Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование двигательного компонента физической культуры личности
Состояние сформированности двигательного компонента физической культуры личности отражается в качественно-количественных показателях физического развития, физической и технической (состояние сформированности двигательных умений и навыков) подготовленности, основных свойств нервной системы, физической адаптации («закаленности» как механизма противостояния неблагоприятным факторам). В этой связи следует отметить также, что определение именно этих составляющих двигательного компонента обусловлено, главным образом обращением к категории «деятельность», которая есть специфическая внешняя (двигательная) и внутренняя (психофизиологическая) активность человека в отношении какой-либо цели (в нашем случае – освоение физической культуры) и их существенным «вкладом» в обеспечении качества именно внешней (двигательной) активности. Основными педагогическими условиями формирования двигательного компонента физической культуры личности являются: 1. Составление и подбор комплексов физических упражнений, отражающих: l сензитивные периоды становления двигательных качеств (т.е. периодов онтогенеза, обусловленных природой как наиболее чувствительных к воздействиям); · комплексность воздействия на воспитание двигательных (физических) качеств (способностей) (в соответствии с сензитивными периодами); · индивидуальную коррекционную направленность в воспитании «отстающих» двигательных качеств; избыточном воспитании генетически обусловленных; · направленность на укрепление мышечного корсета, обеспечивающего сохранение и укрепление навыков правильной осанки; · направленность на воспитание пространственно-временных и динамических характеристик двигательных действий (как основы для освоения различных форм движений различной сложности); · соответственную этапность в освоении физкультурно-спортивных и жизненно важных двигательных умений и навыков (методические приемы ознакомления, закрепления и совершенствования двигательных действий). 2. Использование в практике физического образования естественных и средовых факторов, что предусматривает: · проведение занятий на открытом воздухе (включая зимние виды физкультурно-спортивной деятельности); · соблюдение санитарно-гигиенических факторов физкультурно-спортивной деятельности, сопутствующих и способствующих усилению эффекта от физических упражнений; · реализацию медико-биологического контроля в отношении физического развития и состояния здоровья; · использование плавания как наиболее эффективного способа становления механизмов терморегуляции и физической адаптации. 3. Организация физкультурно-спортивной деятельности на основе технологий спортивной подготовки, требующая: · усиление теоретической подготовки занимающихся в направлении формирования мотивации и целеполагания; · реализация системы общеметодических и специфических принципов спортивной подготовки; · адекватного возрасту и подготовленности увеличения объема и интенсивности физкультурно-спортивной деятельности; · использование всей совокупности адекватных методов физического образования (из группы строгой регламентации; игрового, соревновательного); · оптимизацию психоэмоционального фона физкультурно-спортивной деятельности на основе постоянного введения нового содержания; реализации субъект-субъектных отношений; · либерализацию процесса физкультурно-спортивной деятельности, определяющей отказ от стандартизации; обеспечение известной свободы в выборе целей физкультурно-спортивной деятельности, способов ее реализации в соответствии с личностными способностями и потребностями. Кратко основные признаки формированности двигательного компонента физической культуры личности были представлены в таблице.1. Тем не менее этот перечень можно расширить и представить следующим образом: · нормальное (в пределах половозрастных норм) физическое развитие, проявляющееся в тотальных размерах тела (масса тела, длина тела, обхват груди); · отсутствие дефектов телосложения (сколиозы, лордозы, кифозы); · состояние мышечного корсета и основных мышечных групп (шеи, спины, ног, груди, живота); · оптимальное полу и возрасту функциональное состояние (прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем); · соответствующая самодостаточности, возрасту и полу физическая подготовленность, проявляющаяся в состоянии основных двигательных (физических) качеств (способностей) и связанных с ними способностей (как в физкультурно-спортивной деятельности так и в повседневной); · количество и качество сформированных физкультурно-спортивных и жизнеобеспечивающих двигательных умений и навыков, отражающих готовность к повседневной и физкультурно-спортивной практике (в соответствии с этапом физического образования и особенностями жизнедеятельности); Здесь же отметим кратко, что в целом качество и количество сформированности двигательных умений и навыков можно (хотя и с известной долей условности) оценить в целом как техническую подготовленность, отражающую готовность к проявлению наиболее рационального способа решения двигательной задачи (Л.П. Матвеев, 1991; В.Н. Платонов, 1997; Ю.Ф. Курамшин, 2003 и др.). Таким образом о состоянии технической подготовленности (качество сформированности двигательных умений и навыков) судят по показателям: объема освоенных технических действий (общее количество); эффективности освоенных технических действий (их соответствие с показателями и индивидуальными особенностями); стабильности действий и приемов (способность качественно исполнять их в различных условиях (в том числе и помехоустойчивость); вариативности (способность к коррекции двигательных действий в конкретных условиях). · избыточный уровень «закаленности», проявляющийся в качественной адаптации к неблагоприятным факторам внешней среды (без заболевания и особенно в критических ситуациях); · оптимальная (соответствующая возрасту и полу) возбудимость центральной нервной системы, оцениваемая по времени (продолжительность) латентного периода простой и сложного зрительно-моторной реакции (чем время больше – тем ниже функциональное состояние нервной системы); · адаптация к физическим и умственным нагрузкам, оцениваемая по показателю силы (выносливости) нервной системы; · способность к концентрации и переключению внимания, оцениваемая по показателям подвижности нервных процессов и определяющая качество обучения; · способность к пространственно-временной дифференциации движений, оцениваемая по показателю реакции на движущийся объект (РДО) и характеризующая уравновешенность первой системы.
|