Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обследование произносительной стороны речи
План 1. Обзор методических пособий по обследованию звукопро- 2. Этапы логопедического обследования ребенка. 3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению. Методические указания и дополнительный материал Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей. В настоящее время отработаны приемы выявления неправильного звукопроизношения с учетом принципов деятельно-стного и индивидуального подхода, системного анализа речевых нарушений, что отражено в современной литературе. Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной. На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения»*. Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования. Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос ро 2) дифференцировочный этап, включающий обследование * См.: Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003; Чиркана Г.В., Чевелева НА., Филичева Т.Б. Основы логопедии. — М., 1989; Большакова С Е. Логопедическое обследование ребенка. — М., 1995 и др. детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта; 3) обследование всех компонентов языковой системы, вклю 4) заключительный (уточняющий) этап, включающий дина При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков: 1. Паспортные данные. 2. Анамнез. 3. Данные объективного обследования специалистов. 4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов. 5. Состояние моторики. 6. Строение и подвижность органов артикуляции. 7. Произносительная сторона речи. 8. Состояние фонематических процессов. 9. Результаты обследования лексико-грамматического строя
10. Состояние письма и чтения (для детей школьного воз 11. Проявления заикания (для заикающихся детей). 12. Логопедическое заключение. 13. План коррекционной работы. 14. Результаты исправления речи. При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение. Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях. При заполнении в Речевой карте блока «Обследование произносительной стороны речи» используются следующие условные обозначения (табл. 4.1).
Таблица 4.1
3. Логопедическое обследование ребенка/ Авт.-сост. 4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 5. Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чирки- 6. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого 7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. 8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о Дополнительные вопросы 1. Перечислите основные принципы обследования речи де 2. Определите цель беседы с родителями в процессе обсле 3. Объясните, почему в процессе обследования произноше 4. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?
|