Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценности физической культуры
Одним из решающих условий формирования физической культуры личности в ходе физического образования является подбор и оптимальное соотношение ценностей физической культуры, используемых в процессе физкультурно – спортивной деятельности, что предусматривает (изначально) их системное представление и рассмотрение. На современном этапе познания и организации деятельности в сфере физической культуры система ее ценностей может быть представлена материальным, художественным и духовным компонентами, отражающими соответственно материальные, художественные и духовные ценности физической культуры; их потенциал в становлении физической и сущностных характеристик базовой культуры личности (рис. 3). Основным фактором, позволяющим считать тело человека материальной ценностью физической культуры является то, что именно тело и его «окультуривание» (прежде всего становление телосложения, принятого в социуме; воспитание двигательных способностей, необходимых и самодостаточных для социальной практики) есть объект, предмет и один из основных результатов, отражающих освоенность ценностей физической культуры. Кроме того само тело, отражающее его принадлежность роду человеческому (Homo Sapiens) есть уже проявление культуры (тело как отражение общесоциальной культуры) и культуры именно физической (как материальной основы для целенаправленных воздействий для становления «духа» через «окультуривание» тела. Говоря об инвентаре и оборудовании как ценности физической культуры следует отметить прежде всего все их многообразие: от простейших (к примеру мяч) до сложнейших тренажеров полифункционального воздействия, сопровождающих фикультурно-спортивную деятельность человека на всех этапах онтогенеза.
Следует полагать также, что ценностный потенциал инвентаря и оборудования заключается, главным образом в возможности их тренирующего воздействия преимущественно на двигательную сферу личности. Предполагается также, что с использованием специального инвентаря и оборудования достигается высокая эмоциональность, привлекательность физкультурно-спортивной деятельности; удовлетворение на этой основе потребностей и становление мотивов сколь биологических (поддержание и улучшение процессов жизнеобеспечения), столь и социальных (модернизация условий личностной жизни и деятельности). Спортивные сооружения составляют неотъемлемый атрибут освоения физической культуры и представлены в диапазоне от различных плоскостных сооружений (различной степени сложности и насыщенности оборудования) до современных спортивных многофункциональных комплексов (включающих совокупность комплексных спортивных сооружений: комплексы в комплексе). Вполне очевидно, что спортивные сооружения являются своеобразным «очагом», ядром, обуславливающим «притяжение» к нему человека и вокруг которого происходит сосредоточение процессов восполнения сколь материальных, столь и духовных ценностей как общесоциальной, так и физической культуры; наиболее эффективное становление культуры личности (сколь базовой, столь и физической). Следует отметить также, что ценности физической культуры, отражающие материально-техническую оснащенность физкультурно-спортивной деятельности (инвентарь, оборудование, спортсооружения) удовлетворяют, главным образом, потребность человека в комфортном освоении духовных ценностей физической культуры, эмоциональном, насыщении, общении, досуговой деятельности. Информационные ценности физической культуры представлены прежде всего всем тем, что называют «средства массовой информации» (печать, кино, видео и т.п.). Основное предназначение информационных ценностей – восполнение (а скорее приобретение) системы знаний, относящихся к проявлениям физической культуры социума и физической культуры личности. В первом случае это вся информация в отношении строительства сооружений физкультурного профиля; спортивных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (при возможно более широкой географической представленности). Во втором – информация связанная преимущественно с результативной стороной различного рода соревнований и состязаний, отражающих достигнутый уровень личностной физической культуры. Следует полагать, что основной признак информационных ценностей – документализм сведений, отражающих реальные события в сфере физической культуры, спорта и туризма; основные результаты, связанные с освоением физической культуры. В числе значимых информационных ценностей находится информация о роли ценностей физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, что решает задачу пропаганды здорового стиля жизни, вовлечение в процесс освоения физической культуры. Таким образом, информационные ценности физической культуры удовлетворяют потребность личности в утолении «информационного голода», эмоциональном насыщении; формируют духовные мотивы (направленность на самообразование; преобразование физической культуры). В воспроизводстве физической культуры весьма значимы ценности материального обеспечения научных исследований (всевозможный специальный инвентарь и оборудование) позволяющие, прежде всего, осуществлять диагностику различных двигательных и личностных потребностей и способностей; обработку (сколь оперативную, столь и отсроченную) результатов деятельности различных систем и функций человека (особенно в практике спортивной подготовки). Именно за счет использования специального оборудования достигается объективизация управления процессом формирования потребностных состояний человека. Перечень специального оборудования инвентаря весьма широк: от простейших приборов регистрации (секундомер для регистрации и оценки скоростных способностей) до сложнейших исследовательских комплексов, позволяющих одновременно регистрировать и оценивать отдельно и в комплексе качество различных систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и т.д.) в искусственно созданных условиях (максимально приближенных к естественным). Особую группу материальных ценностей физической культуры составляют естественные (средовые) силы природы (бароявления, солнечная радиация, физико-химический состав воздуха и воды), которые имеют сколь самоценностное значение в сохранении и укреплении физического здоровья (прежде всего сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем) столь и усиливающим эффект использования духовных ценностей (в частности педагогических). С известной долей условности к этой группе ценностей можно отнести и некоторые гигиенические факторы – ценности (к примеру гигиена мест занятий, досуга, профессиональной деятельности и т.п.), использование которых – залог и предпосылка сохранения работоспособности; профилактики заболеваний. Освоение средовых и гигиенических ценностей обеспечивает (в самом общем смысле) становление культуры жизни и деятельности человека (в быту, производстве); сущностных характеристик здоровья (физический компонент); привлекательность и эмоциональность процесса освоения физической культуры во взаимосвязи с природой. Заканчивая представление материальных ценностей физической культуры следует отметить однако, что они есть и отражение и «опредмечивание» ценностей духовных, так как появление любой материальной ценности есть изначально «работа» интеллекта, духа человеческого и проявление культуры (духовной) социума. Основное же предназначение материальных ценностей – более целенаправленное использование во благо человека ценностей духовных; обеспечение (за счет специального оборудования, инвентаря, спортивных сооружений) дальнейшего прогресса в развитии физической культуры и ее ценностного духовного потенциала; становление потребностно-мотивационной сферы личности в физкультурном самосовершенствовании (в процессе освоения информационных ценностей). Отдельного рассмотрения требуют художественные ценности физической культуры как отражения и «слитности» (М.С. Каган, 1996) материальных и духовных ценностей. Следует полагать, что, во-первых эта группа ценностей имеет место быть и, во-вторых, отражает художественное выражение совокупности иных ценностей физической культуры. Сам факт существования различных скульптур, статуй, фотоснимков и т.п., иллюстрирующих красоту человеческого тела, подтверждает их материальность и отражение культуры физической. При этом различные художественные произведения (кино, к примеру), отражающие образ спортсменов и их взаимоотношения, несут (помимо «красоты тела») и явно выраженный духовный потенциал («красоты духа», проявляющийся в нравственности, гражданственности, эстетике, этике взаимоотношений и т.п.). Таким образом группу художественных ценностей составляют все художественные произведения, отражающие (так или иначе) проявления сколь материальных и духовных ценностей социума, сопряженных с культурой физической, столь и ценностей самой физической культуры. С освоением художественных ценностей достигается удовлетворение потребности человека в эстетическом наслаждении; эффективное формирование нравственной, эстетической гражданской культуры личности. Однако, наибольший эффект в становлении личности и ее физической культуры привносят духовные ценности. Двигательные ценности представлены модельными характеристиками двигательной подготовленности, отражающей в свою очередь, качественно-количественные показатели физической (состояние двигательных (физических) способностей) и технической подготовленности (качество сформированности жизнеобеспечивающих и физкультурных двигательных умений и навыков). Таким образом двигательные ценности «ответственны» за становление моторной (двигательной) сферы личности; подготовку к различным видам моторной деятельности (бытовой, производственной, досуговой) и служат для удовлетворения потребностей человека в их рационализации, экономизации; общей и частной эффективности. Вполне естественно, что двигательная подготовленности необходимо должна иметь самодостаточный (удовлетворяющий личность) уровень и отражать готовность человека к наиболее рациональному выполнению двигательных (моторных) актов (деятельности в целом). Следует отметить также, что стремление к «модельным» параметрам двигательной подготовленности не всегда оправдано (показатели абсолютной силы, к примеру или идеальный образ техники выполнения двигательных действий). Важно эти параметры знать, по-возможности достигать их, но при этом, обязательно иметь самодостаточное состояние двигательной подготовленности, удовлетворяющее личность; легко (с «избытком») обеспечивающее разнообразную (отражающую особенности стиля жизни) двигательную деятельность; не препятствующее социализации. Интеллектуальные ценности физической культуры представлены совокупностью научных и прикладных знаний в сфере физической культуры. К ним в самом смысле можно и следует отнести знания о принципах построения процесса освоения физической культуры; методах и средствах обеспечивающих наиболее эффективное становление (преобразование) биосоциальной природы личности (сколь в двигательном, столь и в личностном отношении); формах организации физкультурно-спортивной деятельности, способствующих сколь избирательному, столь и комплексному совершенствованию личности. Значимым представляется отметить, что интеллектуальные ценности физической культуры необходимо должны быть сопряжены со знаниями из различных сфер (отраслей) познания и деятельности человека. Так, интеллектуальный потенциал ценностей физической культуры отражает знания физиологии, анатомии, педагогики, социологии, психологии, гигиены, биомеханики, медицины и т.д., то есть тех знаний, накопленных человечеством, которые позволяют наиболее эффективно «употреблять» ценности физической культуры; полностью (масштабно и глубоко) использовать ее потенциал в становлении личности (совокупной структуры). Педагогические ценности физической культуры достаточно тесно связаны с интеллектуальными и являются их своеобразным «продолжением». Таким образом педагогические ценности отражают выработанные на основе научных исследований, эмпирических данных, практического опыта наиболее эффективные способы трансляции ценностей физической культуры «в личность». Так в частности, к педагогическим ценностям следует отнести многочисленные технологии и методики организации и реализации физического образования и спортивной подготовки; оздоровления людей и организации их рекреационной деятельности; физической (отчасти и психической и социальной) реабилитации и адаптивной физической культуры и т.п. Кроме того проявлением педагогических ценностей являются разработанные частные методические приемы педагогического воздействия на становление различных частных двигательных и личностных состояний (к примеру, воспитание гибкости, силы, выносливости; становление техники выполнения стойки на кистях; формирование ценностных ориентаций и мотивов и т.п.). Таким образом (в самом общем смысле) педагогические ценности отражают методологические основания физической культуры (всех уровней, тем не менее в большей мере частнонаучный и технологический). Существенно значение для практики направленного использования физической культуры имеют ее мобилизационные ценности, эффект от освоения которых необходимо рассматривать в двух главных (на наш взгляд) аспектах: 1. Состояние развития (воспитанности, обученности, сформированности) совокупности двигательных и личностных способностей отражающих готовность к практике общесоциальной и конкретной (преимущественно профессиональной) жизни и деятельности. В таком контексте речь идет о становлении в ходе физкультурно-спортивной деятельности тех личностных и двигательных качеств, свойств и функций личности, которые необходимы ей для успешной социализации (конкретнее – в общении, труде и т.п.) Так, в ходе освоения мобилизационных ценностей формируются сущностные характеристики и качества нравственной, эстетической, гражданской и т.п. культуры личности; совокупность потребностных личности двигательных качеств, которые значимы для практики жизнедеятельности конкретного человека (группы людей) и которые несомненно пригодятся ему в жизни. 2. Сформированность двигательных и личностных способностей, отражающих «избыточный» уровень готовности противостоять неблагоприятным факторам жизни и деятельности (начиная с неблагополучной экологии и заканчивая факторами психического стресса). В этом случае и с освоением мобилизационных ценностей формируются характерные признаки здорового стиля жизни; настойчивости и терпеливости; умения противостоять неудачам и «срывам»; готовность к действиям в экстремальных ситуациях с сохранением психоэмоциональной устойчивости и т.п. Таким образом с освоением мобилизационных ценностей (в нашей интерпретации их следовало бы назвать «мобильные ценности переноса») достигается эффективный «перенос» двигательных и личностных потребностей и способностей, сформированных в физкультурно-спортивной деятельности на реальную практику жизни и деятельности, обеспечивая тем самым удовлетворение потребности социума и личности в подготовленности человека к реалиям жизни и его успешной социализации. Интенционные ценности физической культуры отражают главным образом фундаментальное отношение социума к физической культуре; уровень общественного сознания в отношении физической культуры и спорта. При этом интенционные ценности проявляются изначально в государственной политике к физической культуре: финансирование, строительство, наука, специальное образование и т.п. Что же касается проявления интенционных ценностей физической культуры на уровне общественного сознания, то ими являются престижность ЗОЖ, популярность спорта, отношение к национальным и интернациональным видам спорта, отношение к факторам «риска» и т.п. Таким образом, реализацию интенционных ценностей следует осуществить в ходе известной интенциональности физического образования, означающего его направленность главным образом на становление потребностно-мотивационной сферы каждой личности на физическую культуру; системы ее ценностных ориентаций; собственное физкультурное совершенствование и самосовершенствование. Следовательно к интенционным ценностям физической культуры следует отнести характер мотивации (биологические, социологические, духовные); иерархия общесоциальных ценностей и место в ней физической культуры; направленность социума и личности на занятия физическими упражнениями и спортом. Критериальными показателями освоенности этой группы ценностей являются: отношение человека и общества к физической культуре, потребности и мотивы в физкультурном становлении (отдельного человека и социальной группы), включенность в процессе освоения физической культуры. В заключении раздела отметим также, что основаниями системной методологии (обще – и частнонаучный уровень) формирования физической культуры личности являются: · системный подход – предусматривает системный (упорядоченный) характер физкультурно-спортивной деятельности; введение новых прогрессивных элементов системы, (возможно за счет исключения изживших себя) с целью получения нового «качества» сколь системы, столь и системных педагогических воздействий; · деятельностный подход – предполагает вовлечение занимающихся в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности, в свою очередь и в том числе отражающих социальную жизнедеятельность; социальную практику; · культурологический подход – предполагает вовлечение занимающихся в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности, содержание которых связано с иными видами культуры и творческой деятельности; реализацию образования через культуру; подбор содержания, которое служит человеку и помогает ему в культурном самоопределении и освоении культурных ценностей; · антропологический подход – предусматривает прежде всего междисциплинарный характер содержания физкультурно-спортивной деятельности; · личностно-ориентированный – отражает главным образом подбор и реализацию содержания физического образования и физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с личностными потребностями и способностями в направлении становления личности и ее физической культуры; · аксиологический подход – предопределяет изучение (познание) и построение процесса физического образования исходя из значимости общесоциальных ценностей и ценностей физической культуры для становления физической культуры личности.
|