![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление аксиологического компонента физической культуры личности
Аксиологический компонент физической культуры личности отражает сформированность ценностных ориентаций личности в сфере физической культуры, а также ценностные ориентации личности в системе социальных ценностей, связанных с физической культуры (Человек, Жизнь, Труд, Красота, Познание, Отечество). Ценностные ориентации, таким образом есть одно из важнейших личностных образований, определяющих мотивацию поведения и отношений человека; удовлетворение его потребностей; формирование направленности личности (Б.Г. Ананьев, 1968). Говоря о построении модели процесса формирования аксиологического компонента физической культуры личности следует изначально отметить, что он имеет (должен иметь) трехэтапный характер. I этап – освоение системы знаний общесоциальных ценностей (Жизнь, Человек, Познание, Красота, Труд, Отечество) и ценностей физической культуры (материальных, духовных, художественных). II этап – конструирование (моделирование, подбор содержания) двигательной деятельности, «включение» учащихся в различные виды (специально смоделированные) двигательной физкультурно-спортивной деятельности. III этап – создание условий для самовоспитания; проектирования и прогнозирования роли присвоенных ценностей в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности. Предложенные этапы процесса формирования ценностных ориентаций личности и их основные направления не расходятся с данными исследований А.В. Кирьяковой (1996), М.Е. Дуранова (2002), А.Г. Здравомыслова (1986), В.А. Сластенина с соавт.(1998, 2001), В.И. Андреева (2000). Таким образом, основными педагогическими условиями формирования аксиологического компонента физической культуры личности являются: 1. Усиление теоретической подготовки занимающихся в сфере общесоциальных и физкультурных ценностей; при этом основными требованиями к теоретической подготовке являются: · системное представление ценностей физической культуры (материальных, художественных, духовных); обозначение их взаимосвязи и взаимообусловленности; роли в становлении сущностных характеристик физической культуры личности; · обозначение взаимосвязи материальных, духовных и художественных ценностей физической культуры со спортивной и повседневной жизнью и деятельностью; · обозначение роли физической культуры в личностном становлении (иллюстрация того, зачем это нужно «мне»), для успешной социализации; эффективности повседневной и физкультурной деятельности; · соблюдение рациональной этапности теоретической подготовки в освоении ценностей физической культуры (этап восприятия материала; этап его осмысления; этап запоминания и понимания; этап применения на практике – К.А. Абульханова с соавт., 1998, Б.А. Ашмарин, 1990); · реализация основ дифференцированного подхода (в соответствии с уже имеющимися потребностями, способностями; уровнем теоретической подготовленности и психического развития); · реализация всех форм организации процесса теоретической подготовки (лекции, беседы, вводные уроки); · вовлечение учащихся в прочтение специальной литературы, отражающей роль ценностей физической культуры в становлении личности; · ознакомление с системой общесоциальных ценностей с обозначением основного содержания и определенного стимула каждой ценности (А.В. Кирьякова, 1996): а) Жизнь (жизнь человека, здоровье, космос, природа); стимул: экология, милосердие. б) Человек (любовь, добро, общение, счастье, достоинство); стимул: гуманизация (человеколюбие). в) Познание (информация, знание, культура, истина, самовыражение); стимул: истина. г) Красота (искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика труда и быта); стимул: гармония. д) Труд (качество существования, источник познания и радости, творчество, самореализация, профессия); стимул: нравственность, бизнес, творчество. е) Отечество (мир, безопасность, свобода, нравственность человека, национальное самосознание, социальная справедливость); стимул: свобода. · обозначение основных результативных характеристик взаимосвязи ценностей физической культуры с общесоциальными ценностями: а) жизнь человека, ее качество; здоровье; б) общение; способ поддержания достоинства; в) знания о человеке; культура специфическая; основовыражение; г) красота тела, творчество; эстетика деятельности; д) качество труда; самореализация; профессия, качество материальной жизни; е) свобода, справедливость. · использование методических приемов, повышающих восприятие и эмоциональность процесса освоения ценностей: образность и реальность примеров и факторов; сюжетность; прикладная направленность; различные формы представления материала (кино, фото и т.п.); создание ситуации успеха; · предложение в «готовом виде» иерархии ценностей общесоциальной и физической культуры, являющейся своего рода «эталоном»; · межнациональный характер сведений теоретической подготовки; обозначение ценностей национальных видов физкультурно-спортивной деятельности; · предложение и призывание к «выстраиванию» личностной иерархии ценностей общесоциальной и физической культуры; · обозначение совокупности целей, реализация которых возможна при освоенности совокупности ценностей общесоциальной и физической культуры; · интегральный характер теоретических сведений о взаимосвязи ценностей общесоциальной и физической культуры; · реализация контроля в процессе теоретической подготовки (знание фактов, ценностей, их взаимосвязь; степень убежденности в необходимости освоения ценностей физической культуры); · использование методических приемов, обеспечивающих проявление интереса в процессе освоения ценностей культуры: иллюстрация значимости ценностей «для себя»; новизна материала; труднодоступность (посильная) в осмыслении; организация активной «поисковой» деятельности в освоении ценностей (взаимосвязь, особенности проявления и т.д., И.А. Зимняя, 2002); · соответствие предлагаемого к освоению теоретического материала умственному (психическому) развитию занимающихся (соответствие характера и содержания теоретической подготовки психофизическим особенностям занимающихся); · вовлечение учащихся в процесс формирования личностно значимых целей в связи с освоенными ценностями общесоциальной и физической культуры (целеполагание). 2. Подбор содержания и конструирование процесса двигательной физкультурно-спортивной деятельности; реализация этого условия предполагает выполнение некоторых педагогических правил к физкультурно-спортивной деятельности; основными являются: · широкое использование игрового и соревновательного методов, что обеспечивает эмоциональную «окрашенность» процесса проявления личностных и двигательных качеств, отражающих общесоциальную и физическую культуру; · обеспечение неукоснительного выполнения учащимися правил и требований к физкультурно-спортивной деятельности; · включение в физкультурно-споривной деятельности элементов национальных видов спорта; · использование разнообразных видов физкультурно-спортивной деятельности и форм их реализации, несущих явно выраженный оздоровительный эффект (плавание, «закаливание» на открытом воздухе; утренняя гимнастика, физическая рекреация и т.п.); · использование видов физкультурно-спортивной деятельности, предполагающих общение; проявление сплоченности, коллективных действий (подвижные и спортивные игры прежде всего); · соблюдение оптимальной (на основе дифференцированного подхода) последовательности в освоении двигательных умений и навыков; воспитании двигательных качеств; · обеспечение «включенности» учащихся в оценивание результатов физкультурно-спортивной деятельности с позиций личностной и социальной значимости; · организация и реализация взаимосвязи школьного педагога и семьи в единстве требований к оценке ценностей общесоциальной и физической культуры; · использование в образовательной практике всех форм организации физкультурно-спортивной деятельности (система урочных и внеклассных форм); · постоянное обозначение личностной и социальной значимости целей физкультурно-спортивной деятельности, реализация которых связана с личностно и социально значимыми ценностями физической культуры; · использование в ходе физкультурно-спортивной деятельности элементов взаимопомощи и взаимообучения, стимулирующие чувственное восприятие ценностей; · обеспечение свободы выбора видов физкультурно-спортивной деятельности, ведущих к освоению личностно значимых ценностей общесоциальной и физической культуры; · предоставление учащимся большей самостоятельности в процессе физического образования; расширение сферы их участия в организации и реализации (различные роли) физкультурно-спортивной деятельности; · обеспечение систематического педагогического контроля результатов физкультурно-спортивной деятельности с обращением именно на усвоенность ценностей общесоциальной и физической культуры; · вовлечение учащихся в процесс подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, что улучшает познавательную деятельность в ходе освоения ценностей; · создание (хотя бы в рамках уроков и процесса физического образования) ситуаций социального признания совокупности ценностей общесоциальной и физической культуры (на основе единства требований к проявлению ценностных ориентаций со стороны педагогов физической культуры и других участков образовательного процесса); · установление оптимальной последовательности в освоении ценностей общесоциальной и физической культуры (в зависимости от контингента занимающихся); · обеспечение полноценной включенности процесса физического образования в общую систему образования в школе (любом образовательном учреждении) на основе признания равноправности физической культуры и процесса физического образования с другими дисциплинами; · включение в физкультурно-спортивную деятельность видов спорта, имеющих явно выраженную направленность на становление эстетики движений (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, танцы, аэробика и т.п.); · обеспечение профессиональной направленности содержания физкультурно-спортивной деятельности (в соответствии с личностными потребностями); · исключение ситуаций пренебрежительного отношения к соперникам и участникам совместной физкультурно-спортивной деятельности; · реализация комплекса мероприятий по социальному (хотя бы на уровне образовательного учреждения) признанию ценностей физической культуры; · включение учащихся в общественно ценную физкультурно-спортивную деятельность с учетом личностных потребностей и способностей; · реализация в ходе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений (гуманизация; сотрудничество); · подбор содержания конкретной физкультурно-спортивной деятельности (вида физической (двигательной) активности) на основах: интереса для занимающихся и новизны; соответствия психофизическому состоянию и потребностям детей (занимающихся); оптимальной труднодоступности; личностной значимости для занимающихся (их целей). Изначально следует отметить, что интегральными показателями сформированности аксиологического компонента физической культуры личности являются: широта ценностных ориентаций; иерархия ценностей; актуализация ценностей (М.Е. Дуранов, 2002, с. 188). Помимо уже представленных основных признаков сформированности аксиологического компонента физической культуры личности (табл.1) следует выделить еще несколько более частных показателей: · знание роли ценностей общесоциальной и физической культуры в личностном становлении (в удовлетворении системы потребностей); · наличие и качество у занимающихся сформирванной структуры (иерархии) ценностей (как ценностей общесоциальных, так и физической культуры); · дифференциация ценностей и жизненных целей с ними сопряженных, их деление на главные и второстепенные; (И.В. Дубровина, 1989); · умение распознавать и выделить общесоциальные ценности и ценности физической культуры, отделить главные (основные) от второстепенных; (И.В. Дубровина, 1989); · проявление устойчивости присвоенных личностных ценностей общесоциальной и физической культуры; (И.В. Дубровина, 1989); · знание «мобилизационных» ценностей физической культуры и их взаимосвязи с общесоциальными ценностями (взаимообусловленность в становлении личности); · активность и увлеченность конкретной физкультурно-спортивной деятельностью и деятельностью, имеющей социально значимый характер (общественной работой как в сфере физической культуры, так и любой другой); · характер и соотношение личностной иерархии ценностей с культурно-историческими стандартами (П.С. Гуревич, 1995); · качество актуализации ценностей в связи с человеческим измерением (соотношение ценность – человек; направленности ценности на человека) (П.С. Гуревич, 1995); · качество «принятия» ценностей общесоциальной и физической культуры как обозначающих личностные и социальные направления жизни и деятельности (П.С. Гуревич, 1995); · состояние взаимосвязи усвоенных ценностей с категориями «достойного» поведения и «достойного» стиля жизни (П.С. Гуревич, 1995); · отношение к труду (включенность в труд как в сфере физической культуры, так и в социально значимый; проявление при этом комплекса личностных качеств «человека труда») (М.Е. Дуранов, Ю.М. Чернецкий, 1999); · отношение к физической культуре (возвышение духовных потребностей и потребностей в сфере физической культуры; направленность на физическое самосовершенствование); при этом важно отношение человека к материальным ценностям физической культуры (инвентарь оборудование и т.п.) (М.Е. Дуранов, Ю.М. Чернецкий, 1999); · отношение к социуму (включенность в систему социальных отношений: (конкретнее социальное дело; соблюдение правил природопользования; включенность в социальную группу и качество участия в ней; состояние личностных качеств солидарности, патриотизма, чувство долга и т.п.) (М.Е. Дуранов, Ю.М. Чернецкий, 1999); · отношение к людям (характер и качество общения, гуманизм, толерантность, честность, общительность) (М.Е. Дуранов, Ю.М. Чернецкий, 1999).
|