![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Произносительная сторона речиСтр 1 из 22Следующая ⇒
Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Р 75 Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда) ISBN 5-89415-299-2 Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Логопедия» и является практическим курсом к ее основным разделам: «Теоретические и методологические основы логопедии», «Дислалия», «Фонетико-фонематические нарушения речи». Адресовано студентам дефектологических факультетов вузов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». УДК 376 ББК 74.3
© Российская Е.Н., Гаранина Л.А., 2003 ©АРКТИ, 2003 ВВЕДЕНИЕ Данное учебное пособие является практическим курсом к дисциплинам: — «Логопедия» (разделы: «Теоретические и методологи — «Логопедические технологии»; — «Логопедический практикум»; — «Психолого-педагогическая диагностика детей с на — «Педагогические системы воспитания и обучения Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». Узловые моменты и основные понятия, а также вопросы, задания, варианты тестовых контрольных работ и практические задачи по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса логопедии. Цель данного учебного пособия — совершенствование профессиональной подготовки студентов, обучающихся по вышеуказанным специальностям, с учетом квалификационных требований Государственного образовательного стандарта нового поколения. Этим объясняется включение в пособие тем, связанных с общими вопросами культуры речи, интонации, классификаций фонем русского языка и др. Для повышения эффективности усвоения студентами учебной информации в пособии широко использованы приемы знакового моделирования (схемы, таблицы, рисунки и др.). Использование предлагаемого пособия возможно как в ходе аудиторных занятий, так и в процессе организации самостоятельной работы студентов. Поиски ответов на вопросы, выполнение заданий и решение практически ориентированных задач, которые включены в каждую тему, способствуют глубокому овладению знаниями по логопедии. Семинарское занятие № 1 ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ План 1. Звуковая культура речи: а) ритмико-мелодическая сторона речи; б) звуки речи (система фонем). 2. Классификация звуков русского языка. Методические указания и дополнительный материал Цель работы над темой: знакомство со звуковой системой русского языка — основой работы логопеда над постановкой звуков. Готовясь к ответу на первый вопрос, четко усвойте, что одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Таблица 1.1 КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИИ
Интонация (от лат. intono — громко произношу) — это совокупность звуковых средств языка, которые: • фонетически организуют речь; • устанавливают смысловые отношения между частями • сообщают фразе повествовательное, вопросительное • являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски. Интонация — сложное явление. Она состоит из ряда компонентов (табл. 1.1 — составлена по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, 1999). Компоненты интонации выполняют следующие основные функции: — коммуникативную; — смыслоразличительную (фонологическую); — кульминативную (выделительную); — синтезирующую (объединительную); — делимитативную (разграничительную); — эмоциональную; — экспрессивную. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: — речевой слух — восприятие соответствующих ситуации — звуковысотный слух — восприятие движений тона голо — силу голоса; — высоту голоса; — речевое дыхание (его длительность и интенсивность). В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов.
Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под влиянием центральной нервной системы (ЦНС) осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом: • дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания го • гортань и голосовые складки — его высоту и тембр; • органы артикуляции — образование гласных и соглас
Приступая к классификации звуков русского языка (второй пункт плана), обратите внимание, что по артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении. Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.
• верхнего подъема ([и], [ы], [у]);
• среднего подъема ([э], [о]); • нижнего подъема ([а]). При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных: • переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть
• среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка; • заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка. играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([о] и [у]). При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение) и также относятся к нелабиализованным. Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости (схема 1.1). Схема 1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО УЧАСТИЮ В АРТИКУЛЯЦИИ МЯГКОГО НЁБА И РАБОТЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК
Классификация согласных звуков по способу образования
ТОНАЛЬНЫЕ: (гласные) образуются голосом при почти полном отсутствии шума. СОНОРНЫЕ: главная роль — голос, шум участвует в меньшей степени (м, м', н, н', л, л', р, р', j) ШУМНЫЕ: их качество определяется характером шума (акустического эффекта) от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах артикуляции: Таблица 1.2
|