Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. 1 страница
Культура древних цивилизаций Египта
В истории человечества цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых и просуществовала около трех тысячелетий - приблизительно с конца 4 тысячелетия до н. э. до 332 г. до н. э., когда была завоевана Александром Македонским. Завоевание Египта греками навсегда лишило его независимости, но египетская культура еще долгое время продолжала существовать и сохранять свои ценности и достижения. В течение трех веков здесь правили наследники и потомки полководца Птолемея. В 30 г. до н. э. Египет стал провинцией Рима. Около 200 г. на территорию Египта пришло христианство, которое стало официальной религией вплоть до арабского завоевания в 640 г.
3.1. Истоки культуры Древнего Египта. Культура Древнего Египта - типичный образец древневосточной культуры. Египетское государство возникло на северо-востоке Африки, в долине Нила. Название «Египет» государству дали греки, которые приезжали в страну для знакомства с ее культурными достижениями. Название происходит от древнегреческого «Айгиптюс», что представляет собой искаженное греками название египетской столицы Мемфиса — Хет-ка-Птах (крепость бога Птаха). Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни (Та-Мера). Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, которые проживали в долине Нила и принадлежали к хамитской группе народов. Их отличали стройные пропорции тела и темно-коричневая кожа. Как и во всех восточных культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет входили нубийцы, которых греки называли эфиопами, имевшие более ярко выраженные негроидные черты. А с Запада в Египет проникали берберы и ливийцы с голубыми глазами и светлой кожей. В Египте эти народы ассимилировались и стали основой всего населения. Постепенно на территории Египта сформировались два государства — Верхний Египет на юге в узкой долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Верхний Египет был более прочным и могущественным объединением, стремившимся к захвату северных областей. Около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менее подчинил себе Нижний Египет и основал первую династию объединенного государства. С этого момента Древний Египет существует как единый, а время правления первых двух династий называется Ранним царством. Царь объединенного Египта стал называться «фараоном» («большим домом»), что указывало на его главную функцию — объединение земель. Фараон Менее основал город Мемфис, который первоначально был крепостью на границе Верхнего и Нижнего Египта, а впоследствии стал столицей единого государства. История и культура Древнего Египта во многом были предопределены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущение и мировоззрение египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды. Дело в том, что в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина реки оказывалась под водой. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадали, оставляя после себя на полях толстый слой ила. Сухая земля после разлива Нила становилась влажной и плодородной. После этого наступал второй четырехмесячный период (ноябрь — февраль) — время посева. Сельскохозяйственный цикл завершался третьим четырехмесячным периодом (март — июль) - временем жатвы. В это время господствовала нестерпимая жара, превращавшая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива. Таким образом, существование Егип- гационное (орошаемое) земледелие. Оросительные системы требовали централизованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе с фараоном. В истории Древнего Египта выделяют несколько основных периодов: додинас-тический (4 тыс. до н. э.), Древнее царство (2900—2270 гг. до н. э.), Среднее царство (2100—1700 гг. до н. э.), Новое царство (1555-1090 гг. до н. э.) и Позднее царство (XI в. - 332 г. до н. э.). В свою очередь эти основные этапы разделяются на периоды междуцарствий, характеризующихся распадом единого государства и вторжениями иноземных племен.
3.2. Культура Древнего царства. Как уже было отмечено, периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (Ш-У1 династии) получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания - культ фараона, опиравшийся на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В то же время фараон рассматривался как наследник бога, создателя и владыки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон собственной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос. Решающую роль в формировании египетской культуры этого этапа сыграли религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона, которые были составной частью рели- гии, обоготворявшей силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта. Религиозные взгляды египтян в основном сложились именно в эпоху Древнего царства на основании впечатлений от реального природного мира. Животные наделялись сверхъестественными, магическими качествами, им приписывалось бессмертие. Так, например, бог Гор уподоблялся соколу, Анубис - шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум — барана, Себек — крокодила и т. д. При этом египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, принявшему вид соответствующего животного. Кроме того, поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы, барана. Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. Под видом коровы, либо женщины с коровьими рогами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она также считалась богиней плодородия и деревьев (финиковой пальмы, сикоморы), поила души умерших в загробном мире живительной влагой. Однако по мере развития египетской цивилизации боги стали приобретать антропоморфный (человекоподобный) вид. Остатки ранних их образов сохранились лишь в виде птичьих и звериных голов и проявлялись в элементах головных уборов египтян. Важнейшей чертой мироощущения жителей Египта было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, поддерживая жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего сохранилось, а средством сохранения тела было бальзамирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение жизни, а лишь переход человека в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всем необходимым. Прежде всего, требовалось позаботиться о строительстве усыпальницы для тела, в которой жизненная сила «ка» вернется в вечное тело умершего. «Ка» был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым «ка» рождался и рос. Однако, в отличие от физического тела, «ка» был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его «ка» зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для «ка» вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня. Жилищем «ка» умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела - мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь «ка» мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его «ка» то, что окружало его в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабженные «всем необходимым» для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь «великими богами». Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастабы - в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, слоновой кости и т. д. Эти фигурки должны были оживать и выполнять в загробном мире все физические потребности умершего. Для того чтобы «ка» мог вернуться после смерти в свое тело, в гробнице помещали портретное изображение умершего. Обязательным условием было изображение фигуры целиком, стоящей с выдвинутой вперед левой ногой - поза движения к вечности. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские - в желтый. Волосы на голове всегда были черными, а одежды — белыми. В статуях «ка» особое значение придавалось глазам. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому фиксировали на них внимание, сильно подкрашивая пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя - для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому получалась та блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу. Одна из основных задач при постройке гробниц фараонов - произвести впечатление подавляющей мощи. Этот эффект от здания был получен, когда строители смогли увеличить надземную часть постройки в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой из них стала пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре. Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были построены и сохранились до сих пор три наиболее известные пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (греч. Хеопса, Хефрена и Микерина). Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Эти рельефы представляли собой настоящие картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения должны были оживать и тем самым создавать для умершего привычную среду обитания. В то же время на мироощущение египтян существенное влияние оказали подступающие с обеих сторон к Нилу бескрайние враждебные пустыни. Стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой в игре природных сил привело к появлению магии, которая стала формой иллюзорной защиты человека от давления таинственных сил природы. Для египтян роль такой магической защиты играла сложная система представлений о богах, отождествляемых с животными, которые обитали в густых зарослях папируса, произраставшего по берегам Нила. К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформировались различные художественные ремесла. В гробницах и пирамидах сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня, художественная мебель из разнообразных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром. Каждому украшению придавался особый смысл. Так, например, ножки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые должны были охранять сидящего человека. Изготовлялись многочисленные статуэтки, представлявшие людей, занятых повседневными делами, а также изображения египетских богов в виде зверей и птиц. К XXIII в. до н. э. в Древнем Египте резко усилились сепаратистские настроения, в результате которых страна распалась на несколько самостоятельных государств. Такое состояние раздробленности продолжалось около двухсот лет. За это время ирригационная система пришла в упадок и плодородные земли начали заболачиваться. Пришла в упадок и столица единого государства -Мемфис. На этом фоне выделились другие города - Гераклеополь и Фивы. Все острее ощущалась необходимость нового объединения египетских земель, что и было осуществлено после целого ряда военных столкновений. В борьбе победили Фивы, и эта победа открыла новый период развития египетской культуры, получивший название Среднего царства.
3, 3. Культура Среднего царства. Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н. э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив. После объединения страны в развитии культуры Египта наступила эпоха процветания, которая нашла выражение в подъеме самых разных ее сторон. Фиванс-кие фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык. Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкретным человеком. В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей. Одновременно с архитектурой шло развитие конкретного научного знания. От этой эпохи дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник. Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение египтян. Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей - все это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый заботился о своем собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же нашло отражение в содержании культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стеллы — каменной плиты с магическими текстами, гарантировавшими умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Сверху они облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком. Вероятно, правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды недостаточно обеспечивают сохранность мумии. Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров, которые превратились в настоящий лабиринт. Такой переход от каменных к кирпичным пирамидам был связан с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат на их сооружение. Особую известность из архитектурных построек этого этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III. Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворцов и залов с монументальными колоннами. До наших дней дошли только разрозненные остатки храма, а также предания древних греков, давших ему название Лабиринт. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого историка Геродота, превосходил своей известностью даже пирамиды Древнего царства. Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома бога-солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса. Все колонны были богато украшены цветным орнаментом и позолотой. Потолок был расписан под ночное небо с золотыми звездами. По стенам храма размещались многоярусные композиции, внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих соответствующих богов древнеегипетского пантеона. Среднее царство вошло в историю культуры как период развития научных знаний, сосредоточием которых стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще дополнительно 5 дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа. Среднее царство, по сравнению с другими эпохами египетской истории, заняло относительно непродолжительный период. Около 1700 г. до н. э. в Египет вторглись кочевые скотоводческие племена гиксосов, которые положили конец Среднему царству. Господство гиксосов продолжалось более сотни лет, и в начале XIV в. до н. э. началось освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари. После победы над гиксосами в 1580 г. до н. э. в древнеегипетской культуре начался новый период — Новое царство.
3.4. Культура Нового царства. Этот период ознаменовался не только внутренним развитием египетской культуры, но и небывалым прежде интенсивным распространением ее за пределы Египта, взаимодействием с культурами других народов Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы, которые привели к покорению многих соседних стран. Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна. Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте. Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо. Через эти страны египетская культура проникала внутрь африканского континента. В Азии основным средоточием египетской культуры оставался город Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи. Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетской государственности над местными правителями и ограничивалось внешними формами: элементами декора зданий, бытовых предметов, могильных стел. Напротив, более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе. Походы фараонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской и придали ей «восточную» ориентацию. Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств явились стимулом небывалого расцвета египетской культуры. Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела. Грандиозные постройки фараонов имеют по-прежнему целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид венцом этого строительства становится храм. Эпоха Нового царства в период расцвета - это торжество египетской мощи, никем уже не оспариваемой. И вместе с тем это эпоха баснословной роскоши правящих слоев общества. Одной силы, одного утверждения им уже было мало. И поэтому грандиозность и пышность в сочетании с изысканной утонченностью, со стремлением к изяществу, к блеску отличают египетскую культуру этого периода. Запечатленные в храмовых рельефах грандиозные битвы с азиатами, сцены взятия вражеских крепостей и кораблей, посольств побежденных стран, росписи на гробницах со сценами пиров и папирусные рисунки с изображениями гаремных развлечений — все это сливается как бы в одну картину, которая показывает самые различные стороны жизни людей, величие и упадок египетской империи. Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из других стран, проникновение иноземцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение и т. д. — все это способствовало процессу взаимодействия и ассимиляции культур. На этой волне усиливающихся международных контактов и возникает новая тенденция в египетской культуре — намеренная архаизация. Архаизация культуры, борьба за ее «чистоту», самобытность проявились в восстановлении древнейших государственных титулов и должностей, в обращении к достижениям Древнего царства в искусстве, в литературе (подражание классическим текстам), в противодействии азиатскому влиянию в языке, в религии (устранение из египетского пантеона азиатских богов), в особом интересе к древним жреческим учениям и культам древних царей и, наконец, в резком усилении культа животных, всегда игравшего важную роль в египетской религии. Памятники культуры этой эпохи поражают смешением стилей, внешней стилизацией, особым изяществом и совершенством исполнения. Тогда же обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогии людей и богов, в почитании в одном храме наряду с главным божеством иных богов пантеона. Правители Нового царства особенно почитали солнечного бога Амона. С его именем связано грандиозное строительство, которое началось в эту эпоху. За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный из египетских городов. Фараоны остались верны старой фиванской традиции, по которой умерших царей хоронили в подземных скальных гробницах. Поэтому главное внимание уделялось строительству заупокойных храмов, а кроме них строились храмы, посвященные богу солнца. Фиванские фараоны Нового царства не утратили веру в божественную силу пирамид, просто ее роль выполняла гора, возвышавшаяся над гробницей. Сама гробница и заупокойный храм теперь были разделены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли. Характерной чертой этой эпохи древнеегипетской культуры была гигантомания. Вероятно, это было обусловлено бескрайностью пустыни, несущей смерть, желанием утвердиться в ней, отвоевать себе жизненное пространство, возведя огромные стены, пилоны, колоннады. Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дейр-эль-Бахри. Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом. Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Помимо внешнего грандиозного облика храм прославился и роскошным внутренним убранством. Рельефы композиции рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следовало, что царица имела божественное происхождение. К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду. Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней. Статуи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, являлись по существу портретами царицы. Не менее знаменитым сооружением того времени был заупокойный комплекс фараона Рамсеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах, а также скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Последний состоял из двух сооружений: Большого храма, посвященного фараону и трем богам - Амону, Ра и Пта, и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса - Нефертари. Перед храмом стояли двадцатиметровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале. Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток. Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы. Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве сооружались святилища, не связанные с загробным культом. Это храмы, посвящены разным богам и, прежде всего, богу солнца Ра. К такому типу относятся два прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский, отличавшиеся подчеркнутой монументальностью. Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и главным святилищем страны. В период правления XVIII династии фараонов главный покровитель Фив Амон отождествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным. Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н. э. и продолжалось около десяти веков. Уже в процессе сооружения храм неоднократно перестраивался, но в результате было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, огромный колонный двор, гипок-сильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20, 4 м и диаметром 3, 57 м. Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а остальные представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса. В этом
стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни - ее зарождения и расцвета. В этот же период было завершено строительство Луксорского храма, второго по значению в стране. Храм Амона-Ра в Луксоре был наиболее гармоничным и совершенным. Он отличался четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе - колоннада из 14 колонн двадцатиметровой высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса. Всего колонн в храме было около 150, они образовывали 16 рядов. Аллеи сфинксов, монументальные статуи, многочисленные колоннады — все это создавало неповторимый облик Луксорского храма.
|