Азии стимулирует в Синьцзян-Уйгурском автономном районе борьбу род ственных им тюркско-мусульманских народов, в основном уйгур, за национальное освобождение (в СУАР КНР имеются крупные месторождения нефти).

В-четвертых, Центральная Азия рассматривается в Пекине как важнейший экономический парт нер, от сотрудничества с которым зависит успех программ развития народного хозяйства Северо-Запада КНР. Особый и постоянно возрастающий интерес проявляет Китай к нефтяным и газовым ме сторождениям ЦА. Особый интерес Пекина к энергоносителям Казахстана обусловливается не толь ко тем, что эта республика граничит с Синьцзяном, что позволяет проложить нефтепроводы прямо в Китай, но и тем, что Казахстан представляет собой естественный континентальный мост, ведущий в Иран и Ирак, т. е. в тот регион, где китайцы собираются в ближайшее время усилить свое влияние.

И еще один важный факт, который нельзя не учитывать — по подсчетам самих китайских уче ных, природные ресурсы и экономические возможности КНР в ее современных границах способны обеспечить, по самым оптимичным прогнозам, население в 1, 5 млрд. человек.

Таким образом, Китай стал крупным действующим фактором в новой «большой игре» в Цен тральной Азии и бросает откровенный вызов другим ведущим игрокам — России, США, Ирану и Турции. Вкладывая деньги в нефтяную и газовую промышленность Центральной Азии, Пекин забо тится не только о легком доступе к энергоносителям, чтобы быть во всеоружии в XXI веке, но и о налаживании прочных стратегических связей со странами региона. Со временем эти связи могут при вести к тому, что Россия не будет больше контролировать там ситуацию, а США столкнутся со зна чительными трудностями в попытках добиться преобладающего влияния в Центральной Азии. Кроме того, Китай создает сейчас новую зону влияния на Ближнем Востоке, развивая тесные отношения с Ираном и Ираком, в расчете на поставки энергоносителей. Он надеется, что ему в конце концов уда стся объединить эту зону с регионом Каспийского моря и образовать третий полюс на богатом неф тью и газом Ближнем Востоке, где традиционно доминировали западные и арабские страны.

Китай вынужден учитывать, что страны Центральной Азии в данный момент ориентируются, прежде всего, на Россию, затем — на Запад, страны исламского мира и только потом — на Китай. Суть стратегии Пекина сводится к следующему:

- не допустить доминирования в Центральной Азии ни одной крупной державы или политико-идеологической силы, включая Россию, США, остальной Запад и исламские страны;

- исключить негативное этническое воздействие стран Центральной Азии на Синьцзян-Уйгур-ский автономный округ;

- превратить Центральную Азию в ключевого поставщика энергоносителей и своего важнейше го экономического контрагента в целом;

- добиться в перспективе лидирующих позиций Китая в регионе в целом;

- получать поддержку центральноазиатских стран в вопросе о Тайване и Тибете, ограничении сепаратистской националистической деятельности в Китае.

В свою очередь, центральноазиатские правительства рассчитывают использовать авторитет Ки тая для установления более тесных связей с мировым сообществом, особенно со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Пекин нужен Центральной Азии для того, чтобы уравновесить российский и исламский факторы и еще один важный фактор — опыт и успехи экономической реформы в Ки тае — своего рода маяк для стран Центральной Азии.

 

50. Дайте характеристику " пятому поколению" китайских руководителей.

Поколения руководителей КНР — условное обозначение лидеров в руководстве КНР, сменявших друг друга, начиная с провозглашения КНР в 1949 году. Первое поколение связано с именем Мао Цзэдуна (теория «новой демократии» и учение о строительстве социализма), второе — с Дэн Сяопином (о строительстве социализма с китайской спецификой), третье — с Цзян Цзэминем (о «тройном представительстве» КПК), четвёртое — с Ху Цзиньтао («научная концепция развития»), пятое — с Си Цзиньпином.

в 2012-2013 гг. на смену 4 поколения пришло 5ое. Ген секретарь- Си Цзиньпин, премьер Госсовета Китая (т.е. напарник в решении сложных государственных и внешнеполитических задач)- Ли Кэцян. Таким образом, Си Цзиньпину, как главе «пятого поколения» руководителей предстоит управлять Китаем до 2023 года.

Новым министром иностранных дел стал Ван И, долгое время работавший послом в Японии. Министерство обороны КНР возглавил Чан Ваньцюань, руководивший до этого Главным управлением вооружений и военной техники армии КНР. Чан также курировал программу пилотируемой космонавтики Китая. Новым министром финансов назначен Лоу Цзивэй, руководивший до этого суверенным фондом страны, а министерство коммерции возглавил Гао Хучэн, уже работавший в ведомстве заместителем министра. Кроме того, 16 марта были назначены четверо вице-премьеров Госсовета.

Основной состав пятого поколения руководителей будет управлять Китаем десять лет – до 2022-23 годов, когда по уставу КПК им придется уступить кресла новому, шестому, поколению лидеров. Эта десятилетка будет решающей для судьбы Китая. Именно в этот период, по прогнозам ведущих глобальных банков, Китай по объему ВВП обгонит США и станет крупнейшей мировой экономикой (Standard Chartered предсказывает, что это может произойти уже в 2020 году). Но еще больше масштаб вызовов, на которые они должны дать ответы: исчерпание модели роста экономики, коррупция, пузыри на рынке недвижимости, старение населения, растущая зависимость от импортных энергоносителей, загрязнение окружающей среды, обострение противоречий с соседями и США, рост требований граждан по отношению к власти.

У лидеров пятого поколения немало общего. Почти все родились либо незадолго до основания КНР в 1949 году, либо сразу после, так что всю сознательную жизнь они провели в коммунистическом Китае. Почти все так или иначе пострадали в годы культурной революции на излете 1960-х, а их взрослая жизнь проходила уже в другой стране – с рынком и очень специфическим капитализмом. В отличие от представителей четвертого поколения, имевших в основном дипломы инженеров, новые лидеры – специалисты в экономике, финансах, праве или гуманитарных науках. По сравнению с предшественниками они лучше образованны (у некоторых есть дипломы лучших западных университетов) и куда сильнее интегрированы в глобальную элиту.

Хотя многие обязаны карьерой старшим товарищам, никто из них не попал на самый верх властной пирамиды случайно. Все начинали с младших должностей и работали в глухих регионах, а затем десятилетиями карабкались по карьерной лестнице в соответствии с системой воспитания руководящих кадров, придуманной Дэн Сяопином и его соратниками в 1980-е под влиянием воспоминаний о режиме Мао и наблюдений за развалом СССР с его одряхлевшим политбюро.

Пятое поколение руководителей – одна большая команда, в которой девять постоянных членов политбюро можно сравнить с правлением корпорации, а будущего генсека КПК и председателя КНР – с президентом правления, первым среди равных. Принцип коллективного руководства не позволяет ему превратиться в авторитарного лидера, а баланс различных группировок в политбюро обеспечивает принятие оптимальных решений, которые должны устроить всех.

Впрочем, девятью постоянными членами политбюро пятое поколение не ограничивается – это лишь верхушка айсберга. Под толщей воды скрываются ушедшие в тень представители прежних поколений руководителей, которые продолжают играть важную роль при принятии решений, их семьи и другие члены элиты, занимающие командные должности в бюрократии, экономике и силовом блоке. Все они – держатели крупных пакетов акций China Inc., в которой у миллионов граждан КНР, не входящих в элиту или хотя бы не состоящих в КПК, – лишь маленькая миноритарная доля.

При этом, несмотря на монолитность перед лицом вызовов и все более требовательного населения, внутри китайская элита крайне неоднородна. Патрон-клиентные отношения, деловые и родственные связи становятся основой для возникновения неформальных внутрипартийных группировок, которые борются за власть в партии и контроль над страной.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал