![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы обучения и образования
Принципы обучения 1. Принцип наглядности - любое теоретическое знание должно быть проиллюстрировано (устные примеры, наглядный показ). Содержание наглядности зависит от содержания предмета: это может быть рисунок, схема, предмет (например, скелет лягушки на уроке биологии), звучащее произведение на истории музыки, вкус на занятиях по кулинарии, запах на уроках парфюмерии. Правила предъявления наглядности: а) соблюдать равновесие между теоретическими рассуждениями и примерами б) пример должен подтверждать и разъяснять теоретическое утверждение 2. Принцип доступности - новый материал должен быть в зоне реальных учебных возможностей ученика: чуть сложнее, чем в предыдущий раз. Известно, что для продуктивного освоения нового материала, в нём должно быть от 20 до 40 процентов новизны или усложнения. Например, учебный текст на иностранном языке должен содержать от 20 до 40% новых слов. В этом случае ученик справится с текстом и продвинется в освоении языка. Если количество новых слов будет менее 20% - ученик справится с текстом, но останется примерно на прежнем уровне. Если же новых слов будет более 40%, (например, 70%) - текст будет недоступен ученику. Зона от 20 до 40% психологом и педагогом Л. Выготским была названа " зоной ближайшего развития". Реализация принципа доступности затруднена в групповой работе, особенно если ученики сильно отличаются по актуальному уровню развития. 3. Принцип индивидуального подхода - учёт особенностей ученика или группы. Приспособление содержания, форм и методов обучения к индивидуальным особенностям ученика или группы. 4. Принцип воспитывающего обучения - формирование личности ученика в процессе обучения. Следование этическим нормам в ходе преподавания предмета. 5. Принцип систематичности и последовательности - обучение должно иметь логику: в изложении материала, в чередовании самостоятельной работы и работы с преподавателем, в сочетании интенсивных и рассредоточенных форм работы 6. Принцип активности и сознательности - а) ученик сознательно принимает стоящие перед ним задачи б) максимально стремится к решению этих задач в) достигает заданный результат (хотя бы в небольшой степени)
Принципы образования 1) гуманистический характер образования: приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
|