![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. 4 страница
4.5. Культура средневековой Индии. В XI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенами гуннов-эфталитов. Их вторжение принесло огромный вред индийской художественной культуре. Завоеватели разрушили многие цветущие города, памятники древней архитектуры и искусства. И хотя власть эфталитов продолжалась короткий период, после них страна оказалась раздробленной на множество мелких государств. С этого времени Индия вступает в свой новый исторический этап - Средневековье. С VII в. центр индийской культуры перемещается в районы Южной Индии из-за беспрерывных вторжений, которым постоянно подвергался север. И хотя в это время еще продолжалось сооружение храмов и монастырей, буддийское зодчество и живопись переживали последний этап своего расцвета. В VII—VIII вв. началась вторая эпоха пещерного строительства, которая проходила под знаком прославления богов индуизма и использовала для этого новые выразительные приемы. Крупнейшие индийские пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, возводившиеся с VII—VIII вв. и вплоть до XIII в., далеко отошли от своих буддийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Уже ранние, относящиеся к VII в. храмы Эллоры отличались сложностью форм, громоздкостью внутренних дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом в толще скалы, достигали в глубину до 41 м. Длинные галереи, многоколонные террасы так же, как и стены храмовых помещений, были покрыты го-
Индо-буддийский тип культуры
рельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса. Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Эллоре небывалого совершенства. Массивные пухлые колонны имели капители и базы, покрытые сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов. Суровые и гневные каменные божества, взирающие на зрителей из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворялись божествами Вишну и Шивой, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы - царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющего круговращение Вселенной. Черты нового времени с особой наглядностью проявились в монументальной скульптуре трехликого Шивы в композиции пещерного храма на острове Эле-фанта. Величественный бюст трехликого божества, одновременно воплощавшего силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражают размеры этой статуи. Высота одних только голов достигает 6 м, тогда как грандиозность будто скрытого в камне туловища может только домысливаться воображением зрителей. Ощущение необычайной внутренней силы, какой-то космической мощи заключено в чрезмерно выпяченных крупных губах, тяжелом подбородке, сурово сдвинутых бровях и грозном выражении ликов, глядящих на три стороны света. Одновременно с пещерными храмами в VII—VIII вв. начинают воздвигаться и наземные культовые сооружения, основная масса которых была сосредоточена в южных районах Индии. В VIII в. в архитектуре и скульптуре окончательно завершился переход от образов древнего искусства к образам Средневековья. Огромный строительный и скульптурный опыт позволил мастерам в VIII в. вырубать в скалах грандиозные и неповторимые по своей выразительности пространственные комплексы. Таков классический памятник раннего индийского средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре -вершины мира, места обитания бога Шивы). Архитекторы совместно со скульпторами создали невероятный по трудоемкости, огромный по размерам, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором трехча-стный храм, включающий пилоны, портики, галереи, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи. Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого комплекса, уже в те времена осознавались как чудо. И поныне люди, увидевшие Кайласанатху, задаются вопросом, как можно было без сложных механизмов высечь из цельной каменной глыбы такой огромный монолитный памятник. Период VIII—XIII вв. — время подъема индийского каменного зодчества. Поражает обилие его форм, мощь воображения строителей, талант мастеров храмовой скульптуры и декоративных ремесел. Огромные храмы Индии в Средние века играли роль универсальных сводов знаний- Они были для того времени и музеями, и сокровищницами, и своеобразными научными и художественными энциклопедиями. Их стены, покрытые неисчислимым количеством статуй,
можно было читать как страницы каменных книг, увлекающих многообразием сюжетов, обилием фантастических персонажей. В ХШ в. в политической и культурной жизни Индии вновь произошли важные перемены. С XI в. Индия все чаще подвергалась тюркским набегам, что привело к завоеванию в XII в. Северной Индии мусульманскими феодалами и образованию Делийского султаната. Страна вступила в новый этап развития — эпоху позднего Средневековья. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию нового религиозного мировоззрения — ислама и новых культурных традиций. И хотя на юге страны, свободном от завоевателей, продолжали существовать местные культы и консервировались местные традиции, определяющим фактором в новых культурных тенденциях стало индоисламское искусство. Большая часть индийского населения приобщилась к мусульманству, что и привело к появлению так называемого индоисламского типа культуры. Этот период не только заложил фундамент многих политических противоречий сегодняшней Индии (отделение от Индии Пакистана и Бангладеш), но и сформировал очень необычную культуру, давшую много образцов высокого искусства, с одной стороны, и разрушившей немало памятников прежних периодов — с другой. Исламизации Индии способствовали мусульманские идеи о всеобщем равенстве людей перед Аллахом, возможность избавиться от кастовой зависимости, поэтому члены низших каст с охотой переходили в новую религию. Соглашались на это и высокопоставленные индийские чиновники, сановники и правители, которые таким образом сохраняли свое привилегированное положение. При этом индуизм, будучи абсолютно терпимым к любой религии (он считал веру в того или иного бега личным делом каждого), никак не противодействовал рас- пространению ислама. Но индийцы, принявшие мусульманство, во многом оставались индуистами по культуре, что коренным образом изменило некоторые основные нормы и ценности ислама, сблизило его с индийской культурой. Так, индийские мусульмане сохранили существовавшие в Индии идеи о кастовом различии людей. Поклонение местным божествам превратилось в почитание никогда не существовавших в действительности мусульманских святых. Также была частично принята практика йогов, характерная для индуистов. В свою очередь, ислам также повлиял на индуизм и индийский образ жизни. Например, в Индии после появления ислама широко распространился обычай затворничества женщин. Ощутимым оказалось влияние ислама на литературу и зодчество, в котором схемы мусульманских культовых сооружений оказались преломлены через традиции индийской культуры. Господство ислама наиболее сильно отразилось на характере индийской архитектуры, так как требовало совершенно новых по своей конструкции культовых зданий. На севере Индии с XIII в. началось широкое строительство новых сооружений, характерных для стран Востока, но неведомых прежде в Индии и не связанных с ее обычаями, - мечетей и минаретов, мавзолеев и медресе (теологических школ). Возникли и новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, рядами улиц и базарами. В строительстве вместо прежней сухой кладки напуском была введена кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в Индии. Исламская религия вела непримиримую борьбу с идолопоклонством, а потому прежние сюжеты индийского искусства были полностью запрещены, культовые здания лишились скульптурных украшений, коренное изменение претерпела былая система синтеза архитектуры и скульптуры. Теперь вместо бесчисленных рельефов, отображающих богатство жизни людей, животных, растений, можно было увидеть лишь геометрический орнамент и арабские надписи. Столкновение двух разных эстетических систем мышления привело к тому, что в архитектуре мусульманских областей Индии было почти полностью утрачено то слияние архитектуры и скульптуры, которое составляло основу зодчества прежних эпох. Тем не менее многие архитектурные приемы и элементы, пришедшие в этот период в Индию из Средней Азии и Ирана, были коренным образом переработаны и переосмыслены в соответствии с местными традициями индийского искусства. Запрет на скульптурные изображения (ислам не разрешает изображать не только человека, но и любые живые существа) вынуждал индийских мастеров учитывать иные закономерности, принципы и формы зодчества. На первых порах новым архитектурным решениям содействовали сами разрушения, причиненные мусульманами индийским архитектурным памятникам. Фрагменты разоренных зданий — столбы, колонны, скульптурные мотивы, которые стали широко употребляться при постройке мусульманских культовых зданий, - вносили новые неожиданные черты в строй архитектурного образа. Вскоре чужеземные строительные традиции приобрели на индийской почве свое более органическое воплощение. Индийские мастера приспособили к новым требованиям свои вкусы, ввели свои материалы, свое понимание красоты. Прежде всего, индийские мастера научились искусно сочетать разные породы камня, придавая тем самым фактуре стен новую выразительность, сочность и цветовую насыщенность. Тонкая, изумляющая своим мастерством резьба, ажурная и инкрустированная, — вот чем поражает теперь декоративный убор индийской архитектуры. Основными типами архитектурных сооружений стали мечеть, минарет, медресе и мавзолей. Среди них — настоящие шедевры мирового зодчества, большинство из которых появляется в период Великих Моголов. Начало объединению двух архитектурных направлений было положено во время строительства в новой столице Индии — Дели — огромного минарета Кутб-Минар, законченного в 1230 г. Стройный и одновременно мощный ствол минарета достигал в высоту 73 м, а диаметр основания был равен 16 м. Сочетание золотистого и красного песчаника роднят Кутб-Минар с индуистскими башнями — шикхара, придают ему ощущение материальности, монументального величия и пластичности форм. Следующий этап в развитии индийской архитектуры приходится на XVI— XVII вв. Он стал возможен в результате объединения Индии в централизованное государство Великих Моголов, выходцев из Средней Азии. Средневековая культура Индии в это время переживала последнюю, завершающую стадию развития. Своего наивысшего взлета индийское зодчество достигает в XVI в. при правлении Акбара, сумевшего привлечь к себе на службу талантливых зодчих и художников. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся торжественной величавостью и грандиозностью форм. Эти черты нашли свое художественное выражение во временной резиденции Акбара -городе-крепости Фатихпур-Сикри, грандиозном дворцовом и храмовом ансамбле, гармонично соединявшем в себе природные и рукотворные формы. В дворцовых и храмовых сооружениях Индии XVII в. уже обнаруживается отход от монументального стиля предыдущего столетия. Тяга к роскоши и изяществу знаменует медленное угасание мощи Могольской империи. Излюбленным материалом у зодчих того времени становится белый мрамор, из которого построен один из самых значительных архитектурных памятников XVII в. — мавзолей Тадж-Махал. Созданный строителями разных стран — Индии, Турции, Ирана, Афганистана, — он увековечивал память умершей жены Шах-Джахана. Нежные оттенки белого мрамора, из которого возведены и само здание, и венчающий его луковичной формы купол, придают сооружению особую стройность и невесомость. Это новое качество, появившееся в индийской архитектуре XVII в. и столь несвойственное ей в прошлом, усиливалось просторностью арочных проемов, как бы устранявших стену, лишавших ее материальности, весомости и плотности. Красота и изящество Тадж-Махала совершенны. Развитие культуры периода Великих Моголов было ознаменовано не только бурным развитием зодчества, но и расцветом миниатюры, также привнесенной в Индию из стран Среднего Востока, откуда были вывезены и мастера-миниатюристы. Могольская миниатюра была тесно связана с книгами, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей. Вскоре в миниатюрах появились черты, характерные для индийской живописи в целом. В городах возникли мастерские, появились собственные школы миниатюристов. Ранние могольские миниатюры ярки и нарядны, их отличают четкие контуры, сочные линии, пластичность форм. Они ориентированы на точную передачу деталей и подробную иллюстрацию событий. Особенно популярными были исто-рико-героические сюжеты, повествующие о битвах, походах, героических деяниях могольских правителей. Индийская могольская миниатюра отмечена и особым интересом к природе, к миру животных. С XVII в. она все больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, причем важную роль начинает играть пейзажный фон. Вместе с тем в миниатюре нарастает тематический интерес и к личности человека, следствием чего стало появление острохарактерных портретов правителей, которые предстают то лукавыми, то мудрыми, то грозными, то пресыщенными жизнью. К XVIII в. могольская миниатюра утратила свою художественную значимость. XVIII в. завершил средневековый этап развития феодальной индийской культуры. На ней пагубно отразилась колониальная зависимость страны, надолго приостановившая ее поступательное развитие. Ведь даже освободившись из-под власти моголов, искусство Индии во многом продолжало мусульманские традиции, эклектично соединяя их с индуистскими. Тем не менее и в новое время появляются значительные архитектурные сооружения и комплексы, например, город Джайпур — один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. Регулярная планировка позволила привести в стройную систему различные элементы: улицы, здания, площади и т. д. Но главным средством достижения архитектурного единства служит применение одних и тех же форм карнизов, куполов, арок. Здания также выдержаны в едином стиле, но по формам и композиции не повторяют друг друга. Из них самое замечательное — городской дворец Джайпура, представляющий целый комплекс зданий, среди них знаменитый Хава Махал («Дворец ветров»), огромное строение с множеством ниш и эркеров, создающих прохладу и движение воздуха. Наружные и внутренние стены украшены инкрустированным мраморам, резьбой по камню и фресками. Между зданиями разбит английский парк, хорошо сочетающийся с окружающим горным ландшафтом. Неблагоприятным для индийской культуры было и влияние англичан, с появлением которых Индия вступила в колониальный период своей истории. С XVIII в. в Индии появляются постройки европейского типа, совершенно не гармонирующие с окружающей местностью и ранее возведенными сооружениями. Со второй половины XIX в. практически прекращается строительство храмов и дворцов в национальном стиле. Только в декоре богатых домов сохраняются традиционные элементы. Правда, индийские национальные мотивы начинают появляться в европейских зданиях. Разрушительным было влияние англичан и на индийскую живопись. Английским художникам, приезжавшим в страну, было присуще чувство превосходства, пренебрежения ко всему неанглийскому. Подлинная индийская живопись представлялась им лишенной гармонии, перспективы и светотени, и вообще не воспринималась как искусство. Поэтому многие индийские художники старались во всем подражать европейским традициям и вкусам. Так они усваивали многие технические навыки, но для творчества, индивидуальности и оригинальности места уже не было.
Литература: Боги, брахманы, люди. - М., 1969 Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993 Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М., 1985 Васильев Л. С. История религий Востока. - М., 1988 Гачев Г. Образы Индии. - М., 1993 Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. - М., 1997 Гусева Р. Н. Индия: тысячелетия и современность. - М., 1971 История и культура Древней Индии. - М., 1990 Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. - М., 1962 Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. - М., 2004 Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи): Пер. с англ. - М., 1990. Тюляев С. И. Искусство Индии. - М., 1968 Хумайон Кабир. Индийская культура. - М., 1962 Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. - М., 1987
Тема 5. Культура Древнего Китая Основные этапы развития культуры Китая Духовная культура и религия Китая Искусство Древнего Китая Китайская культура эпохи Средневековья Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала 2 тысячелетия до н. э. до III в. н. э. Ее характер во многом обусловили географическое положение страны, изолированность от других очагов цивилизации (Месопотамия, Индия), с которым и Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли. Сами китайцы называли свою страну по-разному: то «Чжун го» («Срединное царство»), то «Чжун хуа» («Срединная цветущая»), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Многие народы, обитавшие на территории Китая и создавшие самобытные культуры, внесли свой вклад в уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца 3 тысячелетия до н. э. определилась ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности. Самоназвание «ханьцы», или «ханьжень» (так китайцы называют себя), произошло от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности -Хань (202 г. до н. э.). А по названию ее предшественницы - империи Цинь - были образованы европейские названия Китая со времен античности: лат. - 5/пое, фр. - сЫпе, англ. - сЫпа. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу 3-2 тысячелетия до н. э., когда правили пять легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности, так как территорию страны с древних времен населяло множество родственных племен. По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительной чертой которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной периферией варваров. Это убеждение явилось одним из краеугольных камней китайского мировоззрения, по многим другим вопросам демонстрирующим отсутствие подобного единства. Во многом это связано с тем, что до сих пор в Китае живут разные народности, и самые большие различия существуют между северными и южными китайцами. Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств. В истории Древнего Китая принято выделять несколько больших периодов: эпоха Шан (Инь) - Х\/1-ХП ее. до н. э.; эпоха Чжоу - ХП-Ш ее. до н. э., эпоха династий Цинь и Хань - III е. до н. э. - III в. н. э.
5.1. Основные этапы развития культуры Китая. Китайские историки утверждают, что в XVII в. до н. э. в долине реки Хуанхэ было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседние племена называли его Инь. От того периода до нас дошло большое количество памятников материальной культуры, свидетельствующих о переходе китайцев к оседлости и скотоводству. Для изготовления различных орудий труда в то время использовались медь и бронза. Археологические данные свидетельствуют, что племенные вожди (ваны) превратились в царей и основали династии. Однако царство Шан Время правления династии Чжоу в свою очередь делится на три периода - Западного Чжоу СХ11—VIII вв. до н. э.), Восточного Чжоу (VIII— V вв. до н. э.) и Чжаньго (У-П вв. до н. э.). Для периода Западного Чжоу было характерно усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существовала так называемая «колодезная система». Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью данного селения, разделялась на девять частей. Свое название эта система получила потому, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец». Из девяти наделов восемь отдавались семьям, а центральный девятый участок обрабатывался всей общиной: урожай с него шел на общие нужды. В этот период неоднократно предпринимались попытки создания централизованного государственного правления. Однако они закончились провалом, поскольку сталкивались с сепаратизмом местных правителей, не желавших уступать свою власть. Стремление к централизации ослаблялось также натиском и набегами кочевых племен. В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабли, но среди борющихся между собой мелких государственных образований стали выделяться сильнейшие. В эпоху Чжаньго, т. е. «Борющихся царств», таких сильнейших образований насчитывалось семь. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в вопросе интеграции Китая, что сразу положительно отразилось на развитии хозяйственной жизни. В частности, появились железные орудия труда и новые виды ремесел.
■ ^^^^^^^^Н тул императора (хуанди) и вошел в историю ™». правления была построена Ве- ликая Китайская стена, ставшая, как пирамиды для Египта, символом китайской культуры. Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и даже деспотичностью. Император заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого в его честь стали сооружать храмы и дворцы. Но после смерти императора в Китае вспыхнуло восстание, и в 207 г. до н. э. один из его вождей Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии, получившей название Хань. Представители Хань правили Китаем вплоть до 220 г. н. э.
5.2. Духовная культура и религия Китая. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным тоном, имеет разное значение. Так, например, сочетание «ма», произнесенное первым тоном, означает «мама», вторым - «конопля», третьим - «лошадь», четвертым — «ругать». Слова записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического (рисуночного) письма после его упрощения. Каждый иероглиф передает самую общую идею обозначаемого им предмета, явления, понятия. При этом современные иероглифы типологически ничем не отличаются от тех, которые использовались в иньские времена. В основном китайские слова состояли из двух иероглифов (некоторые — из трех-четырех). Постепенно шла унификация знаков и к концу I тысячелетия до н. э. возникает современная письменность. Общее количество иероглифов доходит до 80 тыс. Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранялись только в их произведениях. Так что целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно не употребляется. Знания 3 тыс. иероглифов достаточно, чтобы понимать современную бытовую лексику и общественно-политические тексты. Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тыс. иероглифов. Даже высокообразованные китайцы при чтении пользуются словарем. Именно поэтому население Китая всегда было по-преимуществу неграмотным. Но и уважение к письменному слову в китайской культуре во все времена было очень велико. Считалось, что знание его открывает глаза на мироздание, делает человека мудрым и даже святым. Иероглифы были своего рода сакральными (священными) знаками. Невозможно было представить, чтобы китаец бросил на землю исписанную бумагу или что-то в нее завернул. Ненужные тексты торжественно сжигались под наблюдением священнослужителей. Использование иероглифов обусловило специфическое для Китая иероглифическое мышление и видение мира, не зависящее от грамотности человека. Многие китайские иероглифы существуют без изменения уже несколько тысяч лет, сохраняя в неприкосновенности обозначаемые ими понятия. Это стало одной из причин стабильности и неизменности китайской культуры. Иероглифическая письменность и мышление также явились основанием символизма китайской культуры. Важной чертой китайской духовной культуры также является холизм - представление о целостности и гармоничности мира. При этом мировая целостность намного более важна, чем составляющие ее части. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицает друг друга, все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, отражает богатство всего мира. Основой этой дуалистической картины мира служат сложившиеся в давние времена и зафиксированные в завершенной форме в классической китайской «Книге перемен» представления о двух началах мира — инь и ян. Ян - это светлые, легкие частицы первоначального хаоса, из них образовалось небо. Инь -тяжелые, темные частицы, из них образовалась земля. Все предметы и явления мира (и даже человек) произошли от взаимосвязи светлого начала ян и темного начала инь. Эта взаимосвязь порождает в природе и в жизни движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Не следует рассуждать о том, что лучше, что хуже — и то и другое необходимо, одно без другого немыслимо, одно переходит в другое, поэтому может быть и тем и другим - в зависимости от времени и ситуации. Космические силы графически изображались как две неотделимые половины - белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил. А вместе обе космические силы образуют дао - всеобщий закон Вселенной. К более глубокому осмыслению проблем бытия, человека и его места в мире китайская культура пришла в середине 1 тыс. до н. э. в философских школах конфуцианства и даосизма, сформулировавших и разработавших основные нормы и ценности. Приоритетной идеей китайской культуры стало достижение гармонии общества и природы, в основе лежала концепция социо-этико-политическо-го порядка, санкционированного великим Небом. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Таким образом, китайская культура не ориентирует на активное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Конфуцианство возникло на рубеже VI—V вв. до н. э. Его основоположником считается Учитель Кун (Кун-цзы, в латинской транскрипции - Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Учение Конфуция многослойно и включает в себя элементы философии, религии, этики. Для него главный вопрос — отношение людей друг к другу и к прошлому. Именно в прошлом Конфуций усматривает то состояние общества и культуры, которое оказалось утраченным и к которому должны вернуться люди. Мировоззренческой основой учения Конфуция о человеке является взгляд на него как на особый продукт природы, не только подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. С этой целью он обращался к «золотым временам» древности с ее обычаями подчинения детей родителям, младших старшим, подданных государю. Исходя из этого, Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.
|