Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения звук0пр0изн0шения






План

1. Физиологические и патологические нарушения звукопро-
изношения.

2. Характеристика нарушений произношения звуков:

а) распространенность и частотность нарушений звуко-
произношения;

б) виды нарушений звукопроизношения по количеству
дефектных звуков;

в) формы и уровни.

3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопро­
изношения.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темойзнакомство с возможными на­рушениями звукопроизношения, их характеристиками в зави­симости от вида, формы и структуры дефекта.

Готовясь к ответу по первому пункту плана, обратите вни­мание на то, что неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой пато­логии. Дефекты звукопроизношения могут являться как само­стоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обуслов­ленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получа­ет от взрослых правильные образцы речи, когда проводится сис­тематическая работа по формированию правильного произноше­ния, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализато­ров, физиологически обусловленное нарушение звукопроизноше­ния устраняется предположительно к концу пятого года жизни. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произно­шения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами ней-



родинамики (недостаточной дифференцировкой процессов воз­буждения и торможения в коре головного мозга), несформиро-ванностью межанализаторных связей.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной лого­педической помощи ребенку, и от ее своевременности будет за­висеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Ка­ше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

При характеристике нарушений произношения звуков следу­ет отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4, 5 %, задне-язычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Ука­занная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложнос­тью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже.

Дефекты искажения таких простых звуков, как [м], [н], [т], [п], и особенно гласных, наблюдаются очень редко (например, при снижении слуха).

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее бу­дут дефекты произношения. Так, звук [т] может или смягчать­ся или заменяться звуками [п] или [к], а вариантов нарушения произношения звука [р] насчитывается свыше 20.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, напри­мер только шипящие или только сонорные, то такое наруше­ние звукопроизношения определяется как простое (частич­ное), или мономорфное.

Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как слож­ное (диффузное), или полиморфное (схема 2.1).

Схема 2.1



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал