Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды полномочий.
Полномочия могут быть «собственными» или «переданными». Процедура передачи отдель-ных полномочий осуществляется исключительно на основании соответствующего закона. Например, передача органам власти субъекта РФ полномочий РФ может быть осуществлена только Феде-ральным законом; передача органам самоуправления полномочий субъекта РФ может осуществляться толь-ко законом субъекта РФ(требование к содержанию закона–ст. 19, 20ФЗ-131). Передача полномочий «не по закону» не допускается.
3. Особенности описания состава «полномочий как части компетенции» в законодательст-ве РФ.
Состав полномочия образуют меры (действия, операции), которые обязан совершить орган вла-сти в соответствии с законом при решении конкретной задачи.
Состав полномочий описан в «законах об организации власти»:
- для субъектов РФ это ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъ-ектов РФ»;
- для местного самоуправления это ч. 1 ст. 14-16 ФЗ от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»). 3.1. Три особенности подхода к описанию состава полномочий:
1) полномочия увязаны с предметами ведения публично-правового образования, например: «орга-низация элетро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения»;
2) состав полномочий «зашифрован» в 4-х «юридических конструкциях»: - «организация» (например, «организация электро-, тепло-, водоснабжения населения»), - «обеспечение (или создание) условий» (например, «создание условий для жилищного строи-тельства»; «обеспечение первичных мер пожарной безопасности»),
- «участие» или «оказание содействия» (например, «участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; «оказание содействия в развитии с/х»), - «содержание» и/или «осуществление» (например, «осуществление финансирования и софи-нансирования»; «содержание территории кладбищ»; «сохранение, использование и популяри-зация объектов культурного наследия»; «создание музеев»; «содержание архивов»).
3) конкретное содержание действий органов власти, вытекающих из этих «юридических конструк- ций» официально нигде не раскрывается. 1
3.2. Содержание «юридических конструкций» детально исследуется в Проекте ТАСИС«Ин- ституциональный, правовой и экономический федерализм в РФ» (2004-2006, О.Савранская, Ю.Зендриков) и в работах «ОСТ-ЕВРО» (Э.Маркварт, С.Исупова, 2004, 2011).
3.1.4. Функции органов власти: понятие и особенность описания в РФ 1. Понятие «функция органа власти» в законодательстве РФ не раскрывается и единого под-хода не выработано. В зависимости от контекста правового акта термин «функция» может исполь-зоваться в двух значениях. 2. Значение 1: функция как «предназначение власти» -предначертанная роль(«функцио- нальная роль»), которую играет публичная власть в процессе производства, распределения, по- требления публичных благ. (экономисты, Европейская Хартия МСУ С этой точки зрения «функция» раскрывается совокупностью таких понятий, как «задача», «спо-соб решения задачи», «результат», «тип власти», «агент» (представитель населения), орган вла-сти.
Таблица. Многообразие содержания понятия «функция как предназначение власти»
3. Значение 2: функция как стандартное и регулярно повторяющееся действие, состоящее из решения типовых задач. В законодательстве РФ отсутствует определение понятия«функция»(хотя оно активно используется в текстах законов). Анализ норм, в которых используется понятие «функция», показывает, что чаще всего законодатель при этом вкладывает смысл, сходный с по-нятиями «организация» и «обеспечение условий» (см. выше). 3.1. Поэтому «функцию управления» можно определить как: 1 Известный юристам коррупционный фактор. Сохраняется в законодательстве РФ, поскольку позволяет федеральным властям использовать расплывчатость содержания и многозначность трактовок формулировок как повод для прямого вмешательства в собственную компетенцию «нижележащих» уровней власти.
- (юрид.) «организация»и/или«обеспечение условий»для предоставления услуги(осуществленияпубличного обязательства),
- (управл.) постоянное, циклически повторяющееся действие органа власти, состоящее из реше-ния типовых задач (планирование, заключение договоров, регулирование, координация, кон-троль), связанных с созданием организационно-правовых условий (обстановки) для эффективной деятельности организаций, предприятий и органов власти по реализации возложенных законом полномочий (например, по предоставлению услуги потребителю).
В этих значениях понятие и будет использоваться далее (если не будет специальной оговорки).
ПРАВИЛО функция всегда связана с услугой (публичным обязательством) и «вытекает» из них
3.2. Соотношение понятий «функция» и «управление» (и это понятие в законодательстве РФне определено).
«управление» = «организация» + «обеспечение условий»
3.3. «Стандартизированная формула» написания наименования функции управления в
терминах ст. 26.3 ФЗ-184 и ст. 14-16 ФЗ-131 (расшифровку терминов см. выше).
«обеспечение условий»
|