Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика музыкальных способностей (по Теплову)






К числу основных музыкальных способностей Б. Теплов относил:

-- Ладовое чувство - способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные.

-- Музыкально-слуховые представления или " внутренний слух" - способность " в уме" прослушать музыку, которую человек воспринял ранее.

-- Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания.

 

Проблема диагностики способностей

Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам. Однако все тесты и проверочные задания, якобы ориентированные на проверку способностей, измеряют именно знания, умения и навыки!

Тесты не выявляют потенциала развития человека, они отражают лишь актуальный уровень развития способности. В настоящее время в музыкальные школы поступают дети, совершенно не способные петь. Что это? - отсутствие слуха или просто несформированный навык? Нередко такие дети живут в " непоющих" семьях, и обучение в музыкальной школе помогает обнаружить у ребёнка и музыкальный слух, и неплохой голос.

Тесты способностей стандартизированы и ограничены. Способность человека может быть шире тестовых показателей. Зачастую творческие дети не справляются со стандартными тестами, давая оригинальные, но " неправильные" ответы.

В этом основной парадокс диагностики способностей. Их невозможно проверить с помощью однократного " среза" показателей.

Единственный способ - длительное наблюдение за человеком. Но его не всегда возможно обеспечить, особенно в условиях приёмных испытаний.

Также невозможно точно определить наличие задатков у человека. По определению, задатки - врождённые качества. Значит, они уже присутствуют (или отсутствуют) у пятидневного младенца. Однако выявить их наличие или отсутствие в этом возрасте невозможно. За исключением, пожалуй, основного задатка для развития музыкального слуха - наличия физического слуха. Глухой от рождения человек не будет иметь и музыкального слуха.

 

Музыкальный слух

Музыкальный слух - способность человека

а) различать музыкальные звуки,

б) воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных построений

в) производить и воспроизводить музыку (сочинять, исполнять)

 

Уровни функционирования музыкального слуха

 

Музыкальный слух - сложная многосоставная система, связанная со сложной природой самого музыкального звука, которая функционирует на 3-х уровнях:

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал