![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастные особенности личности в связи с задачами воспитания и развития. Возрастные периодизации.
Понятие о возрасте -- Календарный возраст - количество прожитого времени с момента рождения (дни, месяцы, годы...) -- Уровень развития какой-либо функции (психологическое понимание возраста). Коэффициент интеллекта (IQ) - умственный возраст, который рассчитывается исходя из количества правильно выполненных заданий теста, пересчитанных на календарный возраст человека. Также существует понятие " физиологического возраста " (" несмотря на то, что вам уже 50, ваш организм сохранился и функционирует как у 40-летнего..."), " социального возраста ", " личностного возраста", " эмоционального возраста " и т.п.
Соотношение " календарного" и " психологического" возраста отражено в возрастных периодизациях. У каждого возрастного этапа есть свои психологические задачи. Любое качество должно быть сформировано вовремя. Если время упущено - бывает сложно (иногда невозможно) компенсировать упущенное. Например, если маленький ребёнок в младенчестве и раннем детстве будет лишён человеческого общения, то он не сможет научиться говорить. Примеры тому - " реальные Маугли", дети, воспитанные животными. Преждевременное приобретение какого-либо качества - тоже не всегда продуктивно. Например, ранняя сексуальная жизнь может истощить человека энергетически и физически.
Возрастные периодизации - схемы возрастных изменений каких-либо значимых функций или свойств у человека. Периодизации отражают актуальные задачи того или иного возраста. Рассмотрим некоторые примеры периодизаций.
Возрастные задачи на основании периодизации Э.Эриксона
Э.Эриксон выдвинул теорию " ядерных личностных конфликтов". Согласно данной теории, ядро личности человека (или, по Юнгу, - " самость ") развивается в ходе решения внутриличностных базовых конфликтов при взаимодействии с обществом. В течение жизни человек проходит через 8 основных конфликтов (8 периодов). Важно последовательно разрешать конфликты. Нерешённый конфликт затормозит личностное развитие и будет препятствовать решению последующих конфликтов. Однако ситуация нерешённого конфликта не фатальна. Каждый конфликт может быть решён позднее с помощью специальных психологических техник, символически " возвращающих" человека на предыдущие возрастные этапы вплоть до младенчества и дородового периода (например, техники Холотропного дыхания или Ребёфинга).
Возрастные задачи на основе теории кризисов Н. Логиновой
Кризис - момент перехода количественных накоплений в качественные изменения. Чаще всего, кризис - болезненное переживание, хотя и не всегда. Возрастные кризисы могут длиться от нескольких месяцев (в детстве) до нескольких лет (у взрослого человека). Время начала и завершения кризиса даётся приблизительно: чем старше человек, тем б о льшую роль играют индивидуальные особенности развития личности. 1-й кризис. " Кризис 1 года". Ребёнок " отделяется" от взрослого. Требует не просто опеки, а совместной деятельности. Если раньше ему было достаточно находиться у взрослого на ручках, то теперь он будет требовать внимания лично к себе. В случае отсутствия внимания - будет протестовать. Важно давать ребёнку это внимание, периодически обращаться к нему, даже выполняя какую-то работу или читая книгу. 2-й кризис. " Кризис 3-х лет" В этом возрасте происходит первая социализация личности, рождение " я". Признаки кризиса: -- Появление слова " Я" и других местоимений -- Острая аффективная реакция на критику, обидчивость, капризность -- Негативизм. Желание делать всё наоборот -- Освоение " иллюзорного мира", мира " как будто". Игра с воображаемыми объектами (" это не стул, а самолёт"). Создание воображаемых друзей, недругов, нейтральных существ и взаимодействие с ними (" мама, налей и гномику чай! ", " это не я пролил суп, а злой дракон! "). Ложь как средство " проверки мира на прочность". Важно поддержать развитие фантазии ребёнка, направляя её в нужное русло. -- Настойчивость в деятельности и предвидение её конечного результата -- Острое переживание успеха. Разбита чашка: " Мама! Смотри! Смотри! " - радостно кричит малыш -- Нетерпимость к опеке взрослого. " Я сам(а)! "
|