Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы гос. надзора и контроля РБ, их роль в осуществлении гос. управления.






Центральн. место в сист. органов, выполн-х функции контроля со стороны гос-ва за исполнительн. властью, за соблю­дением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, занимает Комитет гос. контроля (КГК), образованный Президентом. Правовой основой функционирования КГК является Конституция РБ, Закон Республики Беларусь «О КГК РБ и его территориальных органах», решения Презид. РБ, международные договоры РБ и иные акты законодательства. КГК осуществляет гос. контроль за исполнением рес­п. бюджета, использов. гос. собствен­ности, исполн. актов През.а, Парл., Прав-ва. В стр-ру КГК входят два Департамента с правами юр. лиц: Департамент фин. расследований и Департ. Фин. мониторинга, а также иные структ. подразделения. Общее руководство и контроль за деятельн. КГК осущ-ет Презид.

О рганы особой компетенции, кот. выполняют опре­деленные функции гос-ва, но не входят ни в одну из ветвей власти: Комитет гос. контроля, Нац. банк, ЦИК по проведению выборов и референдумов и др. В рамках своей компе­тенции они используют специфические формы и методы деятельности. Территориальн. органами являются КГК областей, кот. осуществляют свои полномочия на терр-ии соответств. АТЕ, и межрайонные КГК. К органам особой компетенции относится также прокуратура. В своей деятельности руководствуется Зак-м «О прокуратуре РБ». Она обеспечивает надзор за точным и единооб­разным исполнением законов органами гос. управления, общественными объединениями, полит. партиями и движени­ями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражда­нами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа гос. власти и распространяется на территорию всего государства. Возглавляет Ген. прокуратуру Ген. прокурор, назначаемый Презид. с согласия Сов. Респ

26-26.26. Правотворчество: понятие, принципы, виды, стадии. Законотворческий процесс. Прав. нормы как общеобязательн. правила поведения возникают, изменяются или отменяются в рез-те спец. деятельности компетентных гос. органов, которую называют в юридической науке правотворчеством - деятельность компетентных гос. органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия НПА. Правотворчество различают в зав-сти от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией. Существует правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество гос. органов всех трех ветвей власти. По способу придания юридической силы НА м.б. правотворчество самого гос. органа, делегированное правотворчество, когда гос. орган часть своих правотворческих функций делегирует др. гос. органу, санкционированное правотворчество, при кот. гос. орган утверждает нормы, принятые негос. организациями, в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы НА. Стадии правотворчества: 1. Принятие решения о подготовке проекта акта; 2. Подгот. (разр-тка) проекта; 3. Обсуждение и принятие НА; 4. Санкционирование, промульгация и опубликование НПА. Технология создания НПА в РБ пред-на Зак-м «О НПА РБ». След. стадии процесса: 1. Планирование нормотворческой деятельности; 2. Нормотворческая инициатива; 3. Подготовка проекта НПА; 4. Принятие (издание) НПА; 5. Включение НПА в Нац. реестр правовых актов РБ; 6. Опубликование НПА.

Билет 27. Полит. партии: понятие, функции и типология. Прав. регулирование деятельности ПП РБ. ПП – организов. группа единомышленников, представляющая интересы определен. части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении. Полит. группы, партии, были известны еще в Др. Греции. Аристотель упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какого-либо политического деятеля. ПП в соврем. понимании возникли в XIX в.: либеральн. партия (виги) и консервативн. партия (тори) в Великобритании, демократ. партия США, республиканск. партия США. К на. XX века ПП стали отражать и отстаивать интересы не столько отдельных индивидов, сколько определенных социальных групп, классов. Характерн. признаки ПП явл.: наличие организационной структуры; долговременность действия; существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центр. руководством; стремление к завоеванию и осуществлению власти в качестве основн. цели; это отличает партию от групп давления, которые не стремятся к захвату власти, а пытаются влиять на власть, оставаясь вне ее сферы; активное участие в выборных кампаниях; этот признак отличает партии от полит. клубов, кот. не участвуют в выборах и парламентской деятельности; наличие программы и устава партии, той или иной идеологии. Общие функции ПП: 1. агрегирования (согласования и обобщения) интересов. 2. Коммуникативная - связь населения с гос. Структурами. 3. Полит. социализация 4. Полит. рекрутирования - отбора пол. лидеров. 5. распределение властных статусов. Классифик. ПП. 1. По ориентации на определенный соц. слой, класс. 2. По хар-ру их идеологических доктрин 3. По отнош. к существ. 4. По методам достижения целей - революционные и реформистские. 5. По организационной структуре - кадровые и массовые партии. Эта классификация принадлежит французскому политологу М.Дюверже и является наиболее признанной.

27.27. Гос. управл. как полит. субпроцесс, его циклич. характер и стадии. Процесс гос. управления - это целенаправленное воздействие гос-ва на общественные процессы и явления, отношения и деятельн. людей. Гос.-полит. управление - деятельность институтов полит. власти республ., област. и мест. уровней. Эффективная реализация осн. функций гос-ва предопределяет полит. стабильность в стране. Без полит. стабильности сложно обеспечить эффект. функцион-ие системы гос. управления. Стадии: 1. стадия определения сущности полит. проблем; 2. выдвижение полит. проблем на «авансцену политики»; 3. принятие управленч. решений; 4. реализация управленч. решений»; 5. стадия оценки политики.В шир. смысле ГУ представляет собой совокупность всех видов деятельности гос-ва или все формы реализации гос. власти. В узком ГУ административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов гос. управления, кот. направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, и осуществляется на профессион. основе. Стадии ГУ: 1. сбора, обработки и анализа инф-ии, необх. для принятия управленч. решения. 2. разработки (подготовки) и принятия управленч. решения. 3. исполнения управленч. решения. 4. контроля исполнения управленч. решения. Государственно-политическое управление - это деятельность институтов политической власти республ., областн. и местн. уровней.

27.27.27. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и правореализации. ЮТ – совок. правил разр-тки, оформления, публик. и систематиз. НПА. Процесс разраб. законопроекта м.б. разбит на три последоват. стадии: подготовит., основн. и заключительную. Подготов. стадия составления законопроекта закл-ся в выяснении необходимости законодательного регулирования отношений, составляющих предмет предполагаемого законопроекта. Основн. стадия разр-ки законопроекта закл-ся в письменном изложении текста законопроекта в соотв-ии с определен. требованиями. Можно выделить след. правила ЮТ: 1. Законопроект должен содержать лишь один предмет регулирования, отражаемый, как правило, в наименовании законопроекта. 2. Логическая последовательность изложения текста акта. Вначале требуется изложение норм материального права, затем процессуальных норм; сперва общих, а после – конкретизирующих. 3. Максимальная краткость и компактность изложения нормативного материала. Закон не может предусмотреть все конкретные ситуации, поэтому он не должен носить излишне детализированный характер. В то же время краткость и лаконичность изложения текста не должна приводить к использованию чересчур общих и абстрактных формулировок. Нельзя допускать возможности двойного толкования некоторых статей и норм. 4. Использование спец. языка законопроекта, терминов и дефиниций. При разработке законопроекта предпочтительно ориентироваться на тот круг лиц, кот. будут использовать данный закон в своей повседневной практике. На заключит. стадии разработчику необходимо внимат. перепроверить насколько законопроект отвечает всем вышеизложен. требованиям и подготовить все необходимые мат-лы для внесения законопроекта в Палату Представ. Нац. собрания РБ

Билет 28. Партийные системы: понятие, типология. Особенности формирования ПС в РБ. ПС – совок. существующих в обществе партий, устойчивые связи и отношения их друг с другом, а также с гос-ом и др. институтами власти. Традиционно выделяют три разновидности ПС: монопартийную, двухпартийную и многопартийную. При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия. Обычно подобная ПС характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: способна итерировать социальные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой и бюрократизацию. Об этом красноречиво свидетельствует опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии. Двухпартийная система характерна для стран, где действует несколько партий, однако преобладают две наиболее влиятельных. Классич. примером двухпартийной сист. явл-ся Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США, где конкурируют республиканская и демократическая партии. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентск. большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако в случае победы на выборах оппозиционной партии возможна смена политического курса и вытекающие отсюда проблемы. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни более двух партий. Пример многопартийности являют страны Зап. Европы, в которых экономические, нац., религ. и иные различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, Голландии - 12, в Швеции, Дании, Норвегии -более пяти. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не доминирует. Недостатки данной системы - частые правительственные кризисы при расхождении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания. В РБ многопартийная система, которая начала формироваться еще в 80-е г. XX века. В полном смысле слова партии не существовали в этот период, но их полит. оформление и их идеологический поиск начался уже тогда. Особенностями соврем. ПС Беларуси является: 1. Низк. полит. активность партий и партийного руководства. 2. Оппозиционные партии финансируются из-за рубежа. 3.На данный момент нет партии, которую в полном смысле называли бы партией власти. На сегодняшний день ни одна из 15 партий не имеет серьезного представительства ни в парламенте ни в правительстве страны. 4. Большинство партий существует более 15 лет и ниразу не были у власти.

28.28. Стадия инициирования политики в процессе гос. управления, ее основания и содержание. Инициирование – стимулирование начала чего-либо. На стадии инициирования политики происходит осознание проблем и начинается поиск путей их решения. Инициирование политики может осуществляться как «сверху» - от пол. лидера гос-ва, кабинета министров, так и «снизу» - от общественного мнения, полит.х партий, групп интересов, СМИ. Общее правило здесь заключается в следующем: чем более демократична и плюралистична политическая система, тем большее давление осуществляется «снизу». Формирование и реализация государственной политики имеют 4 этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл»,. 1-й этап(инициирование политики)-происходит определение и постановка общественных проблем, что означает: объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти; осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов; осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти. Результат - постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти.Здесь возможны два подхода: превентивный - на основе анализа и прогнозирования развития ситуации заранее планируют и осуществляют мероприятия, и реагирующий (реактивный) - активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества. После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти: действия в интересах какой-то одной социальной группы; учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы; решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон; тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование.

28.28.28. Понятие и виды НПА. НПА - это акт правотворческой деятельности компетентных гос. органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. НПА издается по общему правилу компетентным гос. органом. Эти документы носят государственно-властный характер, их исполнение в случае необходимости может обеспечиваться мерами гос. принуждения; в данных характеристиках НПА, выражающих его связь с гос-ом, проявляется суверенность гос. власти. Известны также НПА, принимаемые на референдуме и издаваемые негос. Организациями. НПА принимаются в определен. процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества. Сам процесс принятия нормативно-правовых актов называется правотворчеством. Класс-ция: по юр. силе выделяют законы и подзаконные НА. Закон - НПА, принимаемый в особом порядке по наиб. важным вопросам общественной и гос. жизни и обладающий высш. юр. силой. В завис-ти от регулируемых общ-ых отношений, от степени значимости законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные. По сфере действия различают НПА внешн. действия и внутр. действия. Первые содержат нормы права, регулирующие не деятельность издавшего их гос. органа, а направленные на упорядочение внешн. по отношению к данному органу отношений. Во вторых находятся предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства (ведомственные нормативно-правовые акты) или внутри данного органа или государственного учреждения (локальные нормативно-правовые акты). В зав-сти от территории действия выделяют общие и местные НПА. В зависимости от времени действия говорят о неопределенно-длительных и временных НПА

 

Билет 29Общественные объединения: понятие, классификация и политическая роль. Общественные объединения в Республике Беларусь.

Общ. объед. - до­бровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления на основе общности своих интересов. Общ. объед. призна­ются полит. партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские орг-ции, общества инвалидов, молодежные и детские орг-ции, научные, технические, культурно-просветительские, физкульт.-спортивные и иные добровольные общ-ва, фон­ды, ассоциации, другие формирования граждан. Общественным объединением является всякое до­бровольное формирование граждан: партии, организации, сою­зы, общества, ассоциации, движения, фонды.Общ. организация - добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организаци­онную структуру снизу доверху, фиксированное индивиду­альное или коллективное членство. Профсоюзы(индивидуальное членство). Массовое общ. движение - совместная деятель­ность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих завершенной организационной струк­туры и фиксированного членства. Имеют полит. черты или не имеют; легальные не легальные. Граждане РБ имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. На территории РБ создаются и действуют международные, республиканские и местные общ. объединения, союзы, отделения международных обществ. объед., созд. на территории иностр. гос-в. Закон РБ от 4 ноября 2013 г. № 71-З об общ.обьед направлен на реализацию конституционного права граждан на свободу объединений, а также на установление правовых и организационных основ создания, деятельности, реорганизации, ликвидации общественных объединений, союзов общественных объединений.

29.29. Стадия формулирования полит. курса, или целеполагание в гос. управлении. Формирование «древа целей» управл. Роль Всебелорусских народных собраний в определении целей государственной политики. Целеполагание пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информацион., организацион., регулирующ., координирующ., контрольн. Эта функция опр-яет содержание всех остальных, явл-ся их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах соц. управления. Целеполагание лежит в основе гл. принципа управл. — системного подхода. Дерево целей, кот. обеспечивает взаимосвязь м. множеством целей и подцелей разного содержания, их согласованность для получения желаемого рез-та. Формиров. иерархии целей и приоритетов часто сопровождается необходимостью выбора м. эффективностью гос. управления и соц. справедливостью. 2 подхода к построен. дерева целей: в 1ом случае его строят сверху, т.е. идут от идентификации целей высшего порядка к целям низшего порядка. Во 2ом - формируют цели снизу, начиная с целей низшего порядка, и переходят к целям более высокого уровня. Такая форма народовластия как Всебелорусское народное собрание органично вписывается в полит. сист. бел. гос-ва, так как гл. его полит. предназначение – определение осн. направлений и параметров разв-ия гос-ва, выраб-ка плана эконом. и соц. развития страны на 5летний срок. На 1 Всебел. народном собрании в 1996 г. были приняты Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996-2000 гг., -стабилизация уровня жизни населения; повышение мотивации к труду; создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа. 2001 г. на 2 нар. собр. приняты Основные направления соц.-эк. развития РБ на 2001-2005 гг., приоритеты: охрана здоровья, жилье, продовольствие. На 3 в 2006 г. определены ключевые цели: развитие эффективного правового государства; обеспечение законности и правопорядка; стабильности и безопасностиС 1ой стор., белорус. народу далеко не безразличны вопросы гос. строительства. С 2ой стор., активность, с кот. бел. граждане включ-ся в подготовку и проведение собраний, обсуждение их итогов, доказывает, что данный форум – реально действующий мех-зм народовластия. Принцип. учет народного мнения, целенаправленная работа по реализации пожеланий людей, четкое соблюдение данной последоват-сти позволяют каждому из нас реально ощущать себя гражданином страны. Исходя из приоритетов целей, строится так называемое дерево целей, которое обеспечивает взаимосвязь между множеством целей и подцелей разного содержания, их согласованность для получения желаемого результата. Дерево целей - это образ, позволяющий сравнить систему целей гос. управления с деревом, уходящим корнями (средствами коммуникации) в почву (общество), которая его питает. Если же питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность дерева целей, то оно погибает, какими бы прекрасными не были предложенные идеи. При формировании дерева целей субъект управления должен иметь полную инф-ю о состоянии общества, его проблемах, болевых точках, ресурсах для достижения целей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал