Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы нарушения звуков
1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью пра 2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а
боковой
[с] - межзубный носовой
Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными. 3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя) — схема 2.2.
Схема 2.2 Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости/мягкости: [т'] = [т] Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не
справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонемати-ческими нарушениями. В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроиз- ношения: 1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков; 2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах; 3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно. Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правди-на и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения зву-копроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, согласно которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явление. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизно-шения с логопедическим заключением «Фонематическое недоразвитие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения. Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, обратите внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: — фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом — от названия греческой буквы «сигма», обозначающей звук [с], а фонети-ко-фонематические нарушения в этих группах (напри-
мер, замены шипящих звуков свистящими и др.) — парасигматизмом; — фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются — фонетические нарушения звуков [р]и [р'] называются — фонетические нарушения звука [й] называются йота- — фонетические нарушения заднеязычных звуков называ Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков специальных терминов не имеют. Их называют дефектами: — озвончения и оглушения; — смягчения и твердости согласных звуков. Дополнительные вопросы 1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и 2. Назовите признаки патологических нарушений звукопро 3. Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? 4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения 5. Чем характеризуются фонетические нарушения звуко 6. Чем характеризуются фонетико-фонематические наруше 7. Приведите примеры фонематических нарушений звуко 8. Ответьте на вопросы карточек программированного конт 2. Назовите сходства и различия фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи. Материал, проиллюстрированный примерами, оформите в виде таблицы.
1. Самостоятельно не исчезают, а закреп 2. Безграмотность речи. 3. Несоответствие возрасту говорящего. 4. Оказывают отрицательное влияние на 5. Являются диалектными особен
1) [с] — межзубный; 2) [р] — горловой; 3) отсутствие звука [л] в речи; 4) замена [т] = [с]; 5) [л] - двугубный.
6) замена [т'] = [т]; 7) смешение [ш] = [с]; 8) [л] — двугубный; 9) отсугствие звука [р] в речи; 10)замена [р] = [л].
Карточка 2.4. Фонематическим дефектом является: в речи; Практические задания 1. Разработайте содержание беседы с родителями, в которой в убедительной форме обоснуйте необходимость устранения нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте. 3. Решите задачи практического характера. Задача 2.1. На приеме у логопеда — ребенок шести лет с мамой, которая жалуется на «плохую», малопонятную речь сына. При обследовании произносительной стороны речи отмечаются одноударный [р], межзубные свистящие звуки. Комбинации слогов: ca-за-са; ко-го-ко; ca-шa-ca и др. повторяет правильно. Общий звук в словах сова, пылесос, слон, стол; рог, пирожное, портной, мир и т.д. выделяет без ошибок. В указании предметных картинок на слова-паронимы затруднений не испытывает. Сформулируйте логопедическое заключение.
|