Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика музыкальных способностей (по Теплову)
К числу основных музыкальных способностей Б. Теплов относил: -- Ладовое чувство - способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные. -- Музыкально-слуховые представления или " внутренний слух" - способность " в уме" прослушать музыку, которую человек воспринял ранее. -- Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания.
Проблема диагностики способностей Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам. Однако все тесты и проверочные задания, якобы ориентированные на проверку способностей, измеряют именно знания, умения и навыки! Тесты не выявляют потенциала развития человека, они отражают лишь актуальный уровень развития способности. В настоящее время в музыкальные школы поступают дети, совершенно не способные петь. Что это? - отсутствие слуха или просто несформированный навык? Нередко такие дети живут в " непоющих" семьях, и обучение в музыкальной школе помогает обнаружить у ребёнка и музыкальный слух, и неплохой голос. Тесты способностей стандартизированы и ограничены. Способность человека может быть шире тестовых показателей. Зачастую творческие дети не справляются со стандартными тестами, давая оригинальные, но " неправильные" ответы. В этом основной парадокс диагностики способностей. Их невозможно проверить с помощью однократного " среза" показателей. Единственный способ - длительное наблюдение за человеком. Но его не всегда возможно обеспечить, особенно в условиях приёмных испытаний. Также невозможно точно определить наличие задатков у человека. По определению, задатки - врождённые качества. Значит, они уже присутствуют (или отсутствуют) у пятидневного младенца. Однако выявить их наличие или отсутствие в этом возрасте невозможно. За исключением, пожалуй, основного задатка для развития музыкального слуха - наличия физического слуха. Глухой от рождения человек не будет иметь и музыкального слуха.
Музыкальный слух Музыкальный слух - способность человека а) различать музыкальные звуки, б) воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных построений в) производить и воспроизводить музыку (сочинять, исполнять)
Уровни функционирования музыкального слуха
Музыкальный слух - сложная многосоставная система, связанная со сложной природой самого музыкального звука, которая функционирует на 3-х уровнях:
|