Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неоконфуцианство. 11—17 вв. основывалось собственно на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их учеников






11—17 вв. основывалось собственно на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их учеников. Оно представлено двумя конкурирующими направлениями, возглавляемыми школой Чэн — Чжу (братьев Чэн и Чжу Си) и школой Лу — Вана (Лу Цзююаня и Ван Янмина). Первая развивала «учение о принципе» (ли сюэ), ведущем к постижению объективной реальности. Вторая сосредоточилась на «учении о сердце» (синь сюэ), ведущем к постижению субъективной реальности, в которой содержатся все принципы мироустройства.
Современное неоконфуцианство характеризуется, с одной стороны, стремлением к восприятию зап. ценностей, с другой — обращением к моральной проблематике раннего К. Унаследовав от предшествующего неоконфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного неоконфуцианства преобразовали ее в «моральную метафизику», сочетающую филос. и религиозные идеи.

Представители Н. считали, что после Конфуция и Мэн-цзы прекратилось всякое творч. развитие конфуцианства, что привело к его превращению в догму и схоластику. Н. подвергло критич. пересмотру толкование осн. свода конфуцианской канонич. лит-ры – " Пятикнижие" и, что более важно, составило новый канон – " Четверокнижие" (" Сы шу"), дав ему интерпретацию в понятиях Н. Центр. проблемой являлось соотношение идеального начала ли (закон, принцип) и материального начала ци (первоматерия). Важное место в концепциях Н. занимали понятия дао, тайцзи – " великий предел" (япон. тайкёку, кор. тхэгык), чэнь – истина, синь – сердце, разум, сознание, душа. Ранние представители Н., в частности Чжоу Дунь-и и особенно Чжан Цзай, развивший учение о первоматерии – ци, подходили к нек-рым проблемам с позиций материализма. Ярко выраженное идеалистич. направление представлено в учении братьев Чэн (Чэн Хао и Чэн И). На первый план они выдвигали понятие " ли" – закон; в социально-политич. области выступали в защиту феод. строя, доказывая его непреходящий характер как проявление вечного и неизменного идеального начала. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Отвечая на вопрос о взаимосвязи первоматерии (ци) и закона (ли), Чжу Си в конечном счете признавал ли первичным началом, а ци – вторичным. При объяснении их взаимосвязи Чжу Си вводит понятие син – форма, как определение физич. реальности. Онтология и гносеология в Н. смыкаются с этич. учениями. Постижение, проникновение в мир вещей не только цель познания, но и важнейшее средство нравств. самоусовершенствования личности. В этике Н. особо важную роль играли такие понятия, как жэнь – гуманность, человечность, и – справедливость, принцип должного и т.д., зафиксированные в т.н. системе пяти этич. отношений человека. В конце 13 – нач. 14 вв. система Чжу Си была канонизирована и стала офиц. идеологией. Чжусианство сохраняло свое господств. положение вплоть до нач. 20 в.

Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства — [син мин и] ли сюэ, синь сюэ — выделяют его центральные категории: “[индивидуальная] природа” (син), “предопределение” (мин), “долг/справедливость” (и), “принцип” (ли), “сердце” (синь). У истоков неоконфуцианства, развивавшегося в условиях широкой популярности даосизма и буддизма, стояли апологеты конфуцианства — Ван Тун (6—7 вв.), Хань Юй и его ученик Ли АО (8—9 вв.). Создавать идеологию неоконфуцианства начали “три мастера учения о принципе” — Сунь Фу, Ху Юань (кон. 10—11 в.) и ШиЦзе (11 в.), систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно впервые обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов — Чэн [братьев] — Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в середине 20 в. породившая “новое учение о принципе” (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] — Ван [Янмина] школа идейно доминировавшая в 16—17 вв. Соперничество школ Чэн — Чжу и Лу — Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристекий субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции “учение о принципе” — “учение о сердце”, распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих главных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим построениям (Шао Юн, Цай Цзюфэн, 12—13 вв.; Фон Ичжи, Вт Фучжи); представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.; Ε Ши, 12—13 вв.; Ван Тинсян; Янь Юань, 17—нач. 18 в.). В 17—19 вв. господствовавшие учения Чэн — Чжу и Лу — Вана подверглись атакам со стороны “эмпирической” школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого “учением о естестве”, или “конкретным учением” (пу сюэ), был ГуЯньу, а крупнейшим представителем —Дай Чжэнь. Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя, связано с попытками усвоения западных теорий

 

 

Рецепция христианства и западной философии в Китае. Идеологи тайпинского восстания, " группировка по освоению заморских дел", Янь Фу, реформаторы (выбор: Кан Ювэй, Тань Сытун, Лян Цичао), Ху Ши, представители " нового конфуцианства" (выбор: Лян Шумин, Фэн Юлань, Ду Вэймин).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал