Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурные космосы
Один из примечательных феноменов современной социокультурной ситуации — обнаружение множественности культурных космосов на земле. Первым подходом к этой проблеме явилось истолкование своеобразных культур в Африке, Океании и других регионах. Постепенно складывались три специфические, в известной мере полярные трактовки культуры «примитивов». В первом варианте эти культуры рассматривались как своеобразные, радикально отличные от европейских и могущие дать человечеству набор альтернативных форм существования. Во втором случае африканские и иные культуры оценивались как «отсталые», «примитивные». Однако при этом подчеркивалась их архетипность. Это означало, что изучение тропических культур открывает путь к раскрытию многих теоретических проблем. Эти культуры оценивались как далекая история европейской цивилизации. Неевропейские культуры изучались с применением психоаналитических и структуралистских подходов (Леви-Стросс, Мюнстербергер, Сидов). Исследователи пытались выявить некие универсальные мотивы, сюжеты, штрихи, которые свидетельствовали бы о единой судьбе человечества. Ранние и патриархальные культуры рассматривались как предвестие западной культуры. Наконец, в третьем случае неевропейские народы пленяли исследователей не только своеобразием. Эти культурные миры считались малоизведанным маршрутом человечества, готового пойти по магическому пути. Естественный ритм жизни представителей архаических культур, простые патриархальные связи между людьми, близость к природе, свобода от сложных социальных и технологических структур — именно эти черты поэтизировались европейскими художниками конца XIX — первой половины XX в. (Гоген, Пикассо, экспрессионисты). Особый мир экзотических культур мыслился как идеал для Запада. Выражая специфическую духовность.островитян Таити, воссоздавая живописный современный эпос, Гоген усматривал в таком «опрощении» спасение европейской культуры. Открытие тропических культур поставило перед исследователями множество вопросов. Предстоит выяснить, насколько адекватно воспроизводится дух архаических ментальностей? Соответствует ли художественная идеализация островных миров своим прототипам? В какой мере в факте множественности культур проступают универсальные закономерности? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что произведенные экспертизы отражали не столько схваченную реальность, сколько стремление романтизировать «примитивы». «Пикассо, Матисса, Вламинка поразили в «примитивном» искусстве язык форм, а также необычайной силы экспрессия; в «примитивных» произведениях искусства Пикассо видел, прежде всего, по его собственному выражению, «оружие, помогающее справиться с духами, с подсознательным». Экспрессионисты склонны были еще более произвольно идеализировать жизнь островитян и манипулировать информацией об их искусстве по своему усмотрению». Обычно антропологи также усматривали в архаических культурах прообраз нового общества, которое могло бы реализоваться через метафорическую, символическую революцию. Культурные ритуалы и нормы других миров казались европейцу невозможными. Однако исследователи показывали, как дети и внуки помогают старику, утратившему способность трудиться, уйти из жизни, как молодой мужчина вступал в брак одновременно с девушкой и ее матерью-вдовой. В этом контексте контроверза «варварское» и «цивилизованное» теряла смысл.
|