Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. 4 страница






 

4.5. Культура средневековой Индии. В XI в. держава Гуптов была захвачена ко­чевыми племенами гуннов-эфталитов. Их вторжение принесло огромный вред индийской художественной культуре. Завоеватели разрушили многие цветущие города, памятники древней архитектуры и искусства. И хотя власть эфталитов продолжалась короткий период, после них страна оказалась раздробленной на множество мелких государств. С этого времени Индия вступает в свой новый ис­торический этап - Средневековье.

С VII в. центр индийской культуры перемещается в районы Южной Индии из-за беспрерывных вторжений, которым постоянно подвергался север. И хотя в это время еще продолжалось сооружение храмов и монастырей, буддийское зодчество и живопись переживали последний этап своего расцвета. В VII—VIII вв. началась вторая эпоха пещерного строительства, которая проходила под знаком прославления богов индуизма и использовала для этого новые выразительные приемы.

Крупнейшие индийские пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, возводившиеся с VII—VIII вв. и вплоть до XIII в., далеко отошли от своих буд­дийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Мощь и размах брахманских повествователь­ных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Уже ранние, относящиеся к VII в. храмы Эллоры отличались сложностью форм, гро­моздкостью внутренних дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом в толще скалы, достигали в глубину до 41 м. Длинные галереи, многоко­лонные террасы так же, как и стены храмовых помещений, были покрыты го-


 

Индо-буддийский тип культуры

 

рельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, геро­ев эпоса.

Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Эллоре небы­валого совершенства. Массивные пухлые колонны имели капители и базы, пок­рытые сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутрен­нее пространство храмов. Суровые и гневные каменные божества, взирающие на зрителей из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в го­товности к подвигу. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворялись божествами Вишну и Шивой, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно попу­лярным стало изображение многорукого Шивы - царя танцев, мощными ритма­ми своих движений осуществляющего круговращение Вселенной.

Черты нового времени с особой наглядностью проявились в монументальной скульптуре трехликого Шивы в композиции пещерного храма на острове Эле-фанта. Величественный бюст трехликого божества, одновременно воплощавше­го силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражают размеры этой статуи. Высота одних только голов достигает 6 м, тогда как грандиозность будто скрытого в камне туловища может только домысли­ваться воображением зрителей. Ощущение необычайной внутренней силы, ка­кой-то космической мощи заключено в чрезмерно выпяченных крупных губах, тяжелом подбородке, сурово сдвинутых бровях и грозном выражении ликов, глядящих на три стороны света.

Одновременно с пещерными храмами в VII—VIII вв. начинают воздвигаться и наземные культовые сооружения, основная масса которых была сосредоточена в южных районах Индии. В VIII в. в архитектуре и скульптуре окончательно завер­шился переход от образов древнего искусства к образам Средневековья. Огром­ный строительный и скульптурный опыт позволил мастерам в VIII в. вырубать в скалах грандиозные и неповторимые по своей выразительности пространствен­ные комплексы. Таков классический памятник раннего индийского средневе­ковья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре -вершины мира, места обитания бога Шивы). Архитекторы совместно со скульпторами создали невероятный по трудоемкости, огромный по размерам, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором трехча-стный храм, включающий пилоны, портики, галереи, залы, рельефные компози­ции и отдельно стоящие статуи. Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого комплекса, уже в те времена осознавались как чудо. И поныне люди, уви­девшие Кайласанатху, задаются вопросом, как можно было без сложных механиз­мов высечь из цельной каменной глыбы такой огромный монолитный памятник.

Период VIII—XIII вв. — время подъема индийского каменного зодчества. Пора­жает обилие его форм, мощь воображения строителей, талант мастеров храмо­вой скульптуры и декоративных ремесел. Огромные храмы Индии в Средние века играли роль универсальных сводов знаний- Они были для того времени и музеями, и сокровищницами, и своеобразными научными и художественными энциклопедиями. Их стены, покрытые неисчислимым количеством статуй,

 

можно было читать как страницы каменных книг, увлекающих многообразием сюжетов, обилием фантастических персонажей.

В ХШ в. в политической и культурной жизни Индии вновь произошли важные перемены. С XI в. Индия все чаще подвергалась тюркским набегам, что привело к завоеванию в XII в. Северной Индии мусульманскими феодалами и образова­нию Делийского султаната. Страна вступила в новый этап развития — эпоху позд­него Средневековья. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию нового религиозного мировоззрения — ислама и новых культурных тра­диций. И хотя на юге страны, свободном от завоевателей, продолжали существо­вать местные культы и консервировались местные традиции, определяющим фактором в новых культурных тенденциях стало индоисламское искусство. Боль­шая часть индийского населения приобщилась к мусульманству, что и привело к появлению так называемого индоисламского типа культуры. Этот период не только заложил фундамент многих политических противоречий сегодняшней Индии (отделение от Индии Пакистана и Бангладеш), но и сформировал очень необычную культуру, давшую много образцов высокого искусства, с одной сто­роны, и разрушившей немало памятников прежних периодов — с другой.

Исламизации Индии способствовали мусульманские идеи о всеобщем равен­стве людей перед Аллахом, возможность избавиться от кастовой зависимости, поэтому члены низших каст с охотой переходили в новую религию. Соглашались на это и высокопоставленные индийские чиновники, сановники и правители, которые таким образом сохраняли свое привилегированное положение. При этом индуизм, будучи абсолютно терпимым к любой религии (он считал веру в того или иного бега личным делом каждого), никак не противодействовал рас-


пространению ислама. Но индийцы, принявшие мусульманство, во многом ос­тавались индуистами по культуре, что коренным образом изменило некоторые основные нормы и ценности ислама, сблизило его с индийской культурой.

Так, индийские мусульмане сохранили существовавшие в Индии идеи о касто­вом различии людей. Поклонение местным божествам превратилось в почита­ние никогда не существовавших в действительности мусульманских святых. Также была частично принята практика йогов, характерная для индуистов. В свою очередь, ислам также повлиял на индуизм и индийский образ жизни. Например, в Индии после появления ислама широко распространился обычай затворничества женщин. Ощутимым оказалось влияние ислама на литературу и зодчество, в котором схемы мусульманских культовых сооружений оказались преломлены через традиции индийской культуры.

Господство ислама наиболее сильно отразилось на характере индийской архи­тектуры, так как требовало совершенно новых по своей конструкции культовых зданий. На севере Индии с XIII в. началось широкое строительство новых соору­жений, характерных для стран Востока, но неведомых прежде в Индии и не свя­занных с ее обычаями, - мечетей и минаретов, мавзолеев и медресе (теологичес­ких школ). Возникли и новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, рядами улиц и базарами. В строительстве вместо прежней сухой клад­ки напуском была введена кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в Индии.

Исламская религия вела непримиримую борьбу с идолопоклонством, а потому прежние сюжеты индийского искусства были полностью запрещены, культовые здания лишились скульптурных украшений, коренное изменение претерпела былая система синтеза архитектуры и скульптуры. Теперь вместо бесчисленных рельефов, отображающих богатство жизни людей, животных, растений, можно было увидеть лишь геометрический орнамент и арабские надписи. Столкнове­ние двух разных эстетических систем мышления привело к тому, что в архитек­туре мусульманских областей Индии было почти полностью утрачено то слия­ние архитектуры и скульптуры, которое составляло основу зодчества прежних эпох.

Тем не менее многие архитектурные приемы и элементы, пришедшие в этот период в Индию из Средней Азии и Ирана, были коренным образом перерабо­таны и переосмыслены в соответствии с местными традициями индийского ис­кусства. Запрет на скульптурные изображения (ислам не разрешает изображать не только человека, но и любые живые существа) вынуждал индийских мастеров учитывать иные закономерности, принципы и формы зодчества. На первых по­рах новым архитектурным решениям содействовали сами разрушения, причи­ненные мусульманами индийским архитектурным памятникам. Фрагменты разоренных зданий — столбы, колонны, скульптурные мотивы, которые стали широко употребляться при постройке мусульманских культовых зданий, - вно­сили новые неожиданные черты в строй архитектурного образа. Вскоре чужезем­ные строительные традиции приобрели на индийской почве свое более органи­ческое воплощение. Индийские мастера приспособили к новым требованиям свои вкусы, ввели свои материалы, свое понимание красоты. Прежде всего, ин­дийские мастера научились искусно сочетать разные породы камня, придавая тем самым фактуре стен новую выразительность, сочность и цветовую насыщен­ность. Тонкая, изумляющая своим мастерством резьба, ажурная и инкрустиро­ванная, — вот чем поражает теперь декоративный убор индийской архитектуры.

Основными типами архитектурных сооружений стали мечеть, минарет, медре­се и мавзолей. Среди них — настоящие шедевры мирового зодчества, большин­ство из которых появляется в период Великих Моголов. Начало объединению двух архитектурных направлений было положено во время строительства в но­вой столице Индии — Дели — огромного минарета Кутб-Минар, законченного в 1230 г. Стройный и одновременно мощный ствол минарета достигал в высоту 73 м, а диаметр основания был равен 16 м. Сочетание золотистого и красного песчаника роднят Кутб-Минар с индуистскими башнями — шикхара, придают ему ощущение материальности, монументального величия и пластичности форм.

Следующий этап в развитии индийской архитектуры приходится на XVI— XVII вв. Он стал возможен в результате объединения Индии в централизованное государство Великих Моголов, выходцев из Средней Азии. Средневековая куль­тура Индии в это время переживала последнюю, завершающую стадию раз­вития. Своего наивысшего взлета индийское зодчество достигает в XVI в. при правлении Акбара, сумевшего привлечь к себе на службу талантливых зодчих и художников. В это время складывается новый стиль индийской архитектуры, отличающийся торжественной величавостью и грандиозностью форм. Эти чер­ты нашли свое художественное выражение во временной резиденции Акбара -городе-крепости Фатихпур-Сикри, грандиозном дворцовом и храмовом ансам­бле, гармонично соединявшем в себе природные и рукотворные формы.

В дворцовых и храмовых сооружениях Индии XVII в. уже обнаруживается от­ход от монументального стиля предыдущего столетия. Тяга к роскоши и изяще­ству знаменует медленное угасание мощи Могольской империи. Излюбленным материалом у зодчих того времени становится белый мрамор, из которого пост­роен один из самых значительных архитектурных памятников XVII в. — мав­золей Тадж-Махал. Созданный строителями разных стран — Индии, Турции, Ирана, Афганистана, — он увековечивал память умершей жены Шах-Джахана. Нежные оттенки белого мрамора, из которого возведены и само здание, и венча­ющий его луковичной формы купол, придают сооружению особую стройность и невесомость. Это новое качество, появившееся в индийской архитектуре XVII в. и столь несвойственное ей в прошлом, усиливалось просторностью арочных проемов, как бы устранявших стену, лишавших ее материальности, весомости и плотности. Красота и изящество Тадж-Махала совершенны.

Развитие культуры периода Великих Моголов было ознаменовано не только бурным развитием зодчества, но и расцветом миниатюры, также привнесенной в Индию из стран Среднего Востока, откуда были вывезены и мастера-миниатю­ристы. Могольская миниатюра была тесно связана с книгами, ею иллюстриро­вались главным образом дневники и мемуары правителей. Вскоре в миниатюрах


появились черты, характерные для индийской живописи в целом. В городах воз­никли мастерские, появились собственные школы миниатюристов.

Ранние могольские миниатюры ярки и нарядны, их отличают четкие контуры, сочные линии, пластичность форм. Они ориентированы на точную передачу де­талей и подробную иллюстрацию событий. Особенно популярными были исто-рико-героические сюжеты, повествующие о битвах, походах, героических дея­ниях могольских правителей. Индийская могольская миниатюра отмечена и особым интересом к природе, к миру животных. С XVII в. она все больше тяго­теет к изображению реальной среды и пространства, причем важную роль начи­нает играть пейзажный фон. Вместе с тем в миниатюре нарастает тематический интерес и к личности человека, следствием чего стало появление острохарактер­ных портретов правителей, которые предстают то лукавыми, то мудрыми, то грозными, то пресыщенными жизнью. К XVIII в. могольская миниатюра утрати­ла свою художественную значимость.

XVIII в. завершил средневековый этап развития феодальной индийской куль­туры. На ней пагубно отразилась колониальная зависимость страны, надолго приостановившая ее поступательное развитие. Ведь даже освободившись из-под власти моголов, искусство Индии во многом продолжало мусульманские тради­ции, эклектично соединяя их с индуистскими. Тем не менее и в новое время по­являются значительные архитектурные сооружения и комплексы, например, город Джайпур — один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градост­роительстве. Регулярная планировка позволила привести в стройную систему различные элементы: улицы, здания, площади и т. д. Но главным средством дос­тижения архитектурного единства служит применение одних и тех же форм кар­низов, куполов, арок. Здания также выдержаны в едином стиле, но по формам и композиции не повторяют друг друга. Из них самое замечательное — городской дворец Джайпура, представляющий целый комплекс зданий, среди них знаме­нитый Хава Махал («Дворец ветров»), огромное строение с множеством ниш и эркеров, создающих прохладу и движение воздуха. Наружные и внутренние стены украшены инкрустированным мраморам, резьбой по камню и фресками. Между зданиями разбит английский парк, хорошо сочетающийся с окружаю­щим горным ландшафтом.

Неблагоприятным для индийской культуры было и влияние англичан, с появ­лением которых Индия вступила в колониальный период своей истории. С XVIII в. в Индии появляются постройки европейского типа, совершенно не гармонирующие с окружающей местностью и ранее возведенными сооружени­ями. Со второй половины XIX в. практически прекращается строительство храмов и дворцов в национальном стиле. Только в декоре богатых домов сохра­няются традиционные элементы. Правда, индийские национальные мотивы на­чинают появляться в европейских зданиях.

Разрушительным было влияние англичан и на индийскую живопись. Английс­ким художникам, приезжавшим в страну, было присуще чувство превосходства, пренебрежения ко всему неанглийскому. Подлинная индийская живопись представлялась им лишенной гармонии, перспективы и светотени, и вообще не воспринималась как искусство. Поэтому многие индийские художники стара­лись во всем подражать европейским традициям и вкусам. Так они усваивали многие технические навыки, но для творчества, индивидуальности и оригиналь­ности места уже не было.

 

Литература:

Боги, брахманы, люди. - М., 1969

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М., 1985

Васильев Л. С. История религий Востока. - М., 1988

Гачев Г. Образы Индии. - М., 1993

Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. - М., 1997

Гусева Р. Н. Индия: тысячелетия и современность. - М., 1971

История и культура Древней Индии. - М., 1990

Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. - М., 1962

Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. - М., 2004

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи): Пер. с англ. - М., 1990.

Тюляев С. И. Искусство Индии. - М., 1968

Хумайон Кабир. Индийская культура. - М., 1962

Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. - М., 1987

 

 


Тема 5.


Культура

Древнего

Китая

Основные этапы развития культуры Китая

Духовная культура и религия Китая

Искусство Древнего Китая

Китайская культура эпохи Средневековья

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала 2 тысячелетия до н. э. до III в. н. э. Ее характер во многом обусловили географическое положение страны, изолированность от других очагов цивилизации (Месопотамия, Индия), с которым и Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли. Сами китайцы называли свою страну по-разному: то «Чжун го» («Срединное царство»), то «Чжун хуа» («Срединная цветущая»), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Многие народы, обитавшие на территории Китая и создавшие самобытные культуры, внесли свой вклад в уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца 3 тысячелетия до н. э. определилась ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности. Самоназвание «ханьцы», или «ханьжень» (так китайцы называют себя), произошло от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности -Хань (202 г. до н. э.). А по названию ее предшественницы - империи Цинь - были образованы европейские названия Китая со времен античности: лат. - 5/пое, фр. - сЫпе, англ. - сЫпа.

Начало культурной истории Китая восходит к рубежу 3-2 тысячелетия до н. э., когда правили пять легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности, так как территорию страны с древних времен населяло множество родственных племен. По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительной чертой которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над

остальной периферией варваров. Это убеждение явилось одним из краеугольных камней китайского мировоззрения, по многим другим вопросам демонстрирующим отсутствие подобного единства. Во многом это связано с тем, что до сих пор в Китае живут разные народности, и самые большие различия существуют между северными и южными китайцами. Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств.

В истории Древнего Китая принято выделять несколько больших периодов: эпоха Шан (Инь) - Х\/1-ХП ее. до н. э.; эпоха Чжоу - ХП-Ш ее. до н. э., эпоха династий Цинь и Хань - III е. до н. э. - III в. н. э.

 

5.1. Основные этапы развития культуры Китая. Китайские историки утверж­дают, что в XVII в. до н. э. в долине реки Хуанхэ было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседние племена назы­вали его Инь. От того периода до нас дошло большое количество памятников материальной культуры, свидетельствующих о переходе китайцев к оседлости и скотоводству. Для изготовления различных орудий труда в то время использова­лись медь и бронза. Археологические данные свидетельствуют, что племенные вожди (ваны) преврати­лись в царей и основали династии.

Однако царство Шан
(Инь) оказалось непроч-
ным, и оно не смогло
противостоять нападе-
нию соседнего племена
Чжоу. Последний царь
Шан покончил жизнь са-
моубийством после по-
ражения от соседей. %
В результате на смену
пришло государство
Чжоу.

Время правления ди­настии Чжоу в свою оче­редь делится на три пе­риода - Западного Чжоу СХ11—VIII вв. до н. э.), Восточного Чжоу (VIII— V вв. до н. э.) и Чжаньго (У-П вв. до н. э.).

Для периода Западного Чжоу было характерно усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существо­вала так называемая «колодезная система». Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью данного селения, разделялась на де­вять частей. Свое название эта система получила потому, что схема такого деле­ния по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец». Из девяти наделов восемь отдавались семьям, а центральный девятый участок обрабатывался всей общиной: урожай с него шел на общие нужды.

В этот период неоднократно предпринимались попытки создания централизо­ванного государственного правления. Однако они закончились провалом, по­скольку сталкивались с сепаратизмом местных правителей, не желавших усту­пать свою власть. Стремление к централизации ослаблялось также натиском и набегами кочевых племен.

В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабли, но среди бо­рющихся между собой мелких государственных образований стали выделяться сильнейшие. В эпоху Чжаньго, т. е. «Борющихся царств», таких сильнейших об­разований насчитывалось семь. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в вопросе интеграции Китая, что сразу положительно отразилось на развитии хозяйственной жизни. В частности, появились железные орудия труда и новые виды ремесел.

Потребность противостоять набегам кочевников усиливала необходимость
интеграции. Решающую роль в ней сыграло государство Цинь, располагавшееся
в западных районах Китая. В IV в. до н. э. чиновник по имени Шан Ян провел
в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать боль-
шие денежные средства для реорганизации устоев
сельской общины. В результате этих реформ госуда-
рство Цинь смогло победить всех своих соперников
и низложить династию Чжоу. Окончательное объе-
динение Китая произошло во время правления
Ин Чжена, который смог распространить свою
власть на все царства, существовавшие на тер-
. ритории Китая. В 221 г. до н. э. он принял ти-

■ ^^^^^^^^Н тул императора (хуанди) и вошел в историю
н ^^^|^^^^В под именем Цинь Шихуанди (первый импера-
В ^^^НЩ^^В тор Цинь). Именно в период его

™». правления была построена Ве-

ликая Китайская стена, став­шая, как пирамиды для Египта, символом китайской культуры.

Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и даже деспотичностью. Император заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого в его честь стали сооружать храмы и дворцы. Но после смерти

императора в Китае вспыхнуло восстание, и в 207 г. до н. э. один из его вождей Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем но­вой династии, получившей название Хань. Представители Хань правили Китаем вплоть до 220 г. н. э.

 

5.2. Духовная культура и религия Китая. Одним из главных факторов, объясня­ющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным то­ном, имеет разное значение. Так, например, сочетание «ма», произнесенное первым тоном, означает «мама», вторым - «конопля», третьим - «лошадь», чет­вертым — «ругать». Слова записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического (рисуночного) письма после его упрощения. Каждый иероглиф передает самую общую идею обозначаемого им предмета, яв­ления, понятия. При этом современные иероглифы типологически ничем не отличаются от тех, которые использовались в иньские времена. В основном ки­тайские слова состояли из двух иероглифов (некоторые — из трех-четырех). Пос­тепенно шла унификация знаков и к концу I тысячелетия до н. э. возникает сов­ременная письменность. Общее количество иероглифов доходит до 80 тыс. Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков суще­ствования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранялись только в их произведениях. Так что це­лый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно не употреб­ляется. Знания 3 тыс. иероглифов достаточно, чтобы понимать современную бы­товую лексику и общественно-политические тексты. Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тыс. иероглифов. Даже высокообразованные ки­тайцы при чтении пользуются словарем.

Именно поэтому население Китая всегда было по-преимуществу неграмот­ным. Но и уважение к письменному слову в китайской культуре во все времена было очень велико. Считалось, что знание его открывает глаза на мироздание, делает человека мудрым и даже святым. Иероглифы были своего рода сакраль­ными (священными) знаками. Невозможно было представить, чтобы китаец бросил на землю исписанную бумагу или что-то в нее завернул. Ненужные текс­ты торжественно сжигались под наблюдением священнослужителей.

Использование иероглифов обусловило специфическое для Китая иероглифи­ческое мышление и видение мира, не зависящее от грамотности человека. Мно­гие китайские иероглифы существуют без изменения уже несколько тысяч лет, сохраняя в неприкосновенности обозначаемые ими понятия. Это стало одной из причин стабильности и неизменности китайской культуры. Иероглифическая письменность и мышление также явились основанием символизма китайской культуры.

Важной чертой китайской духовной культуры также является холизм - пред­ставление о целостности и гармоничности мира. При этом мировая целостность намного более важна, чем составляющие ее части. Мир в представлении китай­цев — это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицает друг друга, все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, отражает богатство всего мира.

Основой этой дуалистической картины мира служат сложившиеся в давние времена и зафиксированные в завершенной форме в классической китайской «Книге перемен» представления о двух началах мира — инь и ян. Ян - это свет­лые, легкие частицы первоначального хаоса, из них образовалось небо. Инь -тяжелые, темные частицы, из них образовалась земля. Все предметы и явления мира (и даже человек) произошли от взаимосвязи светлого начала ян и темного начала инь. Эта взаимосвязь порождает в природе и в жизни движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Не следует рассуждать о том, что лучше, что хуже — и то и другое необходимо, одно без другого немыслимо, одно перехо­дит в другое, поэтому может быть и тем и другим - в зависимости от времени и ситуации.

Космические силы графически изображались как две неотделимые полови­ны - белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что одна готова перей­ти в другую. Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил. А вместе обе космические силы образуют дао - всеобщий закон Вселенной.

К более глубокому осмыслению проблем бытия, человека и его места в мире ки­тайская культура пришла в середине 1 тыс. до н. э. в философских школах конфу­цианства и даосизма, сформулировавших и разработавших основные нормы и ценности. Приоритетной идеей китайской культуры стало достижение гармо­нии общества и природы, в основе лежала концепция социо-этико-политическо-го порядка, санкционированного великим Небом. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Таким образом, китайская культура не ориентирует на активное нача­ло, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом.

Конфуцианство возникло на рубеже VI—V вв. до н. э. Его основоположником считается Учитель Кун (Кун-цзы, в латинской транскрипции - Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Учение Конфуция многослойно и включает в себя элемен­ты философии, религии, этики. Для него главный вопрос — отношение людей друг к другу и к прошлому. Именно в прошлом Конфуций усматривает то состо­яние общества и культуры, которое оказалось утраченным и к которому должны вернуться люди.

Мировоззренческой основой учения Конфуция о человеке является взгляд на него как на особый продукт природы, не только подчиняющийся ей, но и умею­щий ей противостоять. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в воз­рождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. С этой целью он обращался к «золотым временам» древности с ее обычаями подчинения детей родителям, младших старшим, подданных государю. Исходя из этого, Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, выс­шими и низшими, отцом и детьми.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал