Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава о диспуте Имама Резы (А) с Сулейманом Марвази, богословом из Хорасана, на тему единобожия (таухид) в присутствии Мамуна 4 страница






И тот не знал, что сказать.

Потом Имам Реза (А) сказал: «О, Сулейман! Хочу задать тебя вопрос».

- Спрашивай, да буду я твоей жертвой!

- Скажи мне о себе и своих товарищах (богословах): вы говорите с людьми так, что они понимают и принимают (ваши слова), или так, что они не понимают и не принимают?

- Так что они понимают и принимают.

- Однако люди знают, что волящий (желающий) – это нечто иное, нежели воля, и что волящий - прежде воли, и что действующий - прежде действия. И это делает ложными ваши слова о том, что воля и волящий – одно и то же.

- Да буду я твоей жертвой, этот вопрос не относится к тем, которые понимают и принимают обычные люди!

- Я вижу, что вы считаете себя знающими в этих вопросах (в богословии) без их познания (маарифат). И ваши слова: «Воля (Аллаха) подобна (Его) слуху и зрению», основаны на том, что нельзя понять и постигнуть.

И тот не знал, что ответить.

Потом Имам Реза (А) сказал: «О, Сулейман! Знает ли Аллах всё, что есть в Раю и в Аду?»[340]

- Да.

- Значит, нет никакой вещи, кроме той, что была (с самого начала)? И Он ничего не добавляет к творению и не убавляет?

- Он прибавляет к творению.

- Ты говоришь, что Он прибавляет что-то к творению: значит, есть что-то, чего не было (первоначально) в Его знании (Он не знал, что это будет)?

- Да буду я твоей жертвой! Добавленное не имеет пределов.

- Значит, по вашему мнению, Его знание не охватывает то, что есть в них (Раю и Аду), если Он не знает пределов этого. А если Его знание не охватывает то, что есть в них, значит, Он не знает то, что будет в них, прежде возникновения этого. Превыше Аллах подобного великим превознесением!

- Я сказал: «Он не знает этого» лишь потому, что у этого нет предела! Ибо Аллах описал их (Рай и Ад) через вечность, и мы не можем установить для них окончание.

- Его знание о них не становится причиной их конечности. Ибо Он знает о них, а потом добавляет к ним, но не делает их конечными. И таково слово Его, велик Он и свят: «Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им ее другою кожею, дабы они вкусили наказание» (4: 56), и слово Его к обитателям Рая: «... Наградой неотсеченной» (11: 108), и слово Его: «... И плодов обильных, не истощаемых и не запретных» (56: 32-33).

И Он – велик Он и свят! – знает все это, но не ограничивает для них прибавление. Разве то, что едят и пьют обитатели Рая, не заменяется (для них новым)?

- Да.

- И так же и все остальное – если оно заменяется новым, то нет ему ограничения.

- Но оно убавляется и не добавляется.

- Тогда Рай и Ад были бы преходящими, а это, о Сулейман, означает отрицание их вечности и противоречие Книге. Ибо Аллах говорит, велик Он и свят: «Им - то, что они пожелают там, и у Нас – добавление» (50: 35), и говорит: «... Наградой неотсеченной» (11: 108), и говорит: «Они не будут оттуда выведены» (15: 48), и говорит: «Они пребудут там вечно», и говорит: «... И плодов обильных, не истощаемых и не запретных» (56: 32-33).

И он не знал, что сказать.

Имам Реза (А) сказал: «О, Сулейман! Сообщи мне о воле (ирада): она действие (фе‘ль) или не действие?»

- Она действие.

- Значит, она сотворена (мухдас), ибо всякое действие сотворено.

- Нет, она не действие.

- Значит, наряду с Ним есть еще что-то вечное.

- Воля – это и есть само творение.

- О, Сулейман! Это то, что придумали вы для Зирара (ибн Амру) и его товарищей, которые говорили: «Всё, что Аллах сотворил на небесах, земле, воде и суше из собак, свиней, обезьян, людей или верховых животных, - все это есть Его воля, и воля Аллаха есть то, что оживляет и умерщвляет, ходит, ест, пьет, женится, рожает, угнетает, совершает мерзости, не верует в Аллаха и приобщает к Нему сотоварищей»[341]. Отрешитесь от такого мнения (о воле Аллаха) и враждуйте с ним!

- Она (воля Аллаха) - как слух, взор или знание (Аллаха).

- Ты второй раз вернулся к этому вопросу. Скажи мне о слухе, зрении и знании (Аллаха) – сотворены ли они?

- Нет.

- Так как же вы ответите на это: о Нем говорят, что иногда Он желал что-то (проявил волю к чему-то), а иногда – не желал? Если вы говорите, что воля не сотворена[342].

- Точно так же, как мы говорим, что Он иногда знает, а иногда нет.

- Это не одно и то же. Ибо отрицание знаемого (ма‘лум) не означает отрицания знания (‘ильм), тогда как отрицание волимого (мурад) означает отрицание воли (ирада). Ибо если что-то не желается (не является волимым), то нет и воли к этому. Однако знание существует как установленное (сабит), даже если нет предмета знания. И таково же зрение. Человек может быть видящим, даже если нет ничего видимого. Итак, знание существует как установленное, даже если нет знаемого.

- Воля произведена (Аллахом).

- Значит, она сотворена (мухдас), а не такова, как Его зрение или слух. Ибо зрение и слух не произведены, а воля произведена.

- Нет, потому что Он не сделал ее.

- О, человек из Хорасана! Как много у тебя ошибок! Разве не по Его воле и Его слову сформированы вещи?

- Нет.

- Если они сформированы не по Его воле, Его замыслу, повелению и осуществлению, то как? Аллах превыше этого!

И он не знал, что ответить.

Потом Имам Реза (А) сказал: «Скажи мне о словах Аллаха, велик Он и свят: “ А когда Мы желали (проявили волю – арадна) погубить селение, Мы отдавали приказ наделенным благами в нем, что творили там нечестие ” (17: 16) – означает ли это, что Он создает волю?»

- Да.

- А если Он создает волю, то тогда твои слова о том, что Он Сам есть воля или что-то из Него (есть воля), являются ложными, потому что Он не создает Самого Себя и не изменяется от состояния к состоянию – пречист Аллах от подобного!

- Он не имеет в виду создание Своей воли.

- А что Он имеет в виду?

- Имеет в виду создание чего-то.

- Горе тебе! Сколько же ты будешь повторять это? Я уже сказал тебе, что воля сотворена (мухдас), потому что всякое деяние (фе‘ль) чего-то сотворено.

- Значит, у слова «воля» нет никакого смысла.

- Значит ли это, что когда Аллах описал Самого Себя для вас, Он описал Себя через то, что не имеет смысла? И далее, если у нее нет смысла, то ваши слова: «Аллах всегда был волящим (желающим)» являются ложью.

- Этим самым мы говорим, что воля является вечным деянием Аллаха.

- Разве ты не знаешь, что нечто вечное не бывает сделанным, произведенным и непреходящим одновременно?

И тот не знал, что ответить.

Имам Реза (А) сказал: «Хорошо, закончим этот вопрос».

- Я сказал: воля есть одно из Его качеств (сифат).

- Как много раз ты сказал мне, что она есть одно из Его качеств! Его качества сотворены или вечны?

- Сотворены (мухдас).

- Аллах велик! Так значит, воля сотворена, даже если является одним из Его непреходящих качеств, и в то же время Он ничего не волил!

И потом сказал: «Поистине, то, что вечно, не бывает результатом действия».

Сулейман сказал: «Вещи не являются волей, и Он ничего не волил (не желал)».

- Ты впал в противоречия. Значит, Он сделал и сотворил то, что не желал делать и творить? Это – описание того, кто не знает, что совершает, и пречист Аллах от подобного!

- О, мой господин! Я уже сказал тебе, что воля подобна зрению, слуху и знанию.

Мамун сказал: «Горе тебе, о Сулейман! Сколько ты будешь ошибаться и повторять одно и то же?! Оставь эту тему и перейди к другой, если не способен ничего возразить!».

Имам Реза (А) сказал: «Оставь его, пусть он говорит, и это будет доводом! Говори, о Сулейман!»

- Я сказал тебе, что воля подобна зрению, слуху и знанию.

- Хорошо. Сообщи мне о значении этого: оно одно и то же или различается?

- Значение одно и то же.

- И значение всех воль – одно и то же?

- Да.

- Если значение всех воль одно и то же, то воля к вставанию, воля к сидению, воля к жизни и воля к смерти ничем не отличаются: одна из них не предшествует другой и не противоречит другой.

- Значение воль различно.

- Скажи мне о волящем (желающем): он суть сама воля, или что-то отличное от нее?

- Он и есть сама воля.

- Значит, как вы считаете, желающий (постоянно) меняется, если он и есть сама воля? [343]

- О, мой господин! Волящий не есть сама воля.

- Значит, воля сотворена, а иначе наряду с волящим было бы нечто другое, помимо него. Пойми же это и добавь к вопросу то, что сможешь!

- Воля – одно из Его имен.

- Ты именуешь себя самого через волю?

- Нет.

- Так как же ты именуешь Его через то, через что не станешь именовать самого себя?

- Он описал Сам Себя через качество воли и то, что Он есть волящий (желающий).

- Его качество (сифат) «волящего» не означает, что Он и есть воля или что воля – одно из Его имен (асма).

- Потому что Его воля – это Его знание.

- О, невежда! Значит, если Он знает что-то, то тем самым желает (волит) это?

- О да.

- А если Он не желает это, то и не знает?

- Да.

- Откуда ты взял это и каково твое доказательство, что Его воля есть Его знание? А ведь Он знает то, чего не желает совершенно! И таково слово Его, велик Он и свят: «Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе» (17: 86). И Он знает, как Он может унести это, однако никогда не унесет это!

- Это потому, что Он отдалился дел и ничего не добавляет к ним.

- Это – слова иудеев. Так почему же говорит Он, велик Он и свят: «Зовите меня, и Я отвечу вам» (40: 60)?

- Этим самым Он лишь подразумевает, что Он властен над этим делом.

- Разве Он обещает то, чего не исполняет? И почему Он сказал: «Он добавляет в творении то, что пожелает» (35: 1)? И почему Он сказал: «Стирает Аллах, что желает, и утверждает, (что желает); у Него - мать Писания» (13: 39). И ты говоришь, что Он удалился от дел?

Тот не знал, что ответить.

Имам Реза (А) сказал: «Знает ли Аллах, что будет некий человек, но не желает создавать этого человека? И знает ли Он, что такой-то человек сегодня умрет, но при этом не желает Его смерти сегодня?»

- Да.

- Так Он знал, что будет то, существования чего Он желал, или Он знал, что будет то, существования чего Он не желал?

- Он знал, что будет то и другое.

- Значит, Он знает, что человек в одно и то же время живой и мертвый, стоящий и сидящий, слепой и видящий, а это невозможно.

- Да буду я твоей жертвой, Он знает, что (человек) есть что-то одно из двух.

- Хорошо, тогда что из двух? Тот, которого Он желал, чтобы он был, или тот, которого Он не желал, чтобы он был?

- Тот, которого Он желал, чтобы он был.

И засмеялись Имам Реза (А), Мамун и присутствующие.

Имам Реза (А) сказал: «Ты ошибся и оставил то, что сам говорил: Он знает, чтобы человек умер сегодня, но не желает, чтобы он умер сегодня, и что Он создал творения, но не желал их создавать. Значит, по-вашему, невозможно знание о том, существования чего Он не желает, и Его знание относится только к тому, существования чего Он желал».

- Нет, я только хотел сказать: Его воля не есть Он Сам и в то же время не есть что-то другое, помимо Него Самого.

- О, невежда! Когда ты сказал: «Она не есть Он», то сделал ее чем-то помимо Него. А когда ты сказал: «Она не есть нечто иное, кроме Него», то сделал ее Им Самим!

Сулейман сказал: «Он знает, как творит вещи?»

Имам (А) сказал: «Да».

- Значит, это (то есть знание) и есть создание вещи.

Имам (А) сказал: «Ты сказал ложь. Бывает, что человек прекрасно знает строительство, хотя и не строил ничего. И бывает, что человек прекрасно шьет, хотя ничего и не шил. И бывает, что некто отлично создает, хотя еще ничего не создал».

А потом спросил: «О, Сулейман? Аллах знает, что Он – Единственный, и нет ничего наряду с Ним?»

- Да.

- Разве это знание создает что-то?

- Он не знает, что Он – Единственный, и нет ничего наряду с Ним.

Имам Реза (А) спросил: «Но ты сам знаешь это?!»

- Да.

- Значит, ты, Сулейман, более знающий, чем Он.

- Этот вопрос не имеет смысла.

- Для тебя не имеет смысла, что Он – Единственный, и нет ничего наряду с Ним, и что Он – Слышащий, Видящий, Мудрый, Знающий, Сильный?

- Да.

- Каким же образом Аллах сообщил, что Он – Единственный, Живой, Слышащий, Видящий, Знающий, Сведующий, если Он Сам не знает об этом? Это означает отрицание того, что Он сказал, и обвинение Его во лжи, и превыше Аллах подобного!

И потом Имам (А) сказал: «Как же Он желал того, что не знал, и создал то, что не мог создать? Ибо если создатель прежде создания вещей не знает, как Он будет их создавать, то Он ни к чему не способен. Превыше Аллах подобного!»

Сулейман сказал: «Воля – это Его сила (кудрат)».

Имам Реза (А) сказал: «Однако Он – велик Он и свят! – обладает силой к тому, чего Он совершенно не желает. И так и должно быть, ибо Он сказал: “ Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе ” (17: 86). Если бы Его воля была Его силой, то Он пожелал бы унести это Своей силой».

Сулейман замолчал.

Мамун сказал: «О, Сулейман! Он - самый знающий из хашемитов». После этого все разошлись.

 

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Мамун призывал к себе богословов из самых разных заблудших сект и течений - повсюду, где встречал их, - ввиду своего желания опорочить Имама Резу (А) в споре с одним из них. И это – из-за его зависти к нему и к его знаниям. Имам (А) во всех этих спорах заставлял спорящих с ним признать свою правоту и превосходство, ибо Аллах всегда возвышает Свое слово, завершает Свой свет и помогает Своему Доводу, и так Он обещал в Своей Книге: «Мы поможем Нашим посланникам и тем, которые уверовали, в здешней жизни и в тот День, когда предстанут свидетели» (40: 51), подразумевая под «теми, которые уверовали» Имамов прямого пути, мир им, и их последователей, и тех, кто познал их, и тех, кто ухватился за них. Он помогает им доводами над их противниками, покуда они есть в ближнем мире, и так же в мире будущем. Ибо Аллах не нарушает Своего обещания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал