Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава о диспуте Имама Резы (А) с Сулейманом Марвази, богословом из Хорасана, на тему единобожия (таухид) в присутствии Мамуна 4 страница
И тот не знал, что сказать. Потом Имам Реза (А) сказал: «О, Сулейман! Хочу задать тебя вопрос». - Спрашивай, да буду я твоей жертвой! - Скажи мне о себе и своих товарищах (богословах): вы говорите с людьми так, что они понимают и принимают (ваши слова), или так, что они не понимают и не принимают? - Так что они понимают и принимают. - Однако люди знают, что волящий (желающий) – это нечто иное, нежели воля, и что волящий - прежде воли, и что действующий - прежде действия. И это делает ложными ваши слова о том, что воля и волящий – одно и то же. - Да буду я твоей жертвой, этот вопрос не относится к тем, которые понимают и принимают обычные люди! - Я вижу, что вы считаете себя знающими в этих вопросах (в богословии) без их познания (маарифат). И ваши слова: «Воля (Аллаха) подобна (Его) слуху и зрению», основаны на том, что нельзя понять и постигнуть. И тот не знал, что ответить. Потом Имам Реза (А) сказал: «О, Сулейман! Знает ли Аллах всё, что есть в Раю и в Аду?»[340] - Да. - Значит, нет никакой вещи, кроме той, что была (с самого начала)? И Он ничего не добавляет к творению и не убавляет? - Он прибавляет к творению. - Ты говоришь, что Он прибавляет что-то к творению: значит, есть что-то, чего не было (первоначально) в Его знании (Он не знал, что это будет)? - Да буду я твоей жертвой! Добавленное не имеет пределов. - Значит, по вашему мнению, Его знание не охватывает то, что есть в них (Раю и Аду), если Он не знает пределов этого. А если Его знание не охватывает то, что есть в них, значит, Он не знает то, что будет в них, прежде возникновения этого. Превыше Аллах подобного великим превознесением! - Я сказал: «Он не знает этого» лишь потому, что у этого нет предела! Ибо Аллах описал их (Рай и Ад) через вечность, и мы не можем установить для них окончание. - Его знание о них не становится причиной их конечности. Ибо Он знает о них, а потом добавляет к ним, но не делает их конечными. И таково слово Его, велик Он и свят: «Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им ее другою кожею, дабы они вкусили наказание» (4: 56), и слово Его к обитателям Рая: «... Наградой неотсеченной» (11: 108), и слово Его: «... И плодов обильных, не истощаемых и не запретных» (56: 32-33). И Он – велик Он и свят! – знает все это, но не ограничивает для них прибавление. Разве то, что едят и пьют обитатели Рая, не заменяется (для них новым)? - Да. - И так же и все остальное – если оно заменяется новым, то нет ему ограничения. - Но оно убавляется и не добавляется. - Тогда Рай и Ад были бы преходящими, а это, о Сулейман, означает отрицание их вечности и противоречие Книге. Ибо Аллах говорит, велик Он и свят: «Им - то, что они пожелают там, и у Нас – добавление» (50: 35), и говорит: «... Наградой неотсеченной» (11: 108), и говорит: «Они не будут оттуда выведены» (15: 48), и говорит: «Они пребудут там вечно», и говорит: «... И плодов обильных, не истощаемых и не запретных» (56: 32-33). И он не знал, что сказать. Имам Реза (А) сказал: «О, Сулейман! Сообщи мне о воле (ирада): она действие (фе‘ль) или не действие?» - Она действие. - Значит, она сотворена (мухдас), ибо всякое действие сотворено. - Нет, она не действие. - Значит, наряду с Ним есть еще что-то вечное. - Воля – это и есть само творение. - О, Сулейман! Это то, что придумали вы для Зирара (ибн Амру) и его товарищей, которые говорили: «Всё, что Аллах сотворил на небесах, земле, воде и суше из собак, свиней, обезьян, людей или верховых животных, - все это есть Его воля, и воля Аллаха есть то, что оживляет и умерщвляет, ходит, ест, пьет, женится, рожает, угнетает, совершает мерзости, не верует в Аллаха и приобщает к Нему сотоварищей»[341]. Отрешитесь от такого мнения (о воле Аллаха) и враждуйте с ним! - Она (воля Аллаха) - как слух, взор или знание (Аллаха). - Ты второй раз вернулся к этому вопросу. Скажи мне о слухе, зрении и знании (Аллаха) – сотворены ли они? - Нет. - Так как же вы ответите на это: о Нем говорят, что иногда Он желал что-то (проявил волю к чему-то), а иногда – не желал? Если вы говорите, что воля не сотворена[342]. - Точно так же, как мы говорим, что Он иногда знает, а иногда нет. - Это не одно и то же. Ибо отрицание знаемого (ма‘лум) не означает отрицания знания (‘ильм), тогда как отрицание волимого (мурад) означает отрицание воли (ирада). Ибо если что-то не желается (не является волимым), то нет и воли к этому. Однако знание существует как установленное (сабит), даже если нет предмета знания. И таково же зрение. Человек может быть видящим, даже если нет ничего видимого. Итак, знание существует как установленное, даже если нет знаемого. - Воля произведена (Аллахом). - Значит, она сотворена (мухдас), а не такова, как Его зрение или слух. Ибо зрение и слух не произведены, а воля произведена. - Нет, потому что Он не сделал ее. - О, человек из Хорасана! Как много у тебя ошибок! Разве не по Его воле и Его слову сформированы вещи? - Нет. - Если они сформированы не по Его воле, Его замыслу, повелению и осуществлению, то как? Аллах превыше этого! И он не знал, что ответить. Потом Имам Реза (А) сказал: «Скажи мне о словах Аллаха, велик Он и свят: “ А когда Мы желали (проявили волю – арадна) погубить селение, Мы отдавали приказ наделенным благами в нем, что творили там нечестие ” (17: 16) – означает ли это, что Он создает волю?» - Да. - А если Он создает волю, то тогда твои слова о том, что Он Сам есть воля или что-то из Него (есть воля), являются ложными, потому что Он не создает Самого Себя и не изменяется от состояния к состоянию – пречист Аллах от подобного! - Он не имеет в виду создание Своей воли. - А что Он имеет в виду? - Имеет в виду создание чего-то. - Горе тебе! Сколько же ты будешь повторять это? Я уже сказал тебе, что воля сотворена (мухдас), потому что всякое деяние (фе‘ль) чего-то сотворено. - Значит, у слова «воля» нет никакого смысла. - Значит ли это, что когда Аллах описал Самого Себя для вас, Он описал Себя через то, что не имеет смысла? И далее, если у нее нет смысла, то ваши слова: «Аллах всегда был волящим (желающим)» являются ложью. - Этим самым мы говорим, что воля является вечным деянием Аллаха. - Разве ты не знаешь, что нечто вечное не бывает сделанным, произведенным и непреходящим одновременно? И тот не знал, что ответить. Имам Реза (А) сказал: «Хорошо, закончим этот вопрос». - Я сказал: воля есть одно из Его качеств (сифат). - Как много раз ты сказал мне, что она есть одно из Его качеств! Его качества сотворены или вечны? - Сотворены (мухдас). - Аллах велик! Так значит, воля сотворена, даже если является одним из Его непреходящих качеств, и в то же время Он ничего не волил! И потом сказал: «Поистине, то, что вечно, не бывает результатом действия». Сулейман сказал: «Вещи не являются волей, и Он ничего не волил (не желал)». - Ты впал в противоречия. Значит, Он сделал и сотворил то, что не желал делать и творить? Это – описание того, кто не знает, что совершает, и пречист Аллах от подобного! - О, мой господин! Я уже сказал тебе, что воля подобна зрению, слуху и знанию. Мамун сказал: «Горе тебе, о Сулейман! Сколько ты будешь ошибаться и повторять одно и то же?! Оставь эту тему и перейди к другой, если не способен ничего возразить!». Имам Реза (А) сказал: «Оставь его, пусть он говорит, и это будет доводом! Говори, о Сулейман!» - Я сказал тебе, что воля подобна зрению, слуху и знанию. - Хорошо. Сообщи мне о значении этого: оно одно и то же или различается? - Значение одно и то же. - И значение всех воль – одно и то же? - Да. - Если значение всех воль одно и то же, то воля к вставанию, воля к сидению, воля к жизни и воля к смерти ничем не отличаются: одна из них не предшествует другой и не противоречит другой. - Значение воль различно. - Скажи мне о волящем (желающем): он суть сама воля, или что-то отличное от нее? - Он и есть сама воля. - Значит, как вы считаете, желающий (постоянно) меняется, если он и есть сама воля? [343] - О, мой господин! Волящий не есть сама воля. - Значит, воля сотворена, а иначе наряду с волящим было бы нечто другое, помимо него. Пойми же это и добавь к вопросу то, что сможешь! - Воля – одно из Его имен. - Ты именуешь себя самого через волю? - Нет. - Так как же ты именуешь Его через то, через что не станешь именовать самого себя? - Он описал Сам Себя через качество воли и то, что Он есть волящий (желающий). - Его качество (сифат) «волящего» не означает, что Он и есть воля или что воля – одно из Его имен (асма). - Потому что Его воля – это Его знание. - О, невежда! Значит, если Он знает что-то, то тем самым желает (волит) это? - О да. - А если Он не желает это, то и не знает? - Да. - Откуда ты взял это и каково твое доказательство, что Его воля есть Его знание? А ведь Он знает то, чего не желает совершенно! И таково слово Его, велик Он и свят: «Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе» (17: 86). И Он знает, как Он может унести это, однако никогда не унесет это! - Это потому, что Он отдалился дел и ничего не добавляет к ним. - Это – слова иудеев. Так почему же говорит Он, велик Он и свят: «Зовите меня, и Я отвечу вам» (40: 60)? - Этим самым Он лишь подразумевает, что Он властен над этим делом. - Разве Он обещает то, чего не исполняет? И почему Он сказал: «Он добавляет в творении то, что пожелает» (35: 1)? И почему Он сказал: «Стирает Аллах, что желает, и утверждает, (что желает); у Него - мать Писания» (13: 39). И ты говоришь, что Он удалился от дел? Тот не знал, что ответить. Имам Реза (А) сказал: «Знает ли Аллах, что будет некий человек, но не желает создавать этого человека? И знает ли Он, что такой-то человек сегодня умрет, но при этом не желает Его смерти сегодня?» - Да. - Так Он знал, что будет то, существования чего Он желал, или Он знал, что будет то, существования чего Он не желал? - Он знал, что будет то и другое. - Значит, Он знает, что человек в одно и то же время живой и мертвый, стоящий и сидящий, слепой и видящий, а это невозможно. - Да буду я твоей жертвой, Он знает, что (человек) есть что-то одно из двух. - Хорошо, тогда что из двух? Тот, которого Он желал, чтобы он был, или тот, которого Он не желал, чтобы он был? - Тот, которого Он желал, чтобы он был. И засмеялись Имам Реза (А), Мамун и присутствующие. Имам Реза (А) сказал: «Ты ошибся и оставил то, что сам говорил: Он знает, чтобы человек умер сегодня, но не желает, чтобы он умер сегодня, и что Он создал творения, но не желал их создавать. Значит, по-вашему, невозможно знание о том, существования чего Он не желает, и Его знание относится только к тому, существования чего Он желал». - Нет, я только хотел сказать: Его воля не есть Он Сам и в то же время не есть что-то другое, помимо Него Самого. - О, невежда! Когда ты сказал: «Она не есть Он», то сделал ее чем-то помимо Него. А когда ты сказал: «Она не есть нечто иное, кроме Него», то сделал ее Им Самим! Сулейман сказал: «Он знает, как творит вещи?» Имам (А) сказал: «Да». - Значит, это (то есть знание) и есть создание вещи. Имам (А) сказал: «Ты сказал ложь. Бывает, что человек прекрасно знает строительство, хотя и не строил ничего. И бывает, что человек прекрасно шьет, хотя ничего и не шил. И бывает, что некто отлично создает, хотя еще ничего не создал». А потом спросил: «О, Сулейман? Аллах знает, что Он – Единственный, и нет ничего наряду с Ним?» - Да. - Разве это знание создает что-то? - Он не знает, что Он – Единственный, и нет ничего наряду с Ним. Имам Реза (А) спросил: «Но ты сам знаешь это?!» - Да. - Значит, ты, Сулейман, более знающий, чем Он. - Этот вопрос не имеет смысла. - Для тебя не имеет смысла, что Он – Единственный, и нет ничего наряду с Ним, и что Он – Слышащий, Видящий, Мудрый, Знающий, Сильный? - Да. - Каким же образом Аллах сообщил, что Он – Единственный, Живой, Слышащий, Видящий, Знающий, Сведующий, если Он Сам не знает об этом? Это означает отрицание того, что Он сказал, и обвинение Его во лжи, и превыше Аллах подобного! И потом Имам (А) сказал: «Как же Он желал того, что не знал, и создал то, что не мог создать? Ибо если создатель прежде создания вещей не знает, как Он будет их создавать, то Он ни к чему не способен. Превыше Аллах подобного!» Сулейман сказал: «Воля – это Его сила (кудрат)». Имам Реза (А) сказал: «Однако Он – велик Он и свят! – обладает силой к тому, чего Он совершенно не желает. И так и должно быть, ибо Он сказал: “ Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе ” (17: 86). Если бы Его воля была Его силой, то Он пожелал бы унести это Своей силой». Сулейман замолчал. Мамун сказал: «О, Сулейман! Он - самый знающий из хашемитов». После этого все разошлись.
Комментарий составителя книги шейха Садука: Мамун призывал к себе богословов из самых разных заблудших сект и течений - повсюду, где встречал их, - ввиду своего желания опорочить Имама Резу (А) в споре с одним из них. И это – из-за его зависти к нему и к его знаниям. Имам (А) во всех этих спорах заставлял спорящих с ним признать свою правоту и превосходство, ибо Аллах всегда возвышает Свое слово, завершает Свой свет и помогает Своему Доводу, и так Он обещал в Своей Книге: «Мы поможем Нашим посланникам и тем, которые уверовали, в здешней жизни и в тот День, когда предстанут свидетели» (40: 51), подразумевая под «теми, которые уверовали» Имамов прямого пути, мир им, и их последователей, и тех, кто познал их, и тех, кто ухватился за них. Он помогает им доводами над их противниками, покуда они есть в ближнем мире, и так же в мире будущем. Ибо Аллах не нарушает Своего обещания.
|