Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лян Шумин.






Лян Шумин является одним из наиболее известных и значимых представителей философии Китая XX века. Особенностью его философского стиля является подчеркнутое внимание к проблемам места и роли китайской культуры в общемировой истории. Лян Шумин проявлял интерес ко всем традиционным течениям философия Китая, а также к целому ряду западных философских систем.

Основой философии Лян Шумина становится деление истории на три этапа – западный, китайский и индийский. Каждый из этих этапов представляет собой сложный культурно-исторический тип, олицетворяющей ту или иную стадию развития человечества. Западный этап, являющийся хронологически первым, по мнению Лян Шумина, подходит к концу. Ценности, идеалы и ориентиры, соответствующие этому периоду имеют сугубо материальный характер. На этом этапе главная цель человечества – покорение природы и установление своего главенства над ней. Лян Шумин подразумевал, что подобные задачи уже неактуальны, что наглядно говорит о том, что наступает время нового культурно-исторического типа. Таковым должен стать китайский этап развития человечества. В рамках этого типа приоритетной задачей является установление мирных и гармоничных отношений между людьми. Наконец, последний, индийский этап человеческой цивилизации, будет пережит в будущем. Ему соответствуют ценности и задачи метафизического характера, что предполагает подчеркнутое внимание к вечным проблемам бытия человека и мира.

В вопросах философии истории Лян Шумин обращается к некоторым традиционным моделям, свойственным для китайской мысли. В первую очередь, речь идет о циклических моделях истории. Подобная структура предполагает, что жизнь общества проходит через определенные этапы, но, в конце концов, возвращается к исходной точке. С другой стороны, эта модель также требует непосредственного участия человека в этом процессе, так как по ряду причин цикл может не замыкаться самостоятельно. Оба этих тезиса принимаются Лян Шумином в качестве исходных оснований его собственной философии истории. Отличие концепции Лян Шумина от традиционных положений состоит в его неоднозначном отношении к феномену “Золотого века”: “… в его работах почти не нашли отражения характерные для исторической мысли старого Китая представления о «золотом веке», предшествовавшем письменно зафиксированной истории человечества. С некоторой натяжкой с концепцией «золотого века» можно сблизить его идеализацию Китая в эпоху, предшествовавшую первой централизованной империи Цинь (221-207 гг. до н.э.)”. Несмотря на это, Лян Шумин все же принимает характерную для китайской философии “двоичную” конструкцию. Такая модель предполагает, что вся история делится на два периодически сменяющих друг друга этапа. Речь идет о периодах порядка и хаоса. Периоды порядка ознаменованы объединением Китая и установлением централизованной власти, период хаоса – раздробленностью и безвластием. Подобная историография активно используется Лян Шумином в его фундаментальной работе “Основы китайской культуры”. В этой книге он подробно останавливается на рассмотрении причин возникновения периодов хаоса. Эта проблема тесно связана с традиционными китайскими представлениями на предмет небесного происхождения власти. А.В. Старостина характеризует их следующим образом: “правящая династия считается легитимной, поскольку она получает от Неба «мандат на правление», дарующий основателю династии и его потомкам право управлять Китаем. Основатель династии по определению – человек добродетельный, т.е. обладающий «добродетелью»- дэ 德 – сакральным качеством, позволяющим субъекту собрать вокруг себя всех жителей”. Возникновение кризисов и последующих периодов хаоса Лян Шумин связывает с деградацией управленческих талантов правителей. Однако, этот процесс нельзя назвать самостоятельным, так как, в конечном счете, “мандат на правление” выдается и отнимается Небом. Власть теряет свою небесную легитимность, если она начинает преследовать корыстные или мелочные цели.

Указанное деление истории на периоды порядка и хаоса не является единственной двоичной моделью, заимствованной Лян Шумином из традиционных китайских источников. Китайский мыслитель также обращается к модели, предполагающей деление истории на время “Великой общности” и “Малого благоденствия”. Изначально Лян Шумин весьма скептично относился к этой теории, однако впоследствии она также была взята им на вооружение. В рамках этой модели содержится историческая память об эпохе “Великой общности”. Для этого времени было характерно братское отношение людей друг к другу и полное отсутствие частной собственности. В период “Малого благоденствия” нравы заметно упали, и властям приходилось вводить некоторые общественные нормы и ритуалы для исправления ситуации. Лян Шумин полагает, что период “Великой общности” ждет человечество в будущем, если оно сможет грамотно пройти через все установленные этапы.

Будучи последователем Конфуция, Лян Шумин неоднократно обращается к его творчеству. В отношении летописи Чуньцю - одного из наиболее важных сочинений Конфуция - Лян Шумин выражает солидарность с трактовкой известного китайского мыслителя Гунъяна Гао. Согласно этому толкованию цель составления летописи - попытка внедрения ритуала в общественную жизнь Китая для того, чтобы открыть дорогу к его объединению. В очередной раз, мы наблюдаем значимость ритуала для философии и культуры Китая.

Авторская философия истории Лян Шумина имеет несколько характерных особенностей. Во-первых, китайский мыслитель объединяет философию истории и философию культуры в общую систему. Во-вторых, важно то, что он полагает, что сегодня человечество вступает во второй китайский этап своего развития. Материальные ценности западного мира должны быть преодолены. В-третьих, при описании будущего Лян Шумин указывает на обязательное исчезновение государственных институтов, что должно привести к слиянию всех народов в одно гармоничное общество.

История видится представителям конфуцианства двояко - с одной стороны, она является чередованием внешних циклов (хаос - порядок - хаос), с другой - она рассматривается как внутренний смысл, истинный характер которого воспринимается через учения древних совершенномудрых. Лян Шумин обратился ко второму аспекту истории и развил это представление в собственных сочинениях. По его мнению, исследование и постижение китайской культуры должно стать первоочередной задачей. Специфика жизненного уклада, нравственные и общественные ценности, особенности государственного управления - все это таит в себе следы древней и совершенной мудрости. Только опираясь на эти вековые ориентиры, возможно создать новую жизнеспособную культуру. По Лян Шумину китайский дух находит свое выражение в учении Конфуция и его ученика Мэн-Цзы, а также в философии конфуцианской школы Лу-Вана. Также новая культура должна " восстановить в правах" значение ритуала и музыки. Помимо традиционно-китайских принципов, Лян Шумин призывал обратиться к некоторым западным установкам. Таковыми он считал принципы демократии и авторитет науки.

 


[1] Л.С.Переломов. Конфуций: Лунь юй. М., " Восточная литература ", 2001.Гл.4

[2] Л.С.Переломов. Конфуций: Лунь юй. М., " Восточная литература ", 2001.Гл.4

[3] Л.С.Переломов. Конфуций: Лунь юй. М., " Восточная литература ", 2001.Гл.4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал