![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. 6 страница
Если живопись в Китае - это целостный вид искусства, в котором стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения, воссоздавая гармонию и таинства мироздания во всех его проявлениях, то поэзия считается квинтэссенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук, и ее высшее предназначение - соединение человеческого гения с первоисточниками жизненных сил мира. Проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, китайская поэзия объединяет разум и отрешенность, она стремится проникнуть в реальность и передать со всей остротой дух жизни, «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность, присущая многотональному китайскому языку. Не случайно древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Книге песен» («Шицзин»). Они относятся к XI-VI вв. до н. э. В них был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия ее развития. Устное предание отобрало и передавало из поколения в поколение определенный свод произведений, составивший основу древнекитайского образования. Эта книга, наряду с другими, в совокупности составившими «Пятикнижие» и «Четырехкнижие», стала канонической и была обязательной для изучения вплоть до начала XX в. Эти литературные памятники собрали в себе классическую конфуцианскую мудрость и оказали громадное влияние на китайскую культуру. «Шицзин» является частью «Пятикнижия», в которое также входят «Книга ритуала» («Лицзи»), составившая основу «китайских церемоний», «Книга истории» («Шуцзин»), в которой ритмической прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу, а также приводятся беседы мудрецов о сущности государственного управления; «Книга перемен» («Ицзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необходимые оракулам и предсказателям судьбы человека; «Книга весны и осени» («Чуньцю»), содержащая летопись событий на родине Конфуция с VIII по V. в. до н. э. «Четырехкнижие» содержит канонические книги «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), в которой изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали и управления государством; «Дао сюэ» («Великое учение»), в ней сформулированы идеи Конфуция о самоусовершенствовании человека, необходимом для правильных взаимоотношений в государстве и семье; «Чжунюн» («Соблюдение середины») излагает учение Конфуция о золотой середине; «Мэн-цзы» (название дано по имени философа, последователя Конфуция, жившего в IV—III вв. до н. э.) содержит дальнейшее развитие конфуцианства и приводит его в систему, которая и стала официальной идеологией Китая. Несмотря на то что эти книги были трудны для понимания и усвоения, изложенные в них нормы поведения, принципы этики, морали, нравственности широко распространились в народе. Ведь взгляды конфуцианцев возникли не на пустом месте: народные верования, обычаи и традиции существовали задолго до Конфуция. Он и его последователи привели в систему и зафиксировали эти нор
Индивидуальная поэзия, описывающая мир человеческих чувств, появляется в IV—III вв. до н. э. Постепенно складываются основные литературные жанры: цы - стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на определенную мелодию; фу — стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее; сун - ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом; сюй - предисловие к стихам и одам; цзацзуань — вид художественной литературы, метко, образно и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях, о поступках человека, его привычках, слабостях, достоинствах и недостатках, пороках и т. п. Золотым веком китайской поэзии стал танский период, в который творили такие замечательные поэты, как Ван Вэй, уже упоминавшийся ранее как знаменитый художник-пейзажист, и в стихах продолжавший описывать красоту и совершенство природы. В его лирике человек составляет единое целое с природой, отражает все многообразие мира и настроений человека. Монгольское нашествие в конце XIII в. принесло китайской культуре огромные бедствия и разрушения. Сгорели многие прекрасные дворцы и храмы, были разграблены и уничтожены художественные ценности. Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Оглядываясь на достижения великих мастеров прошлого, они культивировали старину, но при этом в свои произведения вносили новые чувства и переживания. Многие картины того времени приобрели иносказательный смысл. С помощью привычных образов природы художники поднимали наболевшие и злободневные проблемы. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Эти надписи, украшавшие свитки, зачастую были символами, понятными только посвященным. Сами изображения были тоже символич-ны. Чаще всего это был бамбук, гнущийся под напором ветра. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы. После изгнания монголов в XV—XVI вв. Китай вновь переживает пору экономического и духовного расцвета. Но этот период оказался кратковременным, так как уже к XVII в. страна приходит в упадок, а в 1644 г. Китай захватили маньчжуры, правившие им до 1911 г. В связи с этими историческими событиями развитие культуры в позднее Средневековье носило сложный и противоречивый характер. Особенно остро противоречия времени проявились в живописи. Официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Вновь открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить блеск искусства периодов Тан и Сун. Ни одна эпоха не оберегала с такой ревнивой тщательностью традиции прежних веков. Художники были скованы предписаниями тем, методов, сюжетов. Непокорные подвергались наказаниям. Однако новые веяния все же пробивали себе дорогу. На юге страны, где мастера испытывали меньше давления официальной власти, складывались различные художественные школы. В творчестве представителей большинства из них ощущается стремление нарушить созерцательную гармонию традиционной живописи. В произведениях художников этих школ линии кажутся нарочито грубыми и резкими. Однако за этой небрежностью чувствуется умение уловить характерные и тонкие черты природных объектов. Важную роль в XVI—XVIII вв. начали играть бытовая живопись и книжная гравюра, непосредственно связанные с расцветом новых литературных жанров — романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Особое внимание при этом уделялось гармонии поз и жестов, так как именно через них передавались оттенки разнообразных настроений. К внутреннему миру человека художники позднего Средневековья ближе подошли и в портретной живописи. В XVI—XVIII вв. значительное место заняли посмертные портреты знати, создаваемые в связи с обычаями почитания предков. Характер средневековых китайских портретов был определен физиогномикой — учением о соответствии черт лица судьбе человека, зависящей, в свою очередь, от расположения планет, под которыми он родился. На основе этого учения была разработана целая система правил изображения каждой части лица и ее соотношения с другими. В торжественности и неподвижности культового погребального портрета отражалась вся средневековая система конфуцианского воспитания: фигуры портретируемых полны достоинства, замкнутые лица лишены печати житейской суетности, неподвижный и суровый взгляд устремлен вдаль. На протяжении эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны различные виды и технические приемы ремесел. Мировую славу китайской культуре принесли изделия из фарфора, резного камня, лака, дерева и кости. Прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни - с религиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придворной жизни и с нуждами простых людей. Оно было необходимо для украшения дворцов, парков, любой детали архитектурного ансамбля. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость и твердость, гладкость или шероховатость поверхности, расположение пятен и игру цветов. Более всего ценились изделия из фарфора. В XV—XVIII вв. с ростом городов резко возросли потребности городского населения в предметах прикладного искусства. Тогда производство фарфора достигло невиданных ранее размеров. Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор. Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции. На смену изысканной простоте пришли яркость и декоративная нарядность. Ремесленники изобрели и новые красители. Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного кобальтом под глазурью, трехцветной и шестицветной. С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными красками - зеленой, желтой, красной, что дало название особой росписи — «доу-цай» («борьба цветов»). Потрясающая глубина, тонкость и изящество произведений китайской культуры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей в азиатско-тихоокеанском регионе. Вьетнам, Корея, Япония были ее прилежными учениками. Новое время познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи, так и искусство Китая в целом.
Литература: Бежин Л. Е. Под знаком «ветра и потока». — М., 1982 Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. - М., 1997 Искусство стран Востока. - М., 1986 Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999 Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М., 2003 Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. — М., 2004 Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М., 1989 Соколов-Ремизов С. Н. Литература - каллиграфия — живопись. — М., 1985 Истоки и начало древнееврейской культуры История религии древних евреев Памятники древнееврейской культуры
|