Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и структура физической культуры личности
Обращаясь к теории физической культуры личности (ФКЛ) и методике ее формирования следует изначально определиться, что рассматриваемое личностное состояние - основная цель системных педагогических воздействий, реализуемых в ходе физического образования, которое в свою очередь, предусматривает целенаправленное использование всей совокупности адекватных контингенту занимающихся ценностей сколь общесоциальной, столь и физической культуры. Тем не менее обращение к культуре физической, рассмотрение основ направленного использования ее ценностей для становления личности и физической культуры личности следует кратко остановиться на понятии «культура», «физическая культура»; определиться в их соотношении. Из многочисленного числа определений (а их около 300) наиболее удачными представляются два: · Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и уже созданных человеком и отражающих уровень развития общества (И.Т. Фролов, 1980); · Культура – система надбиологических программ человеческой деятельности, выступающих основным условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее проявлениях (А.А. Грицанов, 2001, с. 524). Здесь же следует отметить также, что культура есть особая форма бытия, обусловленная деятельностью человека, и которая включает в себя (М.С. Каган, 1996): - приобретенные в ходе жизни двигательные и личностные «сверхприродные» качества и свойства (те, которые не даны человеку от природы и не могут быть приобретены в процессе естественного – без вмешательства, - развития); - многообразие предметов объектов и знаний о них созданных в ходе деятельности и отражающих материальную духовную и художественную культуру; - многообразие «надприродных» способов деятельности человека, с использованием которых человек создает ценности, познает мир и созданные человечеством ценности; - общение как основной способ социокультурного взаимодействия людей. В этой связи М.С. Каган (1996) предлагает (и трудно в этом не согласиться) три сферы культуры и ее проявления: - материальную (материальные ценности), отражающую «окультуренное» человеческое тело, технические объекты и предметы, общую социальную организацию; - духовную (духовные ценности) свидетельствующие о качественно – количественных показателях познания (природы, общества, человека); - художественную (художественные ценности), отражающую взаимосвязь и взаимообусловленность материальных и духовных ценностей; их «духовно – материальную слитность» и проявляющихся в произведениях искусства (художественных образах). Таким образом представляется значимым уточнить, что при любых определениях, понятие «культура» отражает главным образом следующие сущностные положения: культура – обобщенный опыт человечества; это все ценности (материальные, духовные, художественные), созданные человечеством и окружающие его; это все, что «надприродно» (формы бытия, деятельности, человеческие качества). Следовательно культура существует и проявляется в трех формах (взаимосвязанных и взаимообразованных) своего существования: · условия жизни (материальные, духовные); · культура деятельности (технологии ее реализации); · культура личности (вся совокупность способностей и потребностей, значимых для человека и сопряженных с жизнедеятельностью) (Л.И. Лубышева, 2001). Именно в таком контексте следует понимать и сущность физической культуры как специфической формы бытия человека, социального явления; как специфического вида общей культуры социума. Из многочисленных определений «физическая культура» (а их тоже немало: Л.П. Матвеев, 1983, В.М. Выдрин, 1980, Б.А. Ашмерин, 1990, Ю.Ф. Курамшин, 2003, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002, Т.Ю. Круцевич, 2003, А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов, 1997, Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, 1997 и многие другие) следует выделить то основное, что позволяет ее (физическую культуру) отождествлять со всеми проявлениями культуры социума и воспринимать как вид (часть) социальной (общей) культуры; рассматривать как специфический процесс по освоению столь же специфических ценностей культуры. Таким образом физическая культура есть: - совокупность материальных, духовных и художественных ценностей; - «надбиологический» способ (т.е. деятельность) становления человека; формирования в нем «надбиологических» свойств, качеств и функций (способностей); - «надбиологический» способ (на основе включенности в него) развития и формирования потребностей (сколь биологических, столь и «надбиологических – социальных). Все эти рассуждения должны убедить в главном – физическая культура – это тоже все «надприродное»; это, пожалуй, единственный способ «окультурить» тело и в процессе «окультуривания» тела «окультурить» душу и дух человека. И последнее в настоящее время представляется более значимым, чем «прямая работа с телом» (И.М. Быховская, 1992; В.А. Пономарчук, 1994). Следовательно, феномен физической культуры чрезвычайно многогранен в воздействии на телесно-душевно-духовную сферу личности. Она (т.е. физическая культура) – это не только (а пожалуй и не столько), что «произвел» человек и человечество в процессе становления, сколько то, что в лучшей мере воспроизводит его самого; обеспечивает единство в преобразовании биосоциальных «начал» личности (в силу присущего физической культуре дуализма). На основе изложенного можно представить следующие определение: физическая культура – вид общесоциальной культуры социума; специфическая, творчески – преобразовательная деятельность по развитию системы двигательных и личностных потребностей и способностей, обеспечивающих качество социализации личности. В этой связи следует представить и определения (по сути – равнозначимые) физической культуры личности, которая есть: – специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее осознанную потребность (мотивацию) в присвоении и распространении ценностей физической культуры; включенность в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию ценностей физической культуры для удовлетворения социальных и личностных потребностей, развития системы способностей (в социальном, физическом и психическом аспектах). – специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентаций, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность социализации, общесоциальной и физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом можно полагать, что именно за счет направленного использования ценностей физической культуры наилучшим образом достигается двоякий социально и личностно значимый эффект: · становление личности (как отражения совокупности ценностей, освоенных человеком); · становление физической культуры личности (как отражения совокупности ценностей физической культуры, освоенных человеком). Тем не менее следует признать, что основное предназначение физической культуры и ее ценностей (впрочем реализуемых в специфической – физкультурно – спортивной деятельности) заключается в «воспроизводстве» специфического состояния – физической культуры личности, формирование которой наиболее успешно в процессе физического образования. Именно этот процесс, обеспечивающий триединство воспитательных, развивающих и обучающих воздействий ценностным содержанием физической культуры, наиболее эффективен в социализации человека (как цели формирования физической культуры личности).
Рис.1. Обобщенная схема формирования физической культуры личности.
Однако, эффективность процесса физического образования в становлении физической культуры личности обусловлена, как минимум двумя факторами: - разработанностью самой структуры физической культуры личности, позволяющей выявить составляющие ее компоненты и их сущностные характеристики, что позволит наилучшим образом подобрать содержание физического образования, физкультурно-спортивной деятельности; определить совокупность ценностей физической культуры, наиболее «подходящих» для конкретных педагогических воздействий в отношении конкретного двигательного или личностного состояния, процесса; - разработанностью самого содержания физкультурно-спортивной деятельности, отражающего рациональный подбор ценностей физической культуры для удовлетворения системы потребностей и развития способностей (сколь сущностных характеристик личности (речь идет о базовой культуре личности), столь и физической культуре личности). Целенаправленность и эффективность педагогических воздействий ценностями физической культуры в отношении формирования физической культуры личности обусловлена разработанностью структуры последней; в настоящее время структура физической культуры личности может быть представлена следующим образом (рис.2). Следует полагать, что основными факторами определения именно такой структуры физической культуры личности являются: 1. Теория социализации (имеет прямое отношение к образованию); определяющая становление и эффективное проявление физической, психической и социальной (нравственной) адаптации в отношении телесно-душевно-духовных начал личности (физическая и психическая (интеллектуальная) составляющие физической культуры личности). 2. Базовые положения концепции ценностных ориентаций личности (ЦОЛ), отражающей: в социологии – диспозицию личности; в философии – ценностное сознание и отношения личности; в педагогике и психологии – содержание направленности, мотивов и потребностей личности (аксиологический компонент физической культуры личности). 3. Сущностные положения категории «здоровье» (психического, физического и нравственного компонентов), в становлении которого до 50% отводится здоровому стилю жизни, реализуемого за счет ценностей физической культуры, и которое (по нашему мнению) не только часть культуры личности, но и главным образом – объект и продукт физической культуры. 4. Взаимосвязь и взаимообусловленность (по принципу детерминизма познания и организации деятельности) проявлений в физкультурно-спортивной деятельности личностных состояний и качеств, явлений и процессов, отражающих базовую и физическую культуру личности. 5. Сущностные положения о потребностно-мотивационной сфере личности и теории деятельности; сформированность первой «задает» деятельность внутренняя и внешняя педагогически оправданная активность в которой – основа преобразования индивида ценностям физической культуры на пути его восхождения к личности (физкультурно-деятельностный компонент физической культуры личности).
Рис.2. Структура физической культуры личности
6. Базовые положения о роли информированности, где знаниевая подготовленность (особенно на междисциплинарной основе) – необходимый инструмент становления основных психических процессов, направленности личности на осмысление, оценку и принятие ценностей культуры вообще и физической культуры в частности (когнитивно-интеллектуальный компонент). Тем не менее, столь уникальное личностное состояние требует более детального рассмотрения его сущностных составляющих и основных признаков сформированности. (табл. 1).
|