![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема оценочной деятельности педагога. Оценка и отметка.
Оценка - эмоционально выраженное отношение (к какому-либо предмету, явлению, виду деятельности или к самому человеку). В педагогике оценка - эмоционально выраженное отношение к учебной деятельности, её ходу, результатам, итогам. Оценка может не выражаться количественно. Улыбка, кивок головы, хмурое лицо, слова " молодец", " безобразие", " ужас" - всё это виды оценки.
Отметка - количественно выраженная и зафиксированная оценка. Отметка выставляется в каком-либо документе (тетрадь, дневник, журнал, зачётка, диплом и т.д.)
Функции оценки: -- Подкрепляющая -- Направляющая деятельность -- Стимулирующая
Что оценивают педагоги: -- Итог работы а) Знания фактов, данных, концепций. То, что ученик запомнил и сумел изложить. Если говорить об исполнительской деятельности - то это оценка " чистоты" текста, оценка отсутствия или наличия текстовых ошибок, оценка соответствия темпа эталону. б) Навыки мышления (в том числе исполнительского) в) Самостоятельность, собственное мнение, оригинальность подхода к излагаемому материалу или исполняемому произведению. -- Процесс работы а) Посещаемость занятий б) Активность на уроках Мотивы деятельности, связанные с оценкой и отметкой 1. Материальные мотивы (стипендия, " красный" диплом и др.) 2. Мотивы безопасности и комфорта (страх отчисления) 3. Мотивы симпатии, привязанности, любви (хочу, чтобы похвалил любимый педагог, хочу доставить ему удовольствие своими ответами) 4. Мотивы признания, популярности (хочу стать первым учеником в классе) 5. Мотивы самореализации. Здесь оценка - вторична, особой роли уже не играет.
Проблемы отметки Сильные стороны отметки: -- Критерий уровня (" это исполнение - на " 4"... на " 5"... - ученику такое всегда понятнее, чем абстрактные рассуждения о качестве исполнения) -- Стимул (к экзамену студенты всегда тщательнее готовятся, чем к недифференцированному зачёту) -- Иногда начальный мотив деятельности (например, первая " пятёрка" после обычных " 4" и " 3" может окрылить ученика и стимулировать на более активную работу по предмету) -- " Плата" за работу (младшие школьники постоянно требуют отметки в качестве платы за свой труд) Слабые стороны отметки: -- Смена мотива (формируется зависимость от отметок, человек начинает " гоняться" за " пятёрками" в ущерб настоящим целям обучения). -- Неконкретность отметки, неясность критериев (за что поставили отметку - за вложенный труд? За способности? за результат? В разных городах за один и тот же уровень исполнения можно получить разные отметки) -- Отметка как " клеймо" (отличник, троечник) -- Фиксированность отметки (неудача на государственном экзамене навсегда оставляет в дипломе " ненужную" отметку) -- Манипулирование отметками (" поставлю хорошую отметку, если ты...")
Некоторые правила оценки и отметки: -- Словесная оценка должна быть конкретной и детализированной -- Давать возможность ученику оценивать самого себя (формируется самоконтроль, адекватная самооценка, компетентность) -- Оценка не должна вводить в заблуждение (педагог хвалил ученицу, а в результате поставил неожиданную " 3") -- Разнообразить формы словесной оценки на уроке (не прав педагог, который на все действия ученика говорит " Ну, ничего... учи дальше") -- Величина оценки должна быть оптимальной и соответствовать проделанной работе (не перехвалить!) -- Вводить отметку в процесс работы (например, на уроке по специальности) -- Дать шанс получить желаемую отметку (если есть возможность) -- Объяснять вторичность оценки и особенно отметки, их субъективность (особенно в мире искусства). " Чем выше уровень результата, тем меньше шанса получить похвалу..."
|