![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-методические указания. «Психология и педагогика» является учебной дисциплиной, которая вместе с другими гуманитарными дисциплинами формирует мировоззрение современного человекаСтр 1 из 15Следующая ⇒
«Психология и педагогика» является учебной дисциплиной, которая вместе с другими гуманитарными дисциплинами формирует мировоззрение современного человека, помогает развивать мышление специалиста. Цель и задачи курса – вооружить будущих специалистов знаниями закономерностей формирования и развития личности и коллектива; помочь в овладении методами познания психологических особенностей персонала, макрохарактеристик конкретного человека как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности; раскрыть сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности, понимать сущность, содержание обучения, воспитания и саморазвития, а также их наиболее продуктивные модели, алгоритмы и технологии. Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека; его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Предмет педагогики – это процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Задачи курса «Психология и педагогика» обусловлены потребностями общества в обеспечении своих интересов. Они находят свое выражение в Конституции РФ, законах и указах Президента России. Наиболее общие задачи психологии и педагогики в третьем тысячелетии можно сформулировать в виде следующих требований: - выявление условий и факторов эффективной профессионализации каждого человека с учетом реальных потребностей и возможностей общества; - действенное психолого-педагогическое обеспечение решения задач основного предназначения вуза и отрасли; - исследование психолого-педагогических проблем современного стиля практической деятельности кадров, выработка и внедрение рекомендаций по овладению продуктивными технологиями эффективного труда и освоения профессии. В результате изучения курса студенты должны знать, иметь представление и уметь: · знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук; · иметь представление о предмете и методах психологии и педагогики, их основных отраслях, о месте психологии и педагогики в общей системе наук; · знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки; · иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности человека и специалиста; · уметь дать психологическую характеристику личности, ее темпераментов, способностей, характера; · знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; · знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; · применять полученные знания в учебной, трудовой и общественной деятельности; · владеть простейшими приемами психической саморегуляции; элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач в трудовом коллективе. Содержание методических указаний. Реализация указанных задач, приобретение знаний и умений достигаются студентом-заочником путем самообразования. Самообразование - это систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней потребности к познанию и реализуемая в процессе целенаправленной самостоятельной работы с целью углубления и расширения знаний, формирования научного мировоззрения. Оно предполагает самостоятельную работу с различными источниками, выработку потребности познания, формирования любознательности. Путем самообразования студенты не только получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения ими, элементы научного мышления, методы научных исследований, формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. Предлагаемая программа курса включает тринадцать тем. Содержание программы основано на Государственных образовательных стандартах (ГОС) по направлению подготовки бакалавров 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств». Структура методических указаний. Часть 1 состоит из методических указаний по выполнению контрольной работы. Варианты контрольной работы содержат по три теоретических вопроса, задания по заполнению «пропущенных слов» в тексте, тестовые задания. Часть 3 включает список рекомендуемой литературы. 1. Вопросы к зачету по курсу «Психология и педагогика» 1. Объект и предмет психологии. 2. Основные разделы психологии как науки. 3. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления в психологии ХХ века. 4. Место психологии и педагогики в системе наук. 5. Житейские психологические знания о себе и других людях. Отличие житейских психологических знаний от научных. 6. Классификация методов психологического исследования. 7. Психика и организм. Психология конституциональных различий. 8. Строение и основные свойства нервной системы. 9. Психика и строения мозга. 10. Развитие психики в процессе филогенеза. 11. Развитие психики в процессе онтогенеза. 12. Структура психики человека. 13. Мир психических явлений. Психические процессы. 14. Мир психических явлений. Психические свойства. 15. Мир психических явлений. Психические состояния 16. Отрицательные психические состояния, и их предупреждения. 17. Специфические состояния психики человека. 18. Сознание как высшая ступень развития психики 19. Взаимодействие сознания и бессознательного. 20. Идентификация и рефлексия. 21. Ощущения - первичная форма отражения действительности. Понятие, виды и свойства ощущений 22. Восприятие. Понятие, виды и свойства восприятия. 23. Нарушение восприятия. 24. Внимание. Понятие «внимания». Основные функции внимания. 25. Виды внимания и свойства внимания. 26. Память и ее основные процессы. Виды и уровни памяти. 27. Нарушения памяти. 28. Мышление и его развитие в персоногенезе. 29. Виды мышления, структура мыслительного процесса. 30. Мышление и речь. Виды и функции речи. 31. Воображение и его виды. 32. Интеллект, его структура и правильная оценка. 33. Творчество человека во всем многообразии. 34. Понятие личности в психологии и педагогике. 35. Способности: сущность, классификация способностей, одаренность, гениальность и талант. 36. Темперамент: сущность, типы и свойства темперамента личности. 37. Характер: определение и основные черты. Формирование характера. Личность и характер. 38. Воля. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. 39. Эмоции. Виды и роль эмоций в жизни человека. 40. Понятие «межличностное общение» 41. Общение - основа межличностных отношений. Общение и деятельность. Функции общения. Структура общения. 42. Интимные межличностные отношения. Понятие «интимные межличностные отношения». 43. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и на практике. 44. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи. 45. Предмет педагогики. Задачи, система, функции и методы педагогики. 46. Андрагогика: понятие, методы, формы обучения в современных условиях. 47. Основные исторические этапы развития педагогики и образования. 48. Современные методы и системы обучения в высшей школе. 49. Образование – всеобщая форма развития личности и общества. 50. Цели образования и воспитания в высшей школе. 51. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. 52. Средства и методы педагогического воздействия на личность: убеждение, упражнения и приучение. 53. Образовательная система России. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. 54. Семейное воспитание и семейная педагогика. Специфика семейного воспитания в условиях современного информационного общества. 55. Причины семейных конфликтов и их профилактика. Рациональные условия отношений родителей и детей. 56. Понятие качества образования. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса. 57. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового). 58. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся. 59. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о структуре управления образовательными системами. 60. Лицензирование, аттестация и аккредитация высших учебных заведений.
|