![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Культура народов Месоамерики
Географический регион на американском континенте, в пределах которого в доколумбовые времена процветала своеобразная цивилизация, обозначают термином «Месоамерика» (букв, средняя Америка). В этом регионе последовательно зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и культура майя. К моменту появления в Америке европейцев Месоамерика была населена большим количеством индейских племен, из которых наиболее высокий уровень культуры отмечался у народов центральной части. Свое название индейцы получили потому, что Колумб считал, что он открыл Западную (т. е. лежащую на Запад от Европы) Индию. Наиболее благоприятным регионом для проживания на американском континенте тогда были Месоамерика (в настоящее время территория Мексики, Гватемалы, Сальвадора и Гондураса) и Центральные Анды. Именно в этих регионах возникли и достигли расцвета цивилизации доколумбовой Америки. Приход европейцев застал в этом районе четыре основных культурных центра: на территории Мексики сформировались и развивались культуры ольмеков и ацтеков, Гватемала и Юкатан были заселены народом майя, в Колумбии существовала культура племен чибча-муисков, а в Перу - культура племени инков.
7.1. Культура ольмеков. Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Созданная ими цивилизация достигла своего расцвета после 1200 г. до н. э. Для своего времени ольмеки были в культурном отношении наиболее развитым народом и поэтому сумели распространить свое влияние на огромный регион Месоамерики. На побережье Мексиканского залива этот древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Ольмекская цивилизация была по характеру теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя им часть продукции и выполняя различные общественные работы. Взамен они получали гарантию, что совершаемые жрецами ритуалы помогут обеспечить им личную безопасность. Для этого ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и иконографию, в центре которой находилось несколько богов. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Л а-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города стояла Большая Пирамида высотой около 33 м, которая служила сторожевой башней, т. к. с нее прекрасно просматривались окрестности. В городе действовал водопровод, который был сделан из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу. Ольмеки оставили о себе память не только как архитекторы, но и как прекрасные мастера обработки камня. В резьбе по нефриту они достигли большого совершенства. Используя многочисленные инструменты - резцы, сверла, шлифовальные приспособления, а также соответствующую технику обработки камня, ольмеки создавали прекрасные изделия из базальта, кварца, диорита. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотесе. Головы из черного базальта поражают в первую очередь своими размерами: их высота от 1, 5 до 3 м, а весят они от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами негроидного или африканского типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт. Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Это могли быть изображения голов врагов, т. к. в древней Америке существовала традиция сохранять и увековечивать головы противников. Кроме того, существует версия, что это могли быть головы юношей, которые приносились в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из играющих в мяч. Он становился олицетворением бога маиса. Игра в мяч носила у ольмеков религиозно-церемониальный характер, а самой игре предшествовал сложный ритуал. Ольмеки верили, что акт самопожертвования обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. Ученые предполагают, что самые красивые девушки поселения, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть, как и лучшие юноши, играющие в мяч. В эпоху ольмекской цивилизации зародилось представление о четырех сторонах Вселенной, символом которой был крест, вписанный в прямоугольник. Известно предание ольмеков о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с обретением маиса пятая эпоха погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считался бог, преподносящий людям маис, на плечах и коленях которого вырезаны головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох. Задолго до появления Колумба ольмеки изобрели точный солнечный календарь. Он был очень сложным по структуре и состоял из нескольких самостоятельно вращающихся колес, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени. Период с VIII до IV в. до н. э. считается временем расцвета ольмекской культуры, тогда она имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами стояли в городах. Богатые ритуальные центры с четкой ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Последние дают некоторое представление об одежде тех времен, украшениях и других элементах культуры. К сожалению, ольмеки не создали долговечных памятников своей культуры и поэтому сегодняшние представления носят отрывочный и фрагментарный характер. Остаются открытыми вопросы о ее истоках и процессах развития. Однако то, что не удалось ольмекам, удалось осуществить другим народам Месоамерики, культура которых формировалась под влиянием ольмекской и достигла высочайшего уровня.
7.2. Культура майя. Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих элементов позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя. Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый (с древности и до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период — древнее царство, или классический период (317-987 гг. н. э.) — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тикаль) и одновременного таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период - новое царство, или постклассический период (987 г. - XVI в.) - время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, появления новых стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т. д. Около 300 г. до н. э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться новая цивилизация, получившая название цивилизации майя. На этой территории народы майя построили несколько величественных ритуальных центров, руины которых хорошо сохранились до наших дней. В результате раскопок получено много свидетельств о выдающихся культурных достижениях древних майя. Создание больших по размерам ритуальных центров является отличительной особенностью культуры майя. Эти центры нельзя назвать городами, хотя они состояли из нескольких больших зданий. Население их было незначительным, оно состояло в основном из жрецов, их слуг и ремесленников. Назначение центров заключалось в том, чтобы проводить большие религиозные праздники, во время которых сюда стекались большие массы людей, принимавших участие в религиозных церемониях. Подобно многим древним цивилизациям духовную основу культуры майя составляла религия. В их представлениях мир являлся сложным образованием, наполненным различными священными силами. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки имен богов, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т. д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, похожей на тапира, бог Солнца и ночного неба, покровитель жизни и смерти — бог кукурузы. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях. В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Однако главных своих богов они изображали в виде пернатого змея: перья - символ неба, змея - символ земли. Майя считали, что после смерти душа человека пребывает либо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках в зависимости от деяний человека. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил. Грешники же отправляются в преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами. Очень сложными были религиозные ритуалы древних майя, особенно жертвоприношения самого разного вида. Наиболее распространены были человеческие жертвоприношения, поскольку считалось, что боги питаются только кровью людей. Как и в ольмекской цивилизации, у майя самые красивые девушки приносились в жертву богам, заслуживали этим вечную счастливую жизнь, как и самые лучшие мальчики — победители в игре в мяч. Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например, через год или несколько лет. К моменту начала правления какого-либо бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях до тех пор, пока не закончится время его господства. Царствование злого божества приносило беды и страдания, а доброго соответственно - благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 небес и 9 подземных миров, каждым из них заведовал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества и у каждого был свой цвет. Красный принадлежал богу востока, белый — севера, черный — запада, желтый — юга. В центре мироздания располагался зеленый цвет. Число четыре у майя имело особое магическое значение. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц—городов Копан, Калакмул, Тикаль, Паленке. В материальной культуре майя наибольшее развитие получила архитектура. Существовало два типа архитектурных сооружений: жилые дома с островерхими, крытыми соломой крышами и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома имели прямоугольные очертания, стены были каменные, крыши двускатные. В центре дома сооружали очаг из камней. Часто дома возводились на платформах. К типу церемониальных построек относились пирамиды, функция которых заключалась в том, чтобы служить основанием храма, поднимая его как можно выше к небу. Чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом такого типа архитектуры является «Храм надписей» в Паленке. Постройка зданий регулировалась у майя определенными промежутками времени - 5, 20 и 50 годами. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали пирамиды и воздвигали стелы (алтари) каждые 5 лет. Записи на алтарях заключали в себе информацию о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире. Гармоничным образом архитектуру майя дополняли скульптура и живопись. Их образы раскрывают всю панораму жизни общества. Основные темы изображений - божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими в себе различные скульптурные жанры. Майя применяли резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидан, кремень, нефрит, раковины, жадеит, кость и дерево. Многие скульптуры раскрашивались в различные цвета. Большое внимание уделялось выражению лиц, деталям одежды. Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. В скульптуре на стелах и в храмовых рельефах изображения людей исполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся 8-образный разворот: ступени ног и голова изображались в профиль, а торс и плечи - анфас. Майя умели делать предметы культа из глины, покрывая их росписью. Кроме того, в своих ритуальных центрах майя воздвигали скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями. Текст обычно относился к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике. Он мог содержать описание какого-либо исторического события или родословную человека, которому был посвящен данный памятник. Часто приводилась дата его смерти или прихода к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл. Особое значение в жизни майя придавалось обычаям и традициям, связанным с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Появление ребенка считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны - Иш-чель. Жрецы давали младенцу имя и составляли для него гороскоп. В нем предсказывалось, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни. Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца плотно прибинтовывали спереди деревянную дощечку, с тем чтобы сделать череп более плоским и удлинить линию лба, что считалось у майя знаком красоты и высокого общественного положения. В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для проведения этого обряда выбирался особенно тщательно. Все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки между лицами, связанными кровным родством. Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к ней сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества. Соответственно от победы зависело многое в жизни городов-государств майя. Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт является до сих пор загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми - без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.
7.3. Культура ацтеков. Согласно легенде, ацтеки прибыли на территорию Мексики в XIII в. и поселились на озере Тексоко, где заложили город Теночтитлан. Сами себя ацтеки называли «мешика» в память о своем легендарном вожде Мешитли. Термин «ацтеки» происходит от названия их легендарной прародины — острова Астлан, где они жили до второй половины XII в. По неизвестным причинам они были вынуждены покинуть свою родину и после долгих скитаний решили обосноваться надолго у озера Тексоко. Менее чем за два столетия ацтеки превратились из бедной полукочевой группы в хозяев самой могущественной империи, когда-либо существовавшей на территории Месоамерики. Ацтеки показали себя тонкими политиками и великолепными воинами. Путем заключения временных союзов то с одной, то с другой политической силой они заняли господствующее положение в регионе Центральной Мексики. Вначале ацтеки выступали как наемники для враждовав-
![]()
ких жертвоприноше- V ний и жен для себя. Их государство посто-туяюр янно разрасталось за ^^Ч^ счет покоренных наро-■ §4^Шр лов, которые облагались ЩСрг данью и должны были возд--3^ витать храмы ацтекским богам. При этом ацтеки сознательно регулировали численность покоренных народов, оставляя потенциальных противников для сражений и получения пленных, приносимых в жертву богам. Жертвы были необходимы, чтобы дать богу Солнца животворный напиток - кровь, так как, по убеждению ацтеков, от этого зависело движение Солнца на небе, а следовательно, и существование мира в целом. Для жертвоприношений из числа военнопленных выбирался физически совершенный мужчина высокого роста, с чистым телом и быстрыми движениями. Целый год разодетый, поющий и танцующий, он свободно ходил по столице в сопровождении большой свиты, чтобы все могли видеть живое воплощение бога. Этому «избраннику» давали четырех жен - богинь плодородия. Вместе с ним по собственной воле они затем взойдут на вершину храма и отдадутся в руки жрецов. Пленные, предназначенные для жертвы, не противились такой судьбе, не боялись умирать и не убегали, в жертвенной смерти они видели свой долг, показывали покорность богам и с достоинством отдавали им свою жизненную энергию. Столица ацтекского государства Теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление хижин, ютившихся посреди соленого озера Тескоко на острове, окруженном со всех сторон болотами и тростниковыми зарослями. В последующие два столетия Теночтитлан превратился в главный культурный центр ацтеков. Строго спланированный, он имел разветвленную сеть каналов и мостов. Две главные дороги были выложены в форме креста с огражденным «священным кварталом» на их пересечении. Эти дороги делили город на четыре района, каждый со своими ритуальным центром и рынком. Районы подразделялись на 20 и более мелких кварталов. Большой рынок города располагался на соседнем острове Тлателолько. Острова соединялись с материком тремя каменными дамбами, каждая из которых имела три или четыре прохода для спуска воды из одной части озера в другую. Проходы были снабжены деревянными мостами. Озеро обеспечивало городу естественную защиту. За огромной стеной, украшенной головами сотен пернатых змеев, в центре дорог находилось 18 больших зданий и множество более мелких. Все вместе они и составляли «священный квартал». Его самым значительным строением был Большой храм, имевший вид пирамиды, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один верховному божеству Уицилопочтли, а другой - богу дождя Тлалоку. Среди других построек «священного квартала» следует выделить круглый храм главного бога ацтеков - Кецалькоатля. Там также был двор для игры в мяч. Эта игра, как и у ольмеков, имела важное религиозное значение. Как и все народы Месоамерики, ацтеки были очень религиозны. Основой их религиозных взглядов было отождествление небесных тел со сверхъестественными существами, которые отвечали одновременно и за добро и за зло человеческих поступков. Пантеон богов ацтеков был многочисленным, поскольку включал 63 божества. Среди них 3 великих бога, 4 создателя, 15 богов плодородия, 6 богов дождя, 3 бога огня, 4 бога пульке, 12 богов планет и звезд, 6 богов смерти и земли, 4 полифункциональных божества. Поклонение богам ацтеки осуществляли ежедневно. С этой целью они воздвигали культовый центр, рядом с которым действовали школы жрецов. Задачей священнослужителей было управление духовной жизнью общества и укрепление религиозной основы власти. Храмы, выполняя культовое назначение, являлись одновременно и произведениями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пирамид, к открытым верхним площадкам которых вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли. Жилые дома простых людей строились на платформе и имели двускатную крышу. Дом обычно был двухкомнатным, с земляным полом, плетенными из тростника и обмазанными стенами (саманная архитектура). Стены возводились на каменном фундаменте, комнаты не имели окон. Дома аристократов отличались размерами, количеством и убранством комнат, назначением внутренних помещений. Искусство ацтеков было утилитарным и реалистическим по форме, пронизанным религиозной символикой. В ацтекском мире существовала особая группа людей, которые назывались «знатоками вещей». В состав группы могли входить живописцы, скульпторы, философы, музыканты, астрологи и др. Их назначение состояло в том, чтобы иметь ярко выраженную индивидуальность, вести правильный образ жизни, молиться, совершать жертвоприношения, закалять дух и тело. Самым главным для них было умение слушать свое сердце. Очень важно это было для художников слова - литераторов, которые занимали особое положение среди других «знатоков вещей». Самым распространенным жанром литературы ацтеков была историческая проза. Она включала в себя записи о странствиях мифических предков. Большой популярностью пользовались эпические произведения. Например, эпос о происхождении индейцев, потопах, о божественном Кецалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты — собрания коротких речей или изречений моралистического содержания, обобщавшие опыт ацтеков в самых разных областях жизни. Ацтекская литература, как и во всем Древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств. Однако главную роль в литературе ацтеков играла поэзия. По их представлениям, ее основным предназначением было развивать душу человека и готовить ее к встрече с богом. Поэтому она была глубоко религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора и практически отсутствует любовная тема. Ацтекская поэзия представлена «песнями бога» — заклинаниями, призывающими божество появиться именно здесь, сейчас и заставить его произвести необходимые действия; песнями «орлов и ягуаров», восхваляющими воинские подвиги; «песнями печали и сострадания», а также песнями для женщин и детей.
7.4. Культура инков. На рубеже Х1У-ХУ вв. на тихоокеанском побережье и в северных районах южноамериканского континента стали появляться первые империи. Самой известной и значительной из них стало государство инков. Термином «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в районе Анд, а также это название носили племена аймара, уальякан, кеуар и др., которые жили в долине Куско и говорили на языке кечуа. Согласно археологическим данным, на заре истории четыре племени, составившие позднее основу этой народности, пришли с восточного нагорья Анд в долину Куско. Они создали грандиозную империю, охватывающую территорию 1 млн. км2, ее протяженность с севера на юг была более 5 тыс. км. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 до 15 млн. человек. Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной республики Перу и нынешний Эквадор. Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке - так официально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изготавливали для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаще всего изумрудами. Золото в империи инков играло исключительную роль. Оно широко использовалось в ювелирном искусстве, но не применялось как средство платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных в их жизни был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство. Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области государства были свои верования и культы. Наиболее распро
тилище, а новый правитель строил себе другой дворец. Высшим достижением архитектуры инков принято считать ансамбль храмов, носивший название «Кориканча» («Золотой двор»). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца -Инти. В нем находилось золотое изображение бога, украшенное крупными изумрудами. Оно было поставлено в западной части храма с таким расчетом, чтобы его озаряли первые лучи восходящего солнца. Окна и двери также были усыпаны драгоценными камнями, а стены храма сплошь обиты листовым золотом. Потолок святилища покрывала резьба по дереву, а пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. К храму Солнца примыкало несколько часовен - в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них - в честь Мама Кильи - Луны. Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для жены правителя-инки. Ни одна женщина, кроме нее, не имела доступа в эту часовню. Здесь же находились и мумии умерших жен правителей. В отличие от храма Солнца, где все было из золота, в часовне Луны все убранство было изготовлено из серебра. Однако своего наивысшего расцвета искусство инков достигло в различных ремеслах. Инки довольно рано освоили горное дело. Они добывали медную и оловянную руду в шахтах, изготовляли бронзу. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также делали изделия в технике перегородчатой эмали. Из бронзы они изготовляли топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Но особенно художественное творчество ремесленников инков проявилось в ювелирном искусстве. Мастера могли сделать золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна выкованы из тончайших нитей серебра. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом. Это изображение украшало храм Солнца в Куско. Своего апогея золотое богатство инков достигло во время правления Уайна Капака. Он облицевал золотом стены и крыши своих дворцов и храмов, весь царский дворец был заполнен золотыми скульптурами животных. Во время торжественных церемоний 50 тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией. Однако все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Писарро. Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено. Как считают исследователи культуры инков, их империю погубила религия. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором преемника правитель выбирал среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаска-ра и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Франсиско Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые придут сюда, покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняется страх инков перед испанскими конкистадорами.
Литература: Баглай В. Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период). - М, 1998 Галич М. История доколумбовых цивилизаций. - М., 1990 Кинжалов Р. Искусство древней Америки. - М., 1962 Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. — М., 1991 Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. - М., 1992 Соди Д. Великие культуры Месоамерики. - М., 1985 Стингл М. Тайны индейских пирамид. - М., 1982 Тема 8.
Гомеровский (царский)период Период архаики Классический период Культура эпохи эллинизма Культуру Древней Греции и Древнего Рима еще называют античной. Иногда этот термин понимается более узко, применительно только к древнегреческой культуре. Такое использование термина имеет достаточно веские основания, поскольку считается, что Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации. Это можно утверждать с полным правом на том основании, что достижения древнегреческой культуры до сих пор оказываются непревзойденными образцами для многих народов. Уникальность греческой культуры не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием региона Средиземноморья. Умеренность - главное качество природы - породила свойственное древним грекам стремление к уравновешенности, культ меры и гармонии, привычку к определенным и ясным образам. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, способствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая изолированность отдельных областей облегчала формирование полисной автономии. В начале 1 тысячелетия до н. э. начался период упадка древневосточных цивилизаций и они уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Начиная с VIII в. до н. э. центром развития культуры этого региона становится Греция (эгейское искусство). В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов. Ко 2 тысячелетию до н. э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса и его знаменитого дворца в Кносе на острове Крит. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н. э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной катастрофой, характер которой до сих пор не ясен, а Крит был захвачен ахейскими племенами. Развитие ахейского общества в XVI-XIIIвв. до н. э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию крупнейшего города того времени - Микен эту древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской. Завершающим событием в существовании крито-микенской цивилизации стала Троянская война, которая облегчила проникновение на Балканский полуостров дорийских племен. Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период Х1-1Х вв. до н. э. в истории культуры Древней Греции считается «темными веками», однако его еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого поэта Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Хотя Гомер жил значительно позже названного времени, в своих поэмах он отразил многие явления культурной жизни своих предшественников. На время с середины VIII до конца VI в. до н. э. приходится архаический период, культурной особенностью которого было возникновение в географически обособленных районах Греции самостоятельных городов-полисов. В этот же период рост численности населения и недостаток пахотных земель зоставил большинство полисов развивать торговлю и начать широкую территориальную экспансию, получившую нозвание «великая колонизация», сопровождавшуюся бурным развитием культуры. Своего наивысшего расцвета культура Древней Греции достигла в классическую эпоху, в V-IV вв. до н. э. После победного окончания греко-персидских войн Афины становятся политическим и культурным центром Греции. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н. э.), высокой классики (449-421 гг. до н. э.) и поздней классики (конец V-IV вв. до н. э.). Завоевание Александром Македонским могущественной персидской держовы положило начало эпохе эллинизма, охватившей период 111-1 вв. до н. э. Этот этап характерен сложным переплетением и взаимопроникновением культурных достижений греческой и восточной цивилизаций.
8.1. Крито-микенская (эгейская) культура. Древнейшая цивилизация на территории Греции получила у исследователей античности название крито-микенской, поскольку ее центрами были последовательно остров Крит и город Микены на территории материковой Греции. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно с 2000 до 1200 г. до н. э. На основании археологических данных можно утверждать, что юг Балканского полуострова стал местом обитания людей уже в эпоху палеолита. В начале неолита были заселены наиболее удобные для проживания острова, прежде всего Крит. В 3 тыс. до н. э. на Крите появились дворцы, святилища, алтари и другие характерные элементы культуры. Около 1450 г. до н. э. на Крит вторглись примитивные и воинственные племена ахейцев, которые положили конец критской культуре. Но она не погибла совсем, а получила продолжение в микенской культуре, т. е. культуре материковой Греции и островов Эгейского моря. Влияние критской культуры стало ощутимым в Микенах около 1700 г. до н. э., когда там стали появляться святилища и дворцы критского типа. Большие дворцовые комплексы на Крите, обнаруженные археологами, были средоточием политической, экономической и религиозной жизни. Таких центров было четыре - Кнос, Фест, Малия и Като-Закро. Вначале они были самостоятельными государствами, позже объединились под властью Кноса, который постепенно распространил свое влияние на весь регион Эгейского моря. Из дворцовых комплексов Крита исследователями лучше всех изучен дворец в Кносе, известный как Лабиринт. Такое название он получил, поскольку представлял собой целый комплекс помещений различного назначения, расположенных на нескольких (2—4) уровнях, соединенных многочисленными коридорами и переходами. Отсутствие симметрии было отличительной чертой критской архитектуры, что подтверждается конструкцией всех известных критских дворцов. На первом этаже в них находились тронный зал, амфитеатр для зрелищ и др. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими верандами, около которых располагались ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Так как уловить какую-либо систему в их планировании почти невозможно, то Кносский дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом. Запутанность ходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты дополнялись световыми эффектами, причем свет проникал только через световые колодцы в потолке. Но, несмотря на это, дворец воспринимался как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимавший центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Стены Кносского дворца были украшены прекрасными фресками, из сюжетов которых видно, что критяне с большой любовью относились к природе. Основной темой пейзажной живописи являлись море с рыбами, полипами, дельфинами, заросли кустарников с быками, львами, козами. В рисунках до сих пор ощущается красота скал и цветущих лугов, богатство животного и растительного мира острова. В целом изобразительное искусство Крита было исключительно динамичным и красочным. Особенно характерен упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, где одни яркие тона сменялись другими. Движение волн, порывы ветра, вечная стихия, окружавшая критских художников, порождали динамичные композиции их творений. Некоторая условность обнаруживается при изображении людей. Человеческие фигуры критскими художниками трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи развернутыми в фас, глаза - смотрящими прямо на зрителя. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческие фигуры воспринимались как неотъемлемая ее часть и не портили общее впечатление. Значительную роль в жизни населения Крита играла религия, но не было специальных храмовых зданий и не существовало касты жрецов. Там изначально сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хо
Апогей минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. В конце XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, нанесшая смертельный удар по всей минойской цивилизации. Почти все поселения и дворцы были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана, происшедшего около 1450 г. до н. э. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись воинственные греки-ахейцы. Из центра культуры Средиземноморья Крит превратился в провинцию ахейской Греции. Центр цивилизации переместился на материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура. Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Наиболее значительные из них обнаружены археологами в Микенах, Тиринфе, Пи-лосе, Афинах. В противоположность критским, дворцы ахейских правителей отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Центральным местом в них являлся мегарон - большой зал, имеющий кровлю с отверстием, под которым находился очаг. Все ахейские дворцы были хорошо укреплены. Так, например, в Тиринфе наружные стены дворца были сложены из огромных глыб известняка весом до 12 т, толщина стен составляла 4, 5 м, высота - 7, 5 м. Греки, жившие позднее, называли эти стены циклопическими, приписывая их сооружение мифическим одноглазым великанам — циклопам. Стены ахейских дворцов украшали фрески, причем в тематике росписей преобладали динамичные сюжеты. Здесь были и сцены охоты на львов, и травля собаками кабана, и воины, седлающие коней, и идущие в поход ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Торжество физической силы пронизывало всю микенскую культуру. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм. Преобладанию ахейцев в Эгейском море был положен конец появлением в XII в. до н. э. многочисленных народов, среди которых были дорийцы. Это явилось частью очередного великого переселения народов, начавшегося еще в XIII в. до н. э. Множество центров микенской культуры было захвачено вар
8, 2. Гомеровский период. В истории греческой цивилизации двухсотлетний период Х1-ГХ вв. до н. э. называется гомеровским, так как о жизненном укладе, верованиях, исторических событиях и памятниках искусства того времени известно в основном из гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Исходной предпосылкой развития культуры этого периода было утверждение общинно-частных отношений в хозяйственной жизни греков, что привело к возникновению классов и усложнило взаимоотношения людей. В это время складывается характерная древнегреческая религия, которую принято называть олимпийской. Древние греки считали, что их боги живут на заснеженной вершине горы Олимп, и во главе их стоит бог грома и молнии Зевс. Потребность понять объективную цепь причин, осознать окружающий мир в его целостности была очень важной и актуальной для греков. Часто это стремление уводило их за рамки доступного, ставя на место реальных причин воображаемые. Под влиянием чувства бессилия перед загадками природы воображение греков неизбежно отклонялось в сторону иллюзорных обобщений, наделяя объективный мир сверхъестественными свойствами. Так первоначальная наивно-реалистическая картина мира сменилась мифологической. Мифология принесла в греческую культуру сказочно-религиозную условность, оказавшуюся очень плодотворной для художественного познания жизни. Природа предстала в совершенно новом свете: боги и герои мифов получили человеческое обличье. Все существенное и важное для жизни теперь воплощалось в человеческом образе бога или властителя. В сознании древних греков боги Олимпа представлялись в виде аристократов и василевсов (правителей поселений), обладавших всеми чувствами, свойственными человеку, но отличавшимися от людей бессмертием, могуществом и умением творить чудеса. Греческие боги были похожи на людей, они вели себя как люди: влюблялись и ревновали, завидовали и строили интриги, страдали и веселились. С точки зрения греков, между миром богов и людей не существовало непреодолимой границы. Не вызывает сомнений, что эти представления греков о божествах способствовали созданию выразительнейших произведений искусства — как словесных, так и изобразительных. Ряд черт культуры гомеровского периода был унаследован от предыдущего времени, вместе с тем развивалось и новое искусство, ранее не известное. Основным его элементом являлась расписная керамика так называемого геометрического стиля. Керамические изделия расписывались линейными орнаментами, состоявшими из кругов, треугольников, ромбов и т. п. Такая вазопись основывалась на совершенстве и законченности изобразительных форм, на анализе и арифметическом расчете. Вероятно, в подобной форме человеческий разум пытался подчинить стихийные силы природы определенной системе. Искусство гомеровского периода стремилось создать модель мира строго упорядоченного, состоящего из несложных геометрических фигур, собранных в единую систему. Геометрический стиль стал отражением переломной поры (от первобытной эпохи к классовому обществу), когда человек стремился угадать то, что не было доступно чувствам: законы природы - сверхчеловеческие, божественные, навечно установленные. Геометрическое искусство схематично, но оно воспроизводит реальные сцены жизни, в нем проступает новая важная идея: с помощью геометрических фигур можно определить существенные общие свойства предметов и явлений и на их основе создать что-то прекрасное, очертить правила красоты. В художественном плане искусство дорийцев с их геометрическим стилем было намного проще, примитивнее изобразительного искусства Крита, но оно отличалось рациональностью, и в результате дальнейшего его развития были созданы памятники, затмившие славу египетских пирамид. В гомеровскую эпоху греки обычно поклонялись своим богам в священных рощах, пещерах, гротах. В это же время, видимо, появляются первые храмы (к примеру, храм Артемиды в Спарте). Однако памятников зодчества от этого периода почти не осталось, так как материалом для них служило дерево. Представление об архитектуре того времени дают плохо сохранившиеся остатки фундаментов, а также рисунки на вазах и погребальных урнах, свидетельствующие о том, что деревянные дворцы и храмы были ярко украшены. Дома знати были весьма обширны, иногда даже имели два этажа. Большие залы, в которых принимали гостей, строили из бревен и выструганных досок. Полом служила утрамбованная земля. Несмотря на эту простоту построек, дорийцы стали создателями новой архитектуры: они впервые начали использовать приземистые колонны, которые устанавливались на близком расстоянии друг от друга и перекрывались двускатной крышей. Таким образом, в культуре Греции к концу гомеровского периода сформировались те специфические особенности, которые сделали ее самобытной и неповторимой, создали ей бессмертную славу. К числу таких особенностей следует отнести космологичность всей греческой культуры, которая означала ориентацию всех явлений культуры на порядок, в основе которого лежал мировой закон (логос). Идеи космического порядка — логоса - воплотились в представлениях греков о красоте, мере, гармонии. Красота объективно существует в нашем мире, являясь его сущностной характеристикой. Она понималась, прежде всего, как мера во всем. Не случайно на фронтоне храма Аполлона в Дельфах было написано: «Ничего сверх меры». В греческой культуре космос и природа во всех произведениях постоянно соотносятся с человеком, который становится мерилом всех вещей. И это означает не только оценку предметов и явлений окружающего мира с точки зрения их полезности для человека, но и непосредственное измерение предметов при помощи мер, основанных на пропорциях человеческого тела (палец, локоть, ладонь, стопа и т. д.). Размеры архитектурных сооружений также соотносились с человеком, его размерами, возвышая его и приближая к миру богов. Дорические колонны ассоциировались с фигурой мужчины, физически сильного, прекрасного своим физическим совершенством. Ионическая колонна — с женской фигурой, утонченной и нарядной. Даже речи ораторов сравнивались с телами юных атлетов и воинов. Поэтому можно уверенно говорить о культе прекрасного человеческого тела в Греции, оно было равнозначно признанию у человека положительных нравственных качеств. Выявление гармоничного и совершенного невозможно было бы осуществить без сравнения, сопоставления, соперничества, проходивших обычно в форме состязаний, соревнований. Поэтому дух состязательности и соперничества (агон) пронизывает весь уклад жизни, в том числе и художественную культуру (состязания авторов трагедий и комедий, актеров, архитекторов, скульпторов, музыкантов). Все эти черты в большей или меньшей степени стали формироваться и проявляться уже в гомеровский период.
8.3. Период архаики. Архаическим периодом в истории культуры Греции обычно называют VIII—VI вв. до н. э. Это время наиболее интенсивного развития древнегреческого общества было определено некоторыми исследователями как архаическая революция. Решающее значение на культурное развитие этого периода оказала колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось на соседние регионы. Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему средиземноморскому и черноморскому побережьям, создавая земледельческие колонии. Получая из метрополии товары в обмен на зерно, и часть из них продавая местному населению, колонии стали еще и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянуты все страны Средиземноморья. В результате колонизации греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором находился в гомеровском период. Интенсивные торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками культурных достижений этих народов: у мидийцев греки научились чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, у древних египтян — основам астрономии и геометрии. На греческую культуру сильное воздействие оказали египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Стремительное развитие земледелия, торговли, ремесел, мореходства требовало все более активного использования труда рабов. Свободные греки получали возможность заниматься политикой, а также творчеством в любой избранной области. Это, естественно, также способствовало расцвету культуры архаики. В данный период окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Полис был объединением частных землевладельцев и различных ремесленников, которые признавались полноправными членами объе- динения и имели право на собственность. Члены полиса разделялись на социальные слои, в которых свободные граждане противостояли рабам. Перед лицом угрозы со стороны чужеземцев несколько родов объединялись в один, а земля разделялась между членами такого объединения. Власть военного вождя при этом ограничивалась советом старейшин родов. В полисе человек осознавал себя полноценным гражданином лишь в той мере, в которой он являлся членом коллектива. Для него была только одна альтернатива: раб или свободный член полиса. Поэтому для древнего грека главной была его общественная деятельность, которая представляла собой органическую форму его существования, отличала его от раба и делала, следовательно, полноценным гражданином. Старая земледельческая аристократия вступила в конфликт с набиравшими силу торговцами и ремесленниками. На первых порах борьба новых социальных сил за власть нередко приводила к установлению тирании - единоличной формы правления, при которой властитель защищал интересы мелких землевладельцев, ремесленников и торговцев. Произвол аристократии в новых условиях ограничивала зарождавшаяся система права. Сложившиеся из обычаев правовые нормы постепенно приобретали характер стоящего над индивидуальной волей закона. Новые социально-экономические условия вызвали к жизни изменения и в религиозном мироощущении греков. Греческая религия сохранила свой политеизм и по-прежнему выполняла консолидирующую роль в объединении сил внутри полисов либо в межполисных объединениях, но при этом она утратила отвлеченный характер и, благодаря мифологии, приобрела художественно-образную условность. Эта новая ее черта оказалась очень плодотворной для создания произведений искусства. Мифологические персонажи очеловечивались, все абстрактные силы природы воплощались в человеческом образе бога, богоравного героя и властителя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Их культ требовал роскошных, художественно оформленных храмов, скульптур и дорогих жертвоприношений. Созданная греками чрезвычайно богатая мифология стала на многие столетия источником вдохновения для поэтов, писателей, художников, скульпторов. В период архаики происходило становление архитектуры, складывался тип древнегреческого города, религиозно-политическим и торговым центром которого стал акрополь. Здесь строились здания различного назначения и размещалась агора - торговая площадь. Главное место в акрополе занимали храмы, посвященные тому или иному богу. В них хранились казна и художественные ценности полиса. Греческие храмы посвящались обычно божеству - покровителю города и представляли собой жилище этого бога, во всем похожего на человека. Храмы периода архаики были небольшими по размеру, выражая мироощущение греков, в основе которого лежала идея о соразмерности сил человека и природы, которая стала важнейшей характерной чертой всей художественной культуры Греции. Пропорции колонн, размеры капителей и баз рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела. Но было очевидно, что для реального человека они явно велики. Храм все-таки предназначался для героя, титана. Поэтому такая архитектура поднимала человека до уровня героя, приобщала его к миру более высоких и могучих явлений. В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческой архитектуры. Простейший тип греческого храма - «храм в антах», состоял из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток, между выступами его боковых стен (антов) на фасаде помещались две колонны. Простиль — более развитый тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма стал периптер — прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Он сложился во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций. Развитие и совершенствование архаической архитектуры привело к возникновению в VII в. до н. э. архитектурных ордеров (от лат. Ногйо - «порядок»), в которых выражались технические особенности строений и художественные идеалы. В техническом отношении ордер определял соотношения и размерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. Храмовые постройки в зависимости от ордера отличались двумя особенностями: первая воплощала в себе мощь нижних несущих частей сооружения, вторая выражена в мощности верхних элементов - несомых, которые давят на первые. Варьированием несущих и несомых частей зодчие вызывали различные впечатления. Один храм поражал взгляд людей высотой, другой своей приземистостью, третий отличался фасадом и двойной колоннадой, а четвертый только своей ор- -динарностью. Соразмерность, гармоничность ордера, его ясность и стройность стали совершенно новым художественным явлением по сравнению с примитивной и грубой архитектурой более ранних периодов греческой культуры. Новое зодчество сделалось свидетельством победы разума над хаосом и стихией. Ордерная архитектура отличалась абсолютной завершенностью своих форм и пропорций, а также наполненностью смыслом. В архитектуре периода архаики сложилось два типа ордеров, дорический и ионический, получившие названия по основным племенам - дорийцам и ионийцам, населявшим Древнюю Грецию наряду с ахейцами. Формирование ордеров шло довольно долгое время, пока, наконец, не сформировались все их детали, отличительные черты и особенности. В дорическом ордере преобладали четкие, резкие линии, некоторая тяжеловесность форм. Важнейшей частью греческого храма являлась колонна, ее тип и форма. Дорическая колонна по своей форме и пропорциям отличалась толщиной и массивностью, она не имела базы, вырастая непосредственно из основания (стилобата), на котором стояла. Ее ствол был разделен вертикальными желобками — каннелюрами, имевшими острые грани. Особенностью дорического ордера являлось также украшение перекрытий между колоннами рельефами. Рельефы раскрашивались красным и синим с таким расчетом, что цветовой контраст смягчит резкие тени, способные исказить при ярком солнце рисунок фигур. Для ионического ордера были характерны тонкие и высокие колонны со сложной базой, глубокие, тонкие, стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель (фигурный верх) с завитками — волютами. В этом ордере колонна использовалась не только как опора, но и как декоративный элемент, формирующий впечатление легкости, изящности, прихотливости линий. Ионический стиль отличался яркой раскраской, позолотой, обилием декоративных деталей. Рельефный фриз перекрытия между колоннами был двуцветным: желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом или красном фоне. Капители украшались деталями из позолоченной бронзы. Храмы периода архаики строились в основном в дорийском стиле, причем, несмотря на различие по высоте, количеству колонн, разнохарактерности колоннад, были очень похожи друг на друга. Роднили эти постройки размеры и тяжесть антаблемента (перекрытия), сильно давившего на колонны, а также наличие у колонн энтазиса, небольшого утолщения на одной трети ее высоты, что делало ствол колонны словно разбухшим от тяжести лежащего на нем перекрытия. Не менее важное значение в культуре периода архаики играла скульптура, которая не только украшала храмы, но и была важной составной частью религиозных культов. Она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы и формировала религиозные чувства греков. В обнаженной фигуре аристократа — победителя спортивных состязаний (к участию в спортивных играх допускались лишь представители высших слоев общества), в физической красоте грек видел божественное проявление. Физическое совершенство в общественном сознании олицетворяло и благородство, и непременный успех, так как в войнах того времени именно знатные воины (обученные и вооруженные лучше остальных) были решающей силой. Однако становление и развитие архаической скульптуры шло сложным путем. Как мы уже отмечали, в этот период проявилось то главнейшее качество греческой культуры, которое обеспечило ее редчайшую силу и ключевое значение для всей мировой художественной культуры в последующие века. Это - интерес к человеку, воспевание человека в единстве его телесной и духовной красоты. Наиболее полно это качество оказалось выраженным в скульптуре, где основным объектом, в подавляющем большинстве случаев, являлся человек. И не случайно самыми ранними монументальными статуями стали скульптурные изображения обнаженного юноши - куроса и нарядно одетой, целомудренно задрапированной девушки - коры. В статуях куросов, которые долгое время назывались архаическими аполлонами, так как считалось, что это изображение бога, чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры, хорошо известной древним грекам. Им свойственна некоторая статичность, торжественность, руки опущены и прижаты к бокам, пальцы сложены в кулаки совсем как в египетских изваяниях. Но постепенно трактовка тела смягчается, формы его округляются, руки сгибаются в локтях, поза становится менее напряженной. Вместе с этим на губах куросов появляется так называемая «архаическая улыбка» (первая робкая и условная попытка передать внутреннее состояние), озаряющая их лица. Эти скульптуры раскрашивали. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза - красными, но это лишь усиливало общую декоративность. Архаические женские статуи изображались в длинных ниспадающих одеждах. В этих скульптурах авторы стремились под одеждами - хитонами и туниками -как можно точнее смоделировать тело. Но поскольку скульпторам было лучше знакомо юношеское тело, то статуи кор во многом напоминают мужские фигуры. Их бедра также узки, как и у куросов, грудь служит главным образом для расположения складок одежды, их плечи — это плечи гимнастов. Они также улыбаются «архаической улыбкой». Как правило, коры тоже раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Головы девушек украшали локоны, сами скульптуры полны изящества и грации. О монументальной живописи архаического периода ничего неизвестно. Очевидно, она существовала, но не сохранилась до нашего времени. Зато мы можем судить о вазописи, особенно VII в. до н. э. Живопись заполняла всю поверхность керамического сосуда как ковром. Этот стиль обычно называют «ориентализи-рующим», поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветки лотоса, многие мотивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками. В конце VII в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигур-ному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не «коврово», горизонтальными полосами, а свободно размещались по поверхности стенок. Помимо мотивов растительного и животного мира в керамике появляются сцены сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм. С последней трети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофи-гурная, когда изображения оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Краснофигурная техника давала художнику намного больше возможностей, чем прежняя, чернофигурная, позволяя, например, тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Можно было добиться большей индивидуализации персонажей. Таким образом, в период архаики сложились каноны греческой религии, заявили о себе своеобразные стили в архитектуре и скульптуре, наметились пути дальнейшего развития других явлений культуры.
8.4. Классический период. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен важными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, войной греческих полисов с персами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. В мировоззрении греков на рубеже VI—V вв. до н. э. наметился переход к качественно новому осмыслению мира и новым формам его отражения. Центром греческой культуры периода классики стали Афины. Здесь были собраны лучшие достижения общественной мысли и искусства. Поэтому иногда весь классический период называют аттическим (Афины были центром полиса Аттика), так как Афинское государство стало своеобразным законодателем моды во всех сферах культуры. В Афинах V в. до н. э. существовали наилучшие условия для свободного творчества и закономерно, что туда стремились ученые и художники из других греческих полисов и городов. Новое мироощущение греческой классики, опиравшееся на формировавшийся антропоцентризм, разрушало основы всей мифологической системы, ломало ее содержание и открывало перед ней возможность перехода в иной тип культуры. Однако в силу традиции вся человеческая деятельность продолжала осмысляться и оцениваться как подвиг во имя усовершенствования общественного порядка. Весь окружающий мир, включая человека, представлялся объектом художественной культуры, отражаемым в ее различных формах. А вся художественная деятельность воспринималась как овладение той формой, благодаря которой людям раскрывался идеальный божественный и космический мир. Подобные представления породили и определили утилитарное отношение к искусству и соответствующее его восприятие. Поиск новых идей в изобразительном искусстве обнаружился прежде всего в постепенном освобождении от орнаментальное™. Это наиболее отчетливо проявилось в декоративной скульптуре. Скульпторы ранней классики свои устремления направили на создание реального образа, на точную передачу мельчайших деталей. В их творчестве теперь уже не чувствуется прежней скованности и статичности в изображении человека. Характерная черта скульптурных композиций данного периода — красноречивый язык жестов и поз. Классические скульптуры внутренне эмоциональны и страстны, но внешне сохраняют возвышенное спокойствие. В них отображена борьба добра и зла, света и тьмы, разума и невежества. Греческую скульптуру классического периода представляет целая плеяда гениальных мастеров. Новые мотивы в искусстве скульптуры появились в творчестве Мирона (середина V в. до н. э.), который первым сумел передать живость движения, внутреннее напряжение фигуры. Мирон любил изображать энергичное действие. При этом он показывал только завязку событий. Каждый грек, созерцавший скульптуры Мирона, прекрасно представлял себе, как будут разворачиваться события, и видел в них воплощение античного идеала, состоявшего в превосходстве благородного над низменным. Такова знаменитая статуя Мирона «Дискобол». Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличало творчество Поликлета (вторая половина V в. до н. э.), который первым из античных скульпторов достиг идеала «телесности». Все его произведения основаны на точном геометрическом расчете, принципы которого изложены в его знаменитом теоретическом труде «Канон». В точно разработанном художественном каноне и рассчитанных пропорциях крылась причина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он изображал человека в движении, в состоянии эмоционального возбуждения. Его прославленный «Дорифор» («Копьеносец») стал собирательным образом красивого юноши, прекрасного атлета, мужественного воина и в то же время апофеозом геометрического стиля периода ранней классики. Своей наибольшей полноты и классического совершенства греческая классика достигла в творчестве Фидия. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, входила в число семи чудес света. Он же является создателем статуи Афины Промахос (Афины Воительницы) высотой 12 м, которая находилась в центре афинского Акрополя. Хотя произведения Фидия не сохранились, по оценкам его современников, его статуи были пределом совершенства в стиле высокой классики, лучше создать что-то было уже невозможно. Воздействие его статуй на зрителя было огромным. Так, мягкий, глубоко человечный взгляд всесильного Зевса заставлял всякого, кто пришел в его храм в Олимпии, позабыть на время о гнетущих душу заботах, вселял надежду на будущее. Фидий также принимал участие в проектировании афинско
|