Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. 2 страница
Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения хеттов, политический разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономическим кризисом, и т. д. Этот период развития египетской культуры получил название Позднего царства. Усилились тенденции распада единого государства и возвышения отдельных культурных центров, среди которых следует выделить прежде всего город Сиаса. Окруженный болотами, он был недоступен для завоевателей и потому смог на очень короткий промежуток времени вновь объединить Египет, но в 525 г. до н. э. Древний Египет был завоеван персами.
3.5. Религия и искусство Древнего Египта. Таким образом, история культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов, подчас расшатвали и ослабляли египетское государство. А войны < с соседями, соперничество других мощных | империй нередко ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян. Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте было много, несколько в каждом городе. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Один из важнейших Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат. Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого, по их мнению, зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра. Как уже отмечалось, в древности каждое божество имело свое зооморфное тождество. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, то
Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа. Существование государства не мыслилось египтянами без Маат — богини божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат. Понятие «Маат» становится центральным в древнеегипетс-
кой этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные человеческие отношения. Правила Маат предписывали имущим помогать неимущим. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной ситуации. Если человек сумеет приспособиться к законам, созданным богами, то он будет счастлив. Жрецы богини Маат призваны были следить за соблюдением ее законов, утверждать среди людей истину и справедливость. Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он создал первое поколение богов, от которого пошли все последующие. Верховный солнечный бог Ра почитался в виде человека с солнечным диском на голове и изображался в священной ладье. Составной частью религиозных культов и заупокойных ритуалов было искусство, тесно связанное с религией, которая боготворила силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта. Особенно ярко взаимосвязь религии и искусства выразилась, как мы могли убедиться, в архитектуре — ведущем египетском виде искусства. Архитектуре, в свою очередь, были подчинены живопись и скульптура. В силу целого ряда причин многие художественные представления египтян сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но и тысячелетий. Отсюда и художественное творчество, как неотъемлемая часть культурной системы, должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям. Потребность зафиксировать устоявшиеся нормы и принципы культуры сформировала особое художественное мышление египтян и выработала развитую систему канонов (совокупность обязательных художественных приемов, определяющих нормы в изобразительном искусстве), предписывавших художнику правила пользования пропорцией и светом (канон пропорций и канон света), схемы изображения людей и животных (иконографический канон). Впервые в истории канон становится важнейшим художественным принципом, во многом определяющим творческую деятельность художника. Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению и при создании произведений было необходимо их строго придерживаться. Требования канонов передавались из поколения в поколение. Существовали даже специальные руководства, записанные на папирусе. Тем самым древнеегипетские художники выступали в роли хранителей священных законов художественного творчества. Общественный статус художника был высок и почетен. Иногда его приравнивали к сану жреца. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм творческого экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных законов. Канон регламентировал изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также цветка лотоса и священных животных. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил. Рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы и светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские - черным, женские - красным. Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры. Был разработан специальный канон, созданный на основе изучения и измерения тела человека с математической точностью. Этот канон основывался на законах фронтальности. Фигура изображалась так, словно на нее смотрят одновременно с разных сторон: голова — в профиль, глаза — в фас, а живот — в три четверти. Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Например, фараон или знатная персона изображались в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов. Фигуры взрослого и ребенка отличались не пропорциями, а размером. Пожалуй, самой знаменитой скульптурой Египта является Большой сфинкс в Гизе, охраняющий пирамиды. Это самая большая и древняя статуя на свете. Каменный лев с лицом фараона Хефрена высечен из естественной скалы и имеет огромные размеры: его высота 20 м, а длина 57 м. На голове его царский полосатый платок (клафт), а на лбу символ царской власти урей (священная змея). В скульптурных изображениях человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу. Сидящая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметричны, фронтальны и статичны. Туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд устремлен вдаль. Часто статуи раскрашивались строго определенными цветами: тело мужских фигур - красно-коричневым цветом, женских - желтым, волосы -черным, а одежда — белым цветом. Чтобы египтянину легче жилось в загробном мире, ему нужны были слуги и рабы. Их роль выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые статуэтки слуг, пахарей, носильщиков, прачек. По характеру эти статуэтки резко противоположны статуям фараонов и вельмож, и их изображения не всегда вписывались в рамки канона. После завоевания Египта персами его культура стала влиять на целый ряд народов, с которыми в прошлом были в основном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще большее число выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, вавилонян, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи, верования. Египтяне же, все больше покидавшие родину по той или иной причине, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание. Поздний Египет жил лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала - к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов, привели к усилению апокалиптических настроений. В это время уже не ведется грандиозное храмовое строительство. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть творческим источником для культур других народов, для которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний. ▼ V Последний период культуры Древнего Египта связан с завоевательными походами Александра Македонского, который в 332 г. до н. э. направил свои войска в Египет и покорил его. Он был торжественно встречен египетскими жрецами, объявлен фараоном и обожествлен. Развитие культуры Египта не было прекращено при греко-македонском владычестве. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила последний расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской цивилизации оказались притягательными для греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их своим достоянием. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид. Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, в 642 г. Египет, бывший в то время восточной провинцией Византии, был отвоеван арабами. Однако влияние египетской культуры на другие страны Востока оказалось огромным и прослеживается во многих деталях.
Литература: Василевская Л. Ю., Зарецкая Д. М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. - М., 1997 Древние цивилизации / Под общей редакцией Г. М. Бонгард-Левина. -М., 1989 Египет: земля фараонов. - М., 1997 Керам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1994 Культура Древнего Египта / Под ред. И. С. Кацнельсона. - М., 1976 Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М., 1996 Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. - М., 2004 Монтэ П. Египет Рамсесов. - М., 1989 Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. - М., 1994 Тема 4. 4.1. Культура хараппской цивилизации Культура ариев Культура Индии в эпоху Маурьев 4.4. Культура в Индии в эпоху Гуптов 4.5. Культура средневековой Индии И н до-буддийский тип культуры
Из всего многообразия древних культур индийская -одна из самых оригинальных и уникальных. Решающая роль в этом принадлежит природным условиям, которые изолировали Древнюю Индию от остального мира. На юге, юго-западе и юго-востоке естественной границей Индии оказались воды Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере ее границей служит горный хребет Гималаев. В этом замкнутом пространстве величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, несметным множеством ярких птиц, разнообразных зверей, дурманящих растений содействовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и культуры. Природа сама подсказывала архитекторам и скульпторам древности их первые творческие решения. Она придала высокий размах и грандиозную масштабность древним сказаниям индийского народа о богах-исполинах, о героях, наделенных космической силой, добрых и злых духах, населяющих каждое дерево, гору или реку. Само название страны «Индия» произошло от названия реки Инд на северо-западе страны. Индийцы называли ее Синдху, а персы, не имеющие в своем языке звука «с», -Хинду. Греки от них восприняли именно это название и образовали от него свое -Индос. Население Древней Индии было весьма пестрым. На юге преобладали темнокожие племена, относившиеся к австрало-негроидной расе. Территория Древней Индии была заселена уже в древнекаменном веке, основную часть ее населения составляли представители южноиндийской (дравидской) и веддоидной малых рас. На рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. в долинах рек Инд и Ганг сложилась самобытная протоиндийская культура с центрами в городах Хараппа (в штате Пенджаб) и Мохенджо-Даро (в штате Синд). Эту индскую цивилизацию обычно называют культурой Хараппы. Большинство исследователей считает, что эта великая древняя культура была создана коренным населением и не испытала внешнего влияния. 4.1. Культура хараппской цивилизации. Археологические раскопки, проведенные многочисленными экспедициями ученых из разных стран, позволили установить, что около 2500 г. до н. э. народ неизвестного происхождения создал в среднем и нижнем течении Инда высокоразвитую городскую цивилизацию. По ареалу своего распространения она была одной из крупнейших на древнем Востоке, протянувшись примерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. Основные ее центры — Хараппа и Мохенджо-Даро - были крупными городами с населением около 100 тыс. человек. Раскопки свидетельствуют, что эти города были построены по единому плану, отличались строгой планировкой: прямоугольные кварталы размерами 200 х 400 м разделялись главными магистралями, ширина которых достигала 10 м. Четко выделялся нижний город, где располагались жилые постройки, и верхний - цитадель, построенная на искусственном возвышении, отделенная стеной от остального города. Здесь, очевидно, находились административные здания и население спасалось от наводнений, довольно частых в долине Инда. В отличие от других древних культур, в городах хараппской цивилизации не было обнаружено грандиозных памятников или каких-либо иных сооружений. Найдены только предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные украшения, узорчатая керамика, гравюры на печатях и мелкая пластика. Из произведений художественных ремесел особого внимания заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях. Искусно вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов расположением фигур и подписей вокруг изображений, а также тонкостью пластической обработки поверхности указывают на их близкое сходство с произведениями художественных ремесел месопотамской культуры. Однако в этих ранних индийских произведениях искусства можно увидеть и черты, сближающие их с последующей, уже собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчетливо напоминающее будущий образ божества Шивы -владыки разрушительных сил Вселенной. Не только рельефы и узоры печатей, но и небольшие каменные и бронзовые фигурки показывают, что уже в тот далекий период скульпторы овладели мастерством пластического изображения человеческого тела и передачи движения. Яркими образцами подобной пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы. По ним видно, что изображение человека было уже важной, освоенной областью древней индийской художественной культуры. Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остаются язык и письменность. Можно предположить, что наличие письменности позволило создать какие-то литературные произведения, религиозные и эпические поэмы, наподобие шумерских и вавилонских. Однако о такого рода памятниках художественной культуры ничего не известно, так как язык и письменность остаются нерасшифрованными. Из надписей на печатях, керамике и металлических изделиях ученые смогли выделить более 400 различных знаков, но вопрос о том, каковы истоки этой письменности и на каком языке говорило население хараппской культуры, остается открытым. Примерно в середине 2 тысячелетия до н. э. культура хараппской цивилизации пришла в упадок. Причина ее заката также остается загадочной и вызывает разные предположения. Согласно одной точке зрения, тогда изменились климатические условия, что привело к оскудению земли. Возможно, падение этой цивилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен, стоявших на более низкой ступени общественного развития. В самое последнее время антропологи пришли к выводу, что возможной причиной гибели жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии. Так или иначе, но около 1800 г. до н. э. жители покинули города в долине Инда. В результате древнейшая культура исчезла, не оказав никакого влияния на другие народы и культуры. 4.2. Культура ариев. Через несколько веков после заката хараппской цивилизации в долины Инда и Ганга пришли арийские племена (от арий - «благородный»). Арии были кочевниками, перемещавшимися от Польши через Среднюю Азию, но, появившись в верховьях Ганга, они стали постепенно осваивать долину этой реки, оттесняя либо ассимилируя малочисленные племена аборигенов. Это были высокие и сравнительно светлокожие люди, мигрировавшие группами в западном, южном и восточном направлениях, по-корявшие местные народности и смешивавшиеся с ними. Считается, что именно от них произошли греки, латиняне, кельты и тевтоны. Арийское вторжение положило начало совершенно новой культуре. Высокий уровень материальной культуры -знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т. д. — все это способствовало быстрому и ус пешному закреплению пришельцев на захваченных территори ях. Именно их язык и культура, включая ее религиозно-мировоззренческую первооснову, на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней, определили исторический путь индийской культуры. С приходом ариев начался новый индоарийский период. Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов и обожествлением священных текстов придали всей индийской культуре религиозно-духовный характер, который стал ее квинтэссенцией. Приоритет религиозно-духовных проблем привел к тому, что в Индии этого периода социально-историческая память представлена только в религиозно-эпической, мифологически-культовой форме. Письменность как таковая была просто не нужна. Все знания, необходимые для жизни, устно передавались из поколения в поколение. Так появились важнейшие священные книги Индии - веды (от глагола «ведать», «знать»). Веды представляют собой собрание религиозных текстов на древнейшей форме санскрита - гимнов, песнопений и магических формул. Веды состоят из четырех частей: «Ригведы» (Книга гимнов), «Самаведы» (Книга песен), «Яджур-веды» (Книга жертв), «Атхарваведы» (Книга заклинаний). К ведической литературе также относятся позднее появившиеся комментарии вед — брахманы и упанишады. К этой же литературе примыкает и веданта - произведения по астрологии, стихосложению, этимологии и др. Необходимость комментариев была вызвана древностью языка вед. Среди всех составляющих веды произведений особая роль принадлежит «Риг-веде», содержащей 1028 гимнов богам и повествующей о сотворении мира, жизни Вселенной, богах, ее населяющих. Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога, которые не составляли иерархического пантеона: главным становился тот, в котором в данный момент более всего возникала необходимость. Характерным было также то, что за богами практически не закреплялись строго определенные функции. Веды содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности они сообщают о делении индийского общества на четыре варны. Система варн сложилась в Индии в глубокой древности из сословных различий внутри племен индоариев. Слово «варна» соответствует понятиям «цвет», «вид», «разряд». Его с давних пор использовали для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные в «Ригведе» предания исходят из того, что членение общества на варны извечно, что из уст пер-вочеловека Пуруши (при жертвоприношении которого богами возник весь мир) появилась варна жрецов-брахманов, из его рук — варна воинов-кшатриев, из бедер — варна простых земледельцев и скотоводов (вайшья), из ступней — низшая варна неимущих и неполноправных шудр. Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две. Их представители именовались «дважды рожденными», ибо по отношению к ним в детстве исполнялся обряд второго рождения, который сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, то есть отцом семейства. Четвертая варна шудр возникла и формировалась позже трех арийских в основном из подчиненных ариям аборигенных племен. Шудры не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и жертвоприношениях наряду с представителями высших варн — весьма жестокая форма неравноправия для общества, где ритуально-мифологическая жизнь ценилась столь высоко. Поэтому шудра не мог претендовать на высокое социальное положение. С течением времени, однако, в положении варн произошли некоторые изменения, снизился статус третьей и повысился статус четвертой варны. И к середине 1 тысячелетия до н. э. две высшие варны жрецов-брахманов и правителей-кшатриев противостояли двум низшим. Это адекватно отражало реальность жизни - с одной стороны жрецы и воины, администраторы и аристократы, с другой - труженики, производители и слуги. Границы между варнами были незыблемыми. Человек рождался в своей варне и навсегда принадлежал ей. В своей варне он брал жену, его дети тоже навсегда были ее членами, продолжая его дело. Рождение человека в той или иной варне - результат поведения человека в прошлых рождениях. Поэтому человек должен был смириться со своим местом в обществе, не стремясь к улучшениям и изменениям, но ведя добродетельную жизнь и улучшая свою карму (судьбу) с расчетом на будущее. Эта установка ориентировала людей не на социальную борьбу, которой Индия практически не знала, а на уход от активной социальной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы. Система варн не распалась, но со временем стала еще разветвленнее и эффективнее. Укрепляясь, она обрастала новыми более дробными разрядами и подраз-рядами, превращалась в ту систему каст, которая дожила до наших дней. Веды - первый выдающийся памятник культуры индоарийской эпохи. Мир, изображенный в них, огромен и ярок, охвачен непрерывным движением населяющих его божественно прекрасных гигантов. Боги, описанные в ведах, считались невидимым олицетворением стихий и природных явлений. Но при этом они представлялись людям в образах прекрасных людей, благожелательных ко всем земным существам. Все ведические божества вместе с сонмом духов плодородия составили огромный круг персонажей последующего изобразительного искусства. Влияние и авторитет вед в Древней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достижения индийской духовной культуры так или иначе оказывались связаны с ними. Священные знания заложили основы последующей религии, философии, науки. Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто также именуют ведийской, или ведической. Начиная с вед в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм - религия самих вед. Примерно в 1 тысячелетии до н. э. ведизм трансформировался в брахманизм, более стройное учение о мире. Характерной его чертой стало признание некоего мирового, космического принципа, Абсолюта, предшествующего возникновению природы и человека (Брахма). Роль конкретных богов, которых в брахманизме насчитывалось довольно много, была не столь велика. По сути дела, они были лишь индивидуализированным воплощением этого Абсолюта. Многочисленный пантеон богов этого периода был разделен на три группы в соответствии с тремя сферами Вселенной - небом, землей и воздухом. К первой принадлежат — Сурья (солнце), Ушис (заря), Варуна (вода и миропорядок); ко второй - Агни (огонь), Сома (божественный опьяняющий напиток); к третьей - Ваю (ветер), Рудра (гроза), Индра (гром и молния). Строгого различия между ними не было, к любому из них можно было обратиться с самыми разными просьбами. Веды - не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийской культуры. Наряду с молитвами в них можно встретить описание борьбы добрых и злых духов, многие гимны настолько образно описывают природу и человеческие переживания, что по праву могут рассматриваться как поэтические тексты. Даже гимны, посвященные богам, часто являются не столько религиозными, сколько эпическими произведениями, в которых можно найти все, от героики до лирики и прямой сатиры. Постепенно, по мере смены поколений, священные тексты становились малопонятными. Потребовались комментарии к ведам, приспосабливающие древнюю религию к изменившимся условиям жизни. Так появились брахманы, араньяки (лесные книги) и упанишады (сидящий у ног учителя). В них была разработана вторая ключевая идея индийской религии, философии и культуры -идея вечного круговорота мира, места и судьбы человека в нем. Существует вечный, неподвижный божественный мир. И есть мир, находящийся в вечном круговороте, не имеющий ни начала, ни конца. Подлинно реальным является только божественный мир, а тот мир, в котором мы живем, на самом деле не более, чем иллюзия (майя). Человеческая жизнь и судьба также являются частью мирового круговорота. Идея о разделении духовного и телесного начал человека придала этому круговороту форму переселения душ (сансары). Так индийское мировоззрение приходит к идее вечной жизни и отсутствия вечной смерти. Смерть становится только перерывом постепенности, шагом в бесконечной цепи перерождений, за которым следует новая жизнь души в новой форме. Так появляется идея вечного колеса сансары — важнейшей идеи индийской культуры, нашедшей свое отражение не только в религии и философии, но и в искусстве. Посмертная судьба человека, очередной поворот колеса сансары очень жестко предопределен кармой человека — то есть суммой добрых и злых дел, накопленных в предыдущей жизни. Некого умолять о помиловании, невозможно покаяться и тем самым изменить свою посмертную судьбу (как это можно сделать, например, в христианстве). Мировой закон, закон кармы, который определит следующее воплощение души, сделает это в зависимости от деяний в прошлых существованиях. То место в жизни, которое человек занимает сейчас, полностью заслужено им в его прошлых жизнях. Хорошая карма - рождение в высших кастах - награда за прошлую праведную жизнь. Зло, неблаговидные поступки, нарушение законов и традиций в прошлой жизни с необходимостью влекут наказание - рождение в низших кастах или даже воплощение в теле животного (даже червяка или комара). Никакие восстания, бунты, перевороты не могут реально изменить судьбу человека. Так идея кармы, одна из основных в индийском менталитете, стала регулятором индивидуального и общественного поведения индийцев. Концепция сансары на века обезопасила Индию от социальных потрясений: нужда, нищета, труд осознавались как результат предыдущей греховной жизни и дурной кармы, как вина самого человека. Целью жизни индийцев, однако, было не простое улучшение кармы, а полное выпадение из круга перерождений, достижение освобождения - мокши. Достичь этого состояния мог только брахман-аскет, который с годами воздержаний приобретал огромную энергию (тапас), позволявшую ему возвыситься над законом кармы, достичь божественных миров и раствориться в них. Поэтому огромное число отшельников прибегало к суровой аскетической практике в надежде раствориться в Брахмане и никогда больше не воплощаться в этом мире.
|