![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дислалия
План 1. Определение дислалии и ее формы. История развития 2. Структура дефекта при дислалии. 3. Функциональная дислалия. 4. Механическая (органическая) дислалия. Методические рекомендации и дополнительный материал При ответе на первый пункт плана дайте определение дислалии, перечислите ее формы, приведите сведения о распространенности данного дефекта. Прежде чем приступать к анализу истории развития учения о дислалии, ознакомьтесь со следующими статьями: 1) Гриншпун Б.М. Дислалия// Логопедия/ Под ред. Л.С. Вол 2) Куссмаулъ А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия 3) Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристи 4) Мелехова Л.В. Дифференциация дислалии// Там же. — 5) Токарева ОА. Функциональные дислалии// Там же. — Раскрывая понятие «функциональная дислалия», обратите внимание, что при данной форме дислалии не наблюдается патологии в строении артикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы. Причинами сенсорной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речеслу-хового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких — глухих, мягких — твердых, шипящих — свистящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную замену одного звука речи другим. Эта форма нарушений звуко-произношения, носящая фонематический характер, в дальней-
шем обычно сопровождается однотипными буквенными заменами на письме. Моторная функциональная дислалия вызывается функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигатель-ного анализатора, что обусловливает неловкость и недифферен-цированность движений губ и языка ребенка и приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается. При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной формы функциональной дислалии наблюдаются случаи смешанной — сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуля-торно или акустически близкими. Однако причиной функциональной дислалии в ряде случаев может быть «чистое подражание», которое обусловлено неблагоприятным социальным окружением ребенка с абсолютно нормальным речевым аппаратом. Переходя к четвертому пункту плана, дайте определение понятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дислалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно отклонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии. При этом важно учитывать, что нарушения звукопроизно-шения при механической дислалии имеют некоторые особенности. 1. При этой форме дислалии одновременно страдают целые 2. Дефекты звукопроизношения при механической дисла
|