Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Янь Фу.






ЯНЬ ФУ, Янь Юлин, Янь Цзидао. Псевдоним последних лет Юй-е Лао-жэнь («Старец Изживающий Дикость») (1854–1921), китайский философ, знаменитый переводчик западной классики, общественный деятель, идеолог реформаторства.

Выполненные в классической манере стилистики блестящие переводы Янь Фу впервые познакомили китайское общество с сочинениями Ш.Монтескье (О духе законов), А.Смита (Исследование о природе и причинах богатства народов), Т.Гексли (Эволюция и этика), Дж.С.Милля (Система логики силлогистической и индуктивной). В публицистических сочинениях Янь Фу первым открыто выдвинул задачу национального спасения, предложил ее решение с позиций социал-дарвинистского эволюционизма. Известность ему принесло опубликование в 1895, после поражения Китая в войне с Японией, серии политико-философских статей в которых он, порвав с конфуцианской традицией, обратился к «поиску истины на западе» (выражение Мао Цзэдуна).

Признавая «государство подобным организму», а «политические мероприятия подобными растениям», Янь Фу трактовал жизнь общества в категориях борьбы за существование и естественного отбора. Источником исконной свободы государства и человека считал природу – Небо (тянь). Классическую формулу Мэн-цзы «народ первостепенно ценен... правитель – третьестепенен» Янь Фу истолковывал в духе теории «общественного договора» Ж.Ж.Руссо, объясняя возникновение правительства и аппарата подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и «существованием зла». Отношения типа «государь – подданные» порождены необходимостью и отличны от свободного развития дао, но потому они и не вечны. Однако время безгосударственного самоуправления еще не настало не только в Китае, но и в «образцовых» западных государствах, где, по мнению Янь Фу, «из важных вопросов государственного значения семь десятых решает сам народ, а три десятых – правительство».

Могущество Запада Янь Фу связывал с принятием и развитием там «общих принципов» (гун ли, см. гун, ли) равенства, свободы, народного суверенитета и демократии. Но «одними политическими мерами... нельзя добиться успеха в управлении [государством]», ибо «бедность и богатство, сила и слабость, порядок и смуты в государстве определяются физическими, умственными и нравственными качествами его народа». Поэтому государственная политика должна быть направлена на достижение трех главных целей: «развитие физических сил народа, просветление его ума и обновление его морали». Поднять моральный уровень, по Янь Фу, может лишь пробуждение любви к родине, а «для этого нужно учредить в столице парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы правителей уездов и областей».

В последние годы жизни Янь Фу выступал за изучение конфуцианской классики, против замены литературного языка вэньяня близким к разговорному языком байхуа.

ХУ ШИ.

Уникальность Ху Ши состоит в том, что он был последовательным западноориентированным философом, не перешедшим на позиции китаецентристского традиционализма. Ху Ши критиковал не только материальную, но и духовную отсталость Китая (конфуцианство и даосизм расценивал как досадную помеху на пути движения Китая по направлению к научно-технической цивилизации), пытался найти в древнекитайской мысли зародыши логической мысли западного типа. Он обнаружил их в доциньских логических учениях «школы имен» (мин цзя) и моистов (мо цзя). Мнение Ху Ши о том, что китайская философия несколько тысячелетий шла по «ложному пути», вызвало критику современников, однако его историко-философская методология имела немало положительных черт. К ним относятся текстологический анализ первоисточников, признаки равенства всех философских школ, отказ от традиционного стиля комментаторства в пользу систематичного и аргументированного анализа материала.

Учеба у Дьюи оказала определяющее воздействие на формирование либерально-скептического и реалистического философского мировоззрения Ху Ши, предлагавшего «смело выдвигать гипотезы и осторожно искать доказательства». Исходя из приоритета эмпирического метода, Ху Ши отрицал значимость философской метафизики и ее проблем. Он настаивал на том, что философия должна подчиняться эмпирическим методам и опираться на логику. Истина трактовалась им как имеющий гипотетический характер «инструмент приспособления к среде», тогда как правильность гипотезы определяется ее практической применимостью и может меняться с течением времени. В отношении социальных изменений Ху Ши отвергал лозунги революции и борьбы. «Здоровый индивидуализм» и освобождение человеческой личности являются, по его мнению, предпосылкой оздоровления общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал