Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История четвертая






Василий Степанович Ефремов

Василий Степанович родился 11 августа 1923 года в д. БольшиеКилемары.

Вырос в большой крестьянской семье. Отец его, Степан Осипович, и его мать, Прасковья Николаевна, воспитывали восьмерых детей: четырех дочерей и четверых сыновей, одним из которых и был Василий. Их отец, работал в поле, и дети часто ему помогали. Работать приходилось с раннего утра до позднего вечера, потому что работы выполнялись в те времена вручную. Василий Степанович с детства привык трудиться, не сидеть без дела. Мальчишкой он умел управлять лошадью, подвозить дрова, сено. Зимой взрослые и дети ручными пилами валили лес, рубили сучья, переправляли бревна в деревню, и все сообща летом строили себе новые дома. С тех пор Василий Степанович и полюбил плотницкое дело на всю жизнь. Уже тогда, в детстве, ему все говорили, что у него «золотые руки» и умная голова.

С малых лет он тянулся к знаниям. Поэтому, когда мальчику исполнилось семь лет, родители разрешили сыну учиться. С 1930 – 1934 гг. он учился в Килемарах, а 1935 – 1936 гг. в Роженцовской школе. Сами отец с матерью были не грамотные, зато хотели, чтобы дети у них были образованные. В школе Василий учился хорошо, его ставили в пример другим ученикам, родители гордились им. Но учиться ему пришлось недолго, так как нужно было помогать родителям, растить младших братьев и сестер.

Поэтому, после окончания школы (6 классов) в 1936 году пошел он работать в колхоз. Смышленого паренька сразу приметили и за ним закрепили лошадь, на которой весной подросток боронил пашню, летом работал на косилке, в уборочную – на жатке. Сил у парня было еще маловато, за длинный рабочий день он очень уставал, но никогда не жаловался родителям, знал, что им тоже не легко прокормить большую семью. Зимой, в любые морозы вместе с другими отвозил зерно на заготовительные пункты в Роженцово, Шарангу, Астанчургу, на элеватор в Урень. В Пестово – картошку на паточный завод. Иногда не успевали вернуться домой, приходилось ночевать, где придется. Затем ему предложили работать на двигателе, которым пилили доски.

Но, не смотря на все трудности, молодежь в то время умели и отдохнуть. С песнями шли на работу и с работы, на всех праздниках звучала гармонь. Но Василий Степанович не очень любил такие гулянья, ему по душе было строгать, пилить, плотничать. Он мог сделать любую поделку и раздавал их ребятам помладше. Он пользовался уважением даже у взрослых, иногда к нему шли за советом…

Утро 22 июня 1941 года было обычным для жителей деревни Килемары. Хозяйки как обычно подоили коров, и пастух угонял скот на выгон в сторону леса. Тот памятный выходной день был в каждом хозяйстве размерен по времени, ведь у жителей деревни летом дел всегда невпроворот. Подростки на лошадях вывозили в это время навоз с колхозных и частных дворов в поле, где он тут же и запахивался. Мужчины готовились к сенокосу.

С утра же о войне никто ещё ничего не знал. Радио в деревне не было, а телефон лишь в колхозной конторе, да и тот не всегда был исправен. Но к вечеру уполномоченный из Шаранги рассказал подробности о начале войны. И начались проводы мужчин из деревни на фронт.

Среди добровольцев был и восемнадцатилетний Василий Степанович. Он не мог себе представить, что родную землю будет топтать враг.

Но правление колхоза сразу его не отпустили на фронт. Он был еще слишком молод, и нужно было с кем – то убирать выращенный урожай. Да и все думали, что к зиме война закончится. Но это были всего лишь предположения…

Он познал все тяготы нелегкой фронтовой жизни.

На войну он ушел 30 марта 1942 года. Было ему в ту пору всего 18 лет.

В Сальских степях Ростовской области обучали их, молодых бойцов, всем премудростям военной науки: ползать по-пластунски, ходить в атаку, колоть штыком и стрелять из различных орудий. В учебной части молодые бойцы старались «схватывать все на лету», чтобы быстрее попасть на фронт и бить фашистов. После учебы молодой человек был отправлен на передовую в Воронежскую область, где стал пулеметчиком. Для нашей армии это были самые тяжелые дни. Даже оружия на всех солдат не хватало. «Трудным и страшным был мой первый бой, - вспоминает Василий Степанович. – Наша дивизия двигалась к реке Дон. Мы подходили к поселку Анновка через поле, где росли подсолнухи. Вдруг услышали гул моторов. Немец налетел неожиданно и стал бомбить. Многие из нас были еще «не обстреляны», поэтому от нашей дивизии тогда мало что осталось…» Тяжел был начальный период войны. Пришлось отступать. Больно и тяжело было видеть поруганную родную землю. В неравных боях с врагом гибли однополчане.

…Жестокие бои за овладение Воронежем. Правобережную часть занимали наши войска. Пулеметный расчет Василия Степановича держал под наблюдением железнодорожный мост, соединяющий два берега реки. Чтобы по нему не смогли переправиться фашисты, прямой наводкой поражал огневые точки противника на правом берегу реки, во время наступления наших войск обеспечивал огнем переправу десанта. В этих боях суровой зимой 1943 года защитники Воронежа проявили образцы стойкости и героизма, наиболее отличившимся бойцам приказом ВГК была объявлена благодарность. Среди них оказался и Василий Степанович.- Труден был тот бой. Кошмаром казалось все вокруг. Рвутся мины, ахают снаряды, хлещут пулеметные очереди. Кто – то стонет, кто – то зовет санитара. Тяжело ползут на нас танки, под их прикрытием наступают автоматчики. Страшно, а бояться некогда, - вспоминает Василий.

А потом все стало привычным. Шли ожесточенные бои в районе Ржева. Нелегким было освобождение города: фашисты встретили советских солдат мощным огнем, который не раз заставлял наступающих прижиматься к земле. А наступление продолжалось.

Дни и ночи слепились в мучительный бессонный ком. От усталости сделались тяжелыми руки, в голове стоял шум. Двигаться становилось все труднее, стопудовым казался пулемет. А по цепи сигнал: «Атака!». И снова: «Атака!». И не раз выручал товарищей меткий огонь пулемета дедушки. Однажды они с орудием залегли прямо во ржи. Ждали атаки, а пока разговаривали, ругали фашиста, из – за которого до поздней осени хлеб стоит неубранный и несжатый. После густой артподготовки противник поднялся в атаку, да не с той стороны, откуда его ждали. Пока разворачивали пулеметы, многих ранило и убило, а дед все строчил из пулемета, потерял счет времени и когда бой кончился, лег прямо на землю и заплакал от немыслимой усталости и одиночества.

Наши бойцы, в том числе и Василий Степанович, ночью отправились в разведку, но неожиданно немецкий дозор их обнаружил. Фашисты открыли огонь из пулеметов, вдруг дедушка почувствовал сильный толчок, будто с разбегу натолкнулся на препятствие. Уже ничего, не различая, повалился на землю. В результате операции из двенадцати разведчиков, шестеро были ранены. Из последних сил по траншее раненые ползли к своим, но автоматы они не выкинули, а тянули за собой. Потом их погрузили санитары на повозку и отправили в госпиталь. Вражеская пуля пробила юному бойцу ногу. Он долго лежал в госпитале, но рана никак не заживала. Дело шло к ампутации, но на счастье Василия был тогда в медсанбате профессор. Он изучил историю болезни, осмотрел раненого и решил, что ногу еще можно спасти. Сначала увезли его в госпиталь в город Калинин, а затем отправили в далекий тыл в город Читу. Путь до госпиталя лежал через г.Киров- «мимо дома», да только здоровому-то трудно тогда было добраться до Шаранги, а тут с одной ногой! Так и не побывал Василий Степанович в родных краях до 1947 года.

Снова шли с боями. По зимнему твердому насту, по земле, раскисшей от дождей, перепаханной колесами и гусеницами, по дорогам и совсем без дорог, пробираясь сквозь чащу, гатя болота, присаживаясь на станину, когда орудия тащили машины, или вытаскивая орудия на себе, подставляя плечо машинам – техника техникой, а солдатское плечо все равно надежнее. Война становилась привычной работой, и только к мысли о смерти привыкнуть было нельзя. Трудно было бездействовать. Проще, когда раздавалась команда: «Батарея, к бою!» и нужно было работать, не думая ни о чем, кроме того, чтобы эта работа, грязная, отдающая горячим железом и холодным дыханием смерти, была сделана как можно лучше.

Потом часть, где он служил, перебросили на Калининский фронт. Войсками Калининского фронта проводилась Смоленская стратегическая наступательная операция «Суворов». В ходе операции были освобождены от оккупантов Смоленская и часть Калининской области с городами Ельня, Духовщина, Рославль, Смоленск. Немецким войскам был нанесен серьезный урон - разгромлены пять пехотных, одна танковая и одна моторизованная дивизии и понесли тяжелые потери одиннадцать пехотных, три танковые и одна моторизованная дивизии. Но в ходе тяжелых боев и наши войска понесли большие потери. В этой операции погибло 107, 6 тысяч человек, вышло из строя 863 танка, 234 орудия и миномета, 303 боевых самолета.

Выздоровление же шло не скоро. После излечения - первоначально командировка в Монголию за лошадьми, затем возвращение на Ленинградский фронт.

Пришло время полностью освободить Ленинград от блокады.14 января, после продолжительной артиллерийской подготовки, войска Лениградского фронта приступили к проведению Ленинградско – Новгородской стратегической наступательной операции. Она продолжалась сорок восемь суток и завершилась успешно. Наши войска, взломав оборону врага в 600 – километровой полосе отбросили его на 220 – 280 км.от Ленинграда. Разгром врага под Ленинградом – одна из ярчайших страниц боевой летописи Красной Армии. Рухнул Северный вал немцев. Наступление советских войск на северо-западном направлении лишило немецкое командование возможности использовать силы группы армии «Север» для переброски их на юг, где наши войска наносили главный урон. Затем был бой на реке Сестра за Ленинградом. Василий Степанович, в составе 46-й гвардейской дивизии прорвали оборону линии Маннергейма. Он получил благодарность за этот бой и медаль «За отвагу».

Война продолжалась. Сражения то стихали, то разгорались с новой силой.… Однажды Василий Степанович написал заявление о приеме в партию. Он очень волновался, боялся, что не примут. Заседание партийного бюро полка собралось на рассвете. Обычно в это время дремлет фронт. В штабную землянку пришли все, кто должен быть на приеме. О каждом будущем коммунисте говорили коротко: «Достоин быть членом партии». Фронт просыпался, где - то застрочила пулеметная очередь, грохнула пушка, но собрание продолжалось. Один за другим новые члены партии поднимались по ступеням землянки и уходили к орудиям, пулеметным точкам, в свои окопы.

А путь к победе был для сержанта ещё долгим и нелегким. Освобождал он город Выборг. Эта операция проводилась в период с 10 июня по 9 августа 1944 года войсками правого крыла Ленинградского и левого крыла

Карельского фронтов. В ходе двухмесячных боев советские войска нанесли

сокрушительное поражение финской армии. Успешные действия наших войск в этой операции существенно изменили обстановку на северном участке советско – германского фронта, предопределили выход Финляндии из войны, создали условия для освобождения советского заполярья. Воевал под Ригой, а конец войны встретил в Либаве.

После войны служил Василий Степанович в Литве, в Архангельске, позднее был направлен в Мурманск, в бригаду морской пехоты.

Боевой путь Василия Степановича отмечен благодарностью от маршала артиллерии Воронова за прорыв линии Маннергейма, благодарностью Верховного главнокомандующего за взятие Выборга, двумя медалями «За отвагу», орденом Великой Отечественной войны 2 степени, медаль «За победу над Германией» и юбилейные медали.

Вернулся он в родную деревню лишь в 1947 году. Все родные и земляки обрадовались возвращению победителя, в том числе и его девушка Татьяна, которая ждала его долгих шесть лет. Через месяц после возвращения справили скромную свадьбу и зажили одной семьей. Вскоре в молодой семье появились дети. Вырастили они шестерых сыновей и дочку, передавая им свое трудолюбие и мудрости жизненного опыта. Всю свою жизнь проработал Василий Степанович в родном колхозе «Заветы Ильича». Работал помощником кузнеца, на тракторе, бригадиром, кладовщиком. Любое дело выполнял добросовестно, всей душой «болел» за колхозное производство.

Этот славный человек обладает ещё и удивительной скромностью. Никогда не привлекает к себе особого внимания. Какие бы проблемы не возникали у ветерана, он старается решить их сам, не обременяя никого.

Жители его родной деревни всегда с уважением относились к этому человеку. Дядя Вася даст умный совет, поможет в любом «заковыристом» деле. Когда колхозной техники в Килемарах не стало, Василий на своем тракторе обрабатывал односельчанам усадьбы, косил травы, копал картошку копалкой. Все за это ему были благодарны.

У них всегда было большое хозяйство. Кроме всего этого семья содержала и пчел. Большая и дружная семья со временем «разрасталась». Сейчас у Василия Степановича 15 внуков и 10 правнуков.

Время не щадит ветерана. Недавно опустел его дом – не стало верной подруги Татьяны Кузьминичны. Вместе они прожили почти 60 лет. И сейчас он живет у дочери в селе Роженцово.

11 августа 2008 года Василий Степанович отметил свой 85-летний юбилей. Немало трудностей и испытаний выпало на его долю, но большое сердце этого человека не зачерствело, оно по-прежнему вмещает в себя любовь к людям, малой родине. Он интересуется делами района, родного колхоза «Заветы Ильича». И очень переживает, что не может помочь там, где был так полезен много лет подряд…


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал