![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когнитивно-интеллектуальный компонент физической культуры личности и его становление
В целом и обобщенном виде сформированность когнитивно - интеллектуального компонента физической культуры личности проявляются в состоянии теоретической подготовленности (качественно-количественные характеристики) и качестве проявления психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых, В.М. Мельников, В.В. Медведев, 1987), отраженных, впрочем, в различных психических состояниях. При этом, основными педагогическими условиями формирования когнитивно-интеллектуального компонента физической культуры личности (на основе анализа, обобщения и систематизации данных: Е.П. Ильин, 1987; 2000; В.В. Медведев, В.М. Мельников, 1987; Б.А. Ашмарин, 1990; И.А. Зимняя, 2002; А.Г. Маклаков, 2000; К.А. Абульханова с соавт., 1998; В.А. Сластенин с соавт., 1998; Л.П. Матвеев, 1991; А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, 1967; А.Д. Новиков соавт., 1959 и др.) являются: 1. Оптимизация процесса теоретической подготовки, что предусматривает: · обеспечение междисциплинарного характера содержания теоретической подготовки (во взаимосвязи с анатомией, физиологией, психологией, физикой, теорией и методикой физической культуры, биомеханикой и т.п.);
· соответствие содержания теоретической подготовки реальным потребностям учащихся в соответствии со спецификой индивидуальной и коллективной физкультурно-спортивной деятельности и повседневной жизнью и деятельностью;
· реализация контроля теоретической подготовленности занимающихся (разнообразные формы), стимулирующего проявление и развитие основных психических процессов, отражающих интеллектуальный потенциал занимающихся (память, мышление, воля). 2. Направленность физкультурно-спортивной деятельности на формирование основ интеллектуальной культуры, что предполагает: · создание в ходе физкультурно-спортивной деятельности ситуаций (прежде всего в процессе самостоятельной работы), требующих нахождение и апробацию личностно значимых знаний на практике, что в целом стимулирует проявление интеллектуальных (мыслительных) и мистических действий целостной физкультурно-спортивной деятельности (К.К. Платонов, 1997); · постановка специальных задач физического образования и физкультурно-спортивной деятельности, предусматривающих педагогические наблюдения, привлечение учащихся к анализу и самоанализу физкультурно-спортивной деятельности и ее результатов, контроль и оценку физкультурно-спортивной деятельности как своей, так и других занимающихся, что позитивно сказывается на проявление восприятия, мышления, воображения; · внедрение в учебный процесс элементов взаимообучения, (подбор содержания упражнений, объяснения, страховка и помощь, подбор методических приемов и методов и т.п.) обеспечивающего становление (с обеих сторон) самостоятельности и активности, памяти и внимания, мышления и воли; культуры взаимоотношений; · использование всего многообразия средств зрительной (показ, рисунки, кино, видео, плакаты), звуковой (подсчет, хлопок, свисток, команда) и «двигательной» (проводка, помощь направления) наглядности, обеспечивающих становление полноценных ощущений (зрительных и кинестетических прежде всего), восприятий (пространства, времени, движений) и осмысления техники двигательных действий; · широкое (по возможности) использование игрового и соревновательного методов для стимуляции проявления волевых качеств, тактического и оперативного мышления; · реализация педагогического и медико-биологического контроля результатов физкультурно-спортивной деятельности (теория и практика), отражающего динамику показателей и характеристик сформированности физической культуры личности и стимулирующих познавательную активность в оценке и нахождении путей физкультурного совершенствования и самосовершенствования; · привлечение учащихся к составлению (самостоятельному и под руководством) программ практических занятий (комплексов упражнений подготовительной части различной направленности, методов и методик технической подготовки, подбор упражнений физической подготовки и т.п.), обеспечивающего осознанную включенность занимающихся в процессе физического образования; · призвание учащихся к полному и обязательному выполнению личностно и социально значимых задач занятия при условии преодолимого, но труднодоступного его содержания с нахождением путей творческого решения задач, что приводит к становлению воображения, комплекса волевых качеств; · подбор содержания и организация физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с личностными потребностями и способностями (дифференцированный подход), отражающих постепенность и постоянство в усложнении двигательной деятельности; использование «ситуаций успеха» (на основе доступности и оптимальной последовательности в освоении упражнений, поощрения); оптимизация психоэмоционального фона занятий (на основе внешних факторов, гуманизации и либерализации процесса физического образования и содержания физкультурно-спортивной деятельности, субъект – субъектных отношений) и в совокупности, обеспечивающих качество протекания (проявления) и развития всех психических процессов; · обеспечение новизны и привлекательности физкультурно-спортивной деятельности, отражающейся в содержании физических упражнений; «контрастности» методических приемов обучения, воспитания и развития; смене местоположения инвентаря и оборудования; повышении (понижении) интонации речи ее красочности, эмоциональности и т.п., что приводит к проявлению внимания, восприятий, мышлению; · использование упражнений и заданий, требующих преодоление чувства страха, усталости (с элементами риска и опасности), приводящих в совокупности к становлению волевых качеств, характеризующих целеустремленность (терпеливость, упорство, настойчивость), нравственность (мужество, самоотверженность), самообладание (выдержка, решительность, смелость); · оптимизация психофизической нагрузки (ее объем и интенсивность), что приводит к оптимальному проявлению психических процессов (внимания, памяти, мышления) и создает чувство удовлетворения. Тем не менее, желание (автор полагает что и необходимость) придания процессу физического образования более целенаправленно и практико-ориентированного характера в формировании когнитивно-интеллектуального компонента физической культуры личности обуславливает возможность представления комплекса методических приемов и способов, направленных на становление каждого наиболее значимых психических процессов. В качестве методических приемов развития внимания можно рекомендовать следующее: · приучение занимающихся к идеомоторным действиям, требующим проявления внутреннего внимания (С.Л. Рубинштейн), памяти и сосредоточенности; мыслительных действиях по технически правильному исполнению двигательных действий; · широкое использование игрового и соревновательного методов освоения физической культуры, обеспечивающих проявление (а следовательно и развитие) практики всех свойств внимания (концентрации, устойчивости, подвижности, переключения, распределения); · поручение учащимся различных ролей в организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности, обуславливающих проявление долга и обязанностей и требующих активизации произвольного внимания; · учет индивидуальных интересов занимающихся в подборе содержания физкультурно-спортивной деятельности, что само по себе обеспечит проявление внимания; · усложнение внешних условий (непривычные и неблагоприятные) реализации двигательной деятельности, требующих проявления различных свойств внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, подвижность, распределение) и воли. В отношении становления памяти в ходе специально-смоделированной физкультурно-спортивной деятельности можно рекомендовать следующие методические приемы: · моделирование в процессе физического образования ситуаций близких к соревновательным, требующих максимально возможного проявления технико-тактической подготовленности и «извлечения» из памяти сведений, связанных с ее эффективной реализацией; · соблюдение оптимального объема (7 объектов, предлагаемых для запоминания за однократное воздействие, Е.П. Ильин), места изучаемого материала (лучше – в начале и конце занятий) в структуре учебно-тренировочного занятия (урока), а также количества повторений и его «дробность» (сложный и объемный материал – по частям); · использование приемов логического заучивания предлагаемого материала: выявление смысла изучаемого; определение частей и целого (на основе анализа и синтеза); определение причин и следствия; · использование активного вида повторения материала (сколь теоретического, столь и двигательного характера), что предполагает повторение и изучение нового «по памяти» от предыдущей демонстрации и описания упражнения (материала); · оптимальное (по необходимости) сочетание и подкрепление зрительных представлений о движении (от показа, демонстрации) двигательными представлениями (непосредственное выполнение, «проводка») при включении в процессе запоминания всех основных видов памяти (зрительную, двигательную, словесно-логическую). Что же касается мышления, то для его эффективного проявления и развития методическими приемами могут быть следующие: · обеспечение понятности задачи физкультурно-спортивной деятельности (ближней – изучение техники конкретного двигательного действия, например, и перспективной – к примеру попасть в состав сборной команды школы) на фоне соотношения с потребностями и мотивами обучающихся (Л.А. Карпенко, 1985), что развивает словесно-логическое мышление, становление понятий; · приобщение учащихся (занимающихся) к самостоятельному поиску способов решения двигательных задач (методических приемов освоения техники двигательных действий; способов самостраховки; тактических приемов; рациональной подготовки инвентаря и оборудования и т.п.); · избегание ситуаций облегчения физкультурно-спортивной деятельности (теоретического и практического характера), неоправданно медленного темпа освоения ее содержания, монотонии, что соответствует реализации принципа «опережающего обучения» и более эффективному становлению всех форм мышления и в целом умственному развитию (Л.В. Занков, 1975); · привлечение учащихся к объяснению техники двигательных действий, с указаниями факторов (причин), почему надо действовать именно так, а не иначе (становление способности к анализу и синтезу, сравненно и обобщенно); · побуждение учащихся к рефлексии (осознание учащимися себя, своих действий, личностных состояний) через контроль (в форме беседы, разбора, опроса) и самоконтроля за результатами физкультурно-спортивной деятельности (собственной и других занимающихся). Таким образом, на основании изложенного можно обозначить основные признаки сформированности когнитивно-интеллектуального компонента физической культуры личности: · объем знаний в сфере физической культуры, отражающийся главным образом в усвоенности знаний из различных сфер познания и деятельности, сопряженных с физической культурой; главное при этом – роль ценностей физической культуры в становлении личности и знания как их использовать в личностном совершенствовании (сколь в общем смысле, столь и в физкультурно-спортивном); · научность знаний, отражающих усвоенность системы современных и передовых подходов к направленному использованию ценностей физической культуры в личностном становлении; знаний, прошедших практическую апробацию и принятых в социуме; · глубина знаний, оцениваемая по знанию механизмов и глубинных процессов, происходящих в человеке, личности под воздействием ценностей физической культуры (причинно-следственных связей, явлений и процессов); · прочность знаний, отражающая способность к быстрому и точному воспроизведению и использованию знаний в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности; · осознанность знаний, иллюстрирующая их признанность ценностью «для себя»; способность к их использованию в соответствии с конкретными целями образования (общего и физкультурного); · частота и качество проявления физкультурных знаний в практике организации и реализации физкультурно-спортивной и повседневной жизни и деятельности (как самостоятельной, так и организованной); · способность транслировать знания в социум (реализация элементов обучения в практике физкультурно-спортивной деятельности); · сформированность (на самодостаточном уровне, не препятствующем успешному освоению техники упражнений) основных свойств восприятия, значимых для освоения физической культуры (быстрота: время распознания объекта (движения, позы, которые знакомы ученикам); объем: количество объектов (движений, элементов, поз) узнаваемых учениками; точность: определение направления движений, его амплитуды, быстроты, мышечного напряжения); · сенсибилизация (повышенная чувствительность) проприоцептивных ощущений: равновесия (определение положения тела и его перемещение); движения (определение тонуса мышц, степень их сокращения, натяжение сухожилий, связок, положение суставов); · оптимальное (обеспечивающее успешность спортивной деятельности) состояние: экстероцептивных ощущений (тактильных – чувствительность от прикосновения (снаряд, соперник); зрительных – восприятие скорости движения, различных объемных размеров; · состояние системы двигательных представлений (о движении всего тела; части тела, речевые двигательные проявления), имеющие существенное значение при конструировании новых форм движений; их воспроизведении в сознании самостоятельно (аутогенная тренировка) и по «слову»; · оптимальное состояние двигательной (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений), эмоционально-образной (на чувства и представления) и словесно-логической (запоминание слов, мыслей) памяти; · сформированность оперативного (решение задачи в условиях дефицита времени) и тактического мышления (решение конкретной задачи на основе имеющегося опыта); · сформированность волевых качеств: самообладания (смелость, решительность, выдержка); нравственности (индивидуальность, принципиальность, самоотверженность, мужество); целеустремленности (терпеливость, упорство, настойчивость); · частота и качество проявления эмоциональных переживаний и состояний в ходе физкультурно-спортивной деятельности: собственно эмоций: радость (удовлетворенная потребность); чувств: нравственных (долг, гуманность, доброжелательность) и эстетических; страсти (сосредоточение сил личности на единой цели в какой-либо деятельности); интеллектуальных (удивление, сомнение, любознательность, уверенность); настроение (доброе, радостное, спокойное); · оптимальная сформированность свойств внимания: концентрации (степень сосредоточенности); устойчивости (за счет воли возможно долго поддерживать внимание); подвижности (изменение интенсивности (увеличить, уменьшить) внимания); переключения (преднамеренное его переключение с одного объекта на другой – гибкость внимания); распределения (одновременно под контролем сознания выполнить несколько операций). Более частными проявлениями сформированности когнитивно-интеллектуального компоста физической культуры личности являются (И.А. Зимняя, 2002, В.В. Медведев, 1987): · самостоятельность мышления, отражающаяся в способности видеть новое, поставить новый вопрос (нестандартный, но в «поле» познания и деятельности); умении найти способ решения задачи и характеризующие творческую характеристики личность; · быстрота и прочность усвоения изучаемого материала, характеризующие соответственно скорость нахождения решения (в частности, при решении двигательных задач) и качество его реализации (на основе имеющегося опыта); · критичность ума, отражающаяся способность выделить главное (отличить существенное от второстепенного), правильно оценить свои действия и деятельность других, отказаться от ошибочного собственного мнения и согласиться с правильным мнением другого; · сформированность рефлексии, отражающей способность к осознанию (и осознанность) самого себя, своих действий, своего «Я» в физкультурно-спортивной деятельности (на основе соотношения показателей внешней оценки и самооценки).
|