![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные категории дидактики
Дидактика - раздел педагогики по вопросам обучения и образования.
Категории дидактики: -- Цели обучения и образования Цели далёкие и близкие, общие и ситуативные. В сознании педагога и в сознании ученика. Важно осознавать и координировать цели обучения и образования на всех уровнях. -- Содержание обучения и образования Содержание обучения зависит от содержания изучаемого предмета. Содержание образования - соотношение знаний, умений и навыков по общим и специальным дисциплинам. Например, в системе консерваторского образования существует несколько групп дисциплин, которые могут быть представлены в виде системы концентрических окружностей: 1-й круг - специальные предметы (специальность и те предметы, которые выносятся на государственный экзамен, которые дают квалификацию в дипломе) 2-й круг - предметы, которые изучают только студенты-музыканты (сольфеджио, гармония и т.п.) 3-й круг - общеэстетические и общепрофессиональные предметы - их изучают все студенты-гуманитарии 4-й круг - общеобразовательные предметы (так называемый федеральный государственный стандарт). Их изучают все студенты без исключения (история, иностранный язык, экономика и т.п.) В идеале, акцент должен быть на первом круге предметов. Предметы четвёртого круга должны изучаться обзорно. -- Принципы обучения и образования Исходные требования, позволяющие эффективно организовать процесс учебной деятельности -- Методы обучения Способы совместной деятельности педагога и ученика, направленные на освоение предмета -- Процесс обучения Основан на взаимодействии 3-х концепций обучения: концепции преподавания (" Педагогика памяти"), концепции стимуляции (" Педагогика мышления") и концепции консультации - научного руководства (" Педагогика творчества") -- Формы организации процесса обучения и образования а) Формы овладения учебным материалом (урок, мастер-класс, семинар и т.п.); б) Формы проверки учебного материала (зачёт, экзамен, контрольная работа и т.п.) в) Формы получения общего и профессионального образования: начальное общее/ начальное профессиональное; среднее общее/ среднее профессиональное; высшее профессиональное; послевузовское; дополнительное Обучение и образование - черты сходства и отличия понятий Обучение - овладение знаниями, умениями, навыками в какой-либо сфере деятельности. Образование - система дисциплин, которую должны освоить учащиеся.
Возникает вопрос - должен ли человек быть широко образованным или хорошо обученным? Что важнее для деятельности? Существуют диаметрально противоположные ответы на эти вопросы.
|