Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности






 

Физкультурно-деятельностный компонент физической культуры личности отражает состояние потребностно-мотивационной сферы личности; включенность в спортивно-оздоровительную и в инструкторскую деятельность.

Основными педагогическими условиями формирования (становления) физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности являются:

1. Широкое использование в практике физического образования учащихся внеклассных форм организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности, что в свою очередь предусматривает:

· внедрение в режим дня школьников: утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, «подвижных перемен», спортивных часов (их проведение в соответствие с методическими требованиями);

· организацию и реализацию деятельности групп по видам спорта (в связи с потребностями детей, их интересами);

· проведение внутришкольных спартакиад по видам спорта (носящих пролонгированный характер);

· организация и проведение массовых спортивных мероприятий (самых разнообразных по содержанию); главное при этом:

а) вовлечение всех учащихся (естественно на различных ролях: от участников до вспомогательного персонала);

б) привлечение учащихся к самостоятельной организации спортивных мероприятий: подготовке инвентаря, оборудования, судейству и т.д.;

в) подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержания в связи с подготовленностью и потребностями детей;

г) привлечение родителей к организации и участию в массовых мероприятиях;

д) обеспечение эстетической и эмоциональной привлекательности (на природе; атрибутика; инвентарь; показательные выступления и т.п.).

· организация и реализация массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий (праздники на воде, турпоходы, конкурсы физкультурной направленности и т.п.); главное при этом:

а) обеспечить комплексность воздействий на человека и смешанный характер физкультурно-спортивной деятельности (игры подвижные на воде и суше, закаливание, солнечные ванны, спортивные игры и т.п.);

б) подбор содержания означенных мероприятий в соответствии с потребностями детей при «включенности» каждого;

в) новизна и эмоциональная привлекательность содержания физкультурно-спортивной деятельности.

2. Активизация самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности учащихся, достигаемая за счет (В.В. Белинович, 1939; И.А. Зимняя, 2002; Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, 1989; С.М. Зверев, 1980; И.А. Зимняя, 2002):

· разработанности специальной программы и содержания физкультурно-спортивной деятельности (теория и практика), направленных на:

а) диагностирование личностной познавательной потребности в сфере физической культуры с учетом ближайших и отдаленных жизненных целей;

б) определение собственной (личностной) двигательной и личностной подготовленности;

в) определение бюджета времени в аспекте нахождения свободного от формального физического образования (классно-урочные занятия);

г) определение цели самостоятельной работы (с учетом потребностей и способностей, жизненных перспектив);

д) самостоятельное и свободное определение учеником предмета самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (воспитание двигательных качеств; становление общительности; воспитание воли; коррекция телосложения и т.п.);

е) разработку плана (перспективного) реализации физкультурно-спортивной деятельности для достижения долгосрочных и ближайших целей;

ж) подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающий реализацию плана;

з) определение форм и времени самоконтроля.

· внедрение в процесс физического образования системы домашних заданий по физической культуре в соответствии с методическими требованиями:

а) доступности и простоты реализации в домашних условиях;

б) «легкости» дозирования психофизической нагрузки;

в) коррекция недостатков в двигательной подготовленности детей;

г) соответствие с программным материалом;

д) использование системы теоретических заданий (сообщения различного характера, письменные работы и т.п.);

· привлечение к процессу самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности родителей в следующих основных аспектах:

а) контроль самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (режим дня, утренняя гимнастика, гигиена);

б) создание условий (материально-технических) для реализации домашних заданий и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности;

в) личное участие в физкультурно-спортивной деятельности (совместно с ребенком);

г) помощь в организации физкультурно-спортивной деятельности и подборе ее содержания;

д) привлечение детей к посильной трудовой деятельности.

· организация и реализация различных форм повышения физкультурно-спортивной компетентности родителей; ими являются: (Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, 1989):

а) общешкольные родительские собрания;

б) классные родительские собрания (в каждом классе, параллелях классов);

в) участие родителей в подготовке спортивно-массовых мероприятий;

г) организация беседы с врачом (о состоянии здоровья проблемных учеников и способах его коррекции);

· четкой формулировки цели самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (в личностно значимом аспекте) и постоянного усложнения ее содержания;

· сочетание контроля (как обязательного компонента) с самоконтролем, оценки – с самооценкой результатов физкультурно-спортивной деятельности;

· взаимодополняемости средств и методов самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности другими средствами и методами освоении физической культуры;

· комплексного характера самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в отношении обучения, воспитания и развития личности;

· определение оптимальной меры и содержания того нового, что должен освоить учащийся (И.А. Зимняя, 2002) (по принципу постепенности и доступности с «успехом»);

· безусловной новизны изучаемого самостоятельно (осваиваемого) материала (И.А. Зимняя, 2002);

· создание (в школе) по принципу добровольности своеобразных «ученических групп» для реализации самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (И.А. Зимняя, 2002);

· определение наиболее оптимального времени для тех или иных форм самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня.

3. Целенаправленность содержания физкультурно-спортивной деятельности на формирование потребностно-мотивационной сферы личности, что предполагает (М.В. Гамезо с соавт., 1982, И.А. Зимняя, 2002, Е.П. Ильин, 2000 и др.):

· становление системы знаний о роли ценности физической культуры как основной формы убеждения и как фактора:

а) становления и поддержания: гомеостатических, витальных и адаптационных процессов, в совокупности обеспечивающих жизнедеятельность человека и физический компонент здоровья;

б) установления: взаимодействия и взаимоотношений с людьми; готовности к учебной и производственной деятельности; становления и поддержания социального статуса; стабильности жизнедеятельности; развития и модернизации компонентов образа и качества жизни (семейных, экономических);

в) формирования готовности: к самопознанию; творческому преобразованию ценностей социума и физической культуры; творческой самореализации, «свободному» поведению (в рамках морали социума), поиску смысла жизни.

обеспечение условий для проявления интереса к физкультурно-спортивной деятельности, что предполагает по материалам: И.А. Зимняя, 2002; М.В. Гализо с соавт., 1982; Е.П. Ильин, 2000):

а) донесение до учащихся смысла и личностной значимости освоенных ценностей физической культуры в настоящее время и в перспективе;

б) предоставление возможности для проявления инициативности и интеллектуальной самостоятельности (в условиях поисковой деятельности);

в) создание по ходу освоения физической культуры трудноразрешимых, но посильных проблемных ситуаций (решение двигательных, тактических, теоретических задач);

г) постоянное использование в физическом образовании нового материала (содержание, формы, организации, методы и методические приемы и т.п.), сопряженного с уже имеющимся опытом и являющегося «надстройкой» над ним;

д) высокую эмоциональную окрашенность физкультурно-спортивной деятельности (речь, мимика, отношение и т.п.).

· полноценная и полномасштабная реализация контроля и оценивания образовательной деятельности, как в отношении поощрения, так и порицания, стимулирующих и побуждающих к освоению физической культуры;

· составление содержания физкультурно-спортивной деятельности с возрастными, интеллектуальными особенностями учащихся (отражение взаимосвязи и взаимозависимости умственного развития и мотивации);

· создание условий для проявления влечений в процессе физического образования, отражающих удовлетворенность от физкультурно-спортивной деятельности и реализуемых за счет:

а) создания ситуаций успеха в посильной (в соответствии с подготовленностью) физкультурно-спортивной деятельности;

б) оптимального психоэмационального фона занятий по освоению физической культуры;

в) гуманного и доброжелательного отношения учителя к учащимся;

г) подбора содержания физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с подготовленностью занимающихся и их склонностью к определению ее виду;

д) создание условий для самореализации личностных потребностей;

· точной, ясной и личностно значимой для учащихся постановкой задач физического образования с самостоятельным нахождением способов их реализации (И.А. Зимняя).

Основными критериальными показателями, отражающими качество сформированности физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности, являются:

  • качество сформированности биологических мотивов, отражающих использование двигательной активности для:

а) поддержания необходимого постоянства внутренней среды организма человека и основных витальных функций (гомеостатические мотивы);

б) становления и сохранения приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение целостности организма, тела и систем (адаптационные мотивы).

  • состояние сформированности системы социальных мотивов, отражающих включенность личности в физкультурно-спортивную деятельность с целью:

а) установления взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками физкультурно-спортивной деятельности;

б) становления социального статуса (менеджер физической культуры и спорта; спортсмен; судья и т.п.);

в) улучшения (изменения, модернизации) условий повседневной жизни и деятельности за счет компетентности, одобрения его стороны окружения; признания; авторитета;

г) обеспечения стабильных условий жизни (повседневной) и профессиональной деятельности (состояние телесного и духовного комфорта в социальной и производственной деятельности; материальное благополучие).

  • сформированность системы духовных мотивов, отражающих направленность на освоение ценностей физической культуры с тем, что бы:

а) возможно больше познать (на самодостаточном уровне) ценностей физической культуры (материальных, духовных, художественных) для самообразования и самораскрытия (знать, уметь, понимать);

б) преобразовывать поступающую информацию (создание новых ценностей физической культуры; поиск истины);

в) быть готовым к трансляции ценностей физической культуры в повседневной (в семье, к примеру) и профессиональной деятельности (среда коллег);

г) получать нравственно-эстетическое наслаждение от своего участия в физкультурно-спортивной деятельности; освоении физической культуры;

д) обеспечить творческую самореализацию в опредмечивании духовных ценностей физической культуры в действиях и создаваемых вещах (преобразование социума);

е) через освоение ценностей общесоциальной и физической культуры реализовывать личностные пожизненные (социогенные) и идеальные (психогенные) потребности и цели; осуществить саморазвитие и осознание смысла жизни.

  • регулярность занятий по освоению ценностного содержания физической культуры, что означает прежде всего какую-либо систему и направленность на реализацию личностно-значимой цели;
  • частота занятий физическими упражнениями и их продолжительность; занятия иными видами физкультурно-спортивной деятельности (имеется ввиду количественный показатель: количество раз в день, неделю и т.п.);
  • разнообразие и количество видов физкультурно-спортивной деятельности, освоенных человеком (волейбол, футбол, лыжи и т.п.), а также качественный показатель освоенности жизнеобеспечивающих и физкультурных знаний умений и навыков в этих видах;
  • разнообразие и количество освоенных и используемых форм организации самостоятельной и коллективной физкультурно-спортивной деятельности (урочная; утренняя гимнастика, мероприятия по закаливанию; физические упражнения в режиме дня и т.п.);
  • количественный показатель используемых для физкультурного совершенствования и самосовершенствования средств физической культуры и методов их освоения;
  • качественно-количественные сдвиги в состоянии физического здоровья (прежде всего количество дней нетрудоспособности; характер заболевания; тяжесть протекания; психоэмоциональное состояние; состояние физического развития);
  • состояние сформированности здорового стиля жизни, проявляющего в соблюдении режима дня, питания и отдыха, отсутствии вредных привычек; характере двигательной активности; использовании «закаливающих» процедур; реализации профилактических мероприятий (посещение врача, к примеру); соблюдении режима профессиональной деятельности и т.п.;
  • динамика (позитивная или негативная) спортивных достижений и более частных показателей двигательной и личностной подготовленности (важен при этом сравнительный аспект);
  • качество «признанности» конкретного человека спортивным сообществом (малой социальной группой) и отражающаяся в той социальной роли, которую играет человек в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
  • «включенность» человека в процесс трансляции ценностей физической культуры (на производстве, в быту, семье, досуге и т.п.), выражающаяся в количественных показателях (количество раз, дней и т.п.; состав и количество участков и т.д.);
  • деятельность по вовлечению других людей в физкультурно-спортивную деятельность по освоению физической культуры (качество-количество используемых при этом приемов (личный пример, убеждение и т.п.);
  • частота и качество используемых умений и навыков в организации и реализации коллективной физкультурно-спортивной деятельности (судейство; распределение на команды; техника безопасности; правила физкультурно-спортивной деятельности и т.п.);
  • частота реализации судейской подготовленности (отражает знание правил, способов организации соревнований и т.п.);
  • качественно-количественные показатели используемых в индивидуальной и коллективной физкультурно-спортивной деятельности дидактических основ физкультурно-спортивной деятельности, отражающих: соблюдение основополагающих принципов (общесоциальных, общеметодических, специфических); подбор содержания физкультурной деятельности (теория, практика), использование адекватных содержанию методов (строгой регламентации, игрового, соревновательного) и форм организации физкультурно-спортивной деятельности (системы классно-урочных, внеурочных, внешкольных) и в совокупности обеспечивающих становление физической культуры личности и ее сущностных составляющих.

 

Заключение.

1. Физическая культура личности – сложное (интегрированное) динамическое, специфическое личностное состояние, отражающее воплощенность в человеке совокупности материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре; сформированность системы двигательных и личностных потребностей и способностей, обеспечиваемых в совокупности качество процессов жизнедеятельности и социализации.

Таким образом, речь идет о сформированности широкого диапазона личностных и двигательных качеств, способностей и потребностей, характеризующих не только физическое, но и социальное «лицо» человека как субъекта общей культуры социума.

2. Основными структурными компонентами физической культуры личности являются: аксиологический, когнитивно-интеллектуальный, двигательный и физкультурно-деятельностный, отражающие соответственно сформированность:

- ценностных ориентаций личности в системе общесоциальных и физкультурных ценностей;

- системы знаний (теоретическую подготовленность) в сфере физической культуры и основ интеллектуальной культуры (качество психических процессов);

- физической (психомоторной) и технической подготовленности; свойств нервной системы, физической адаптации и физического развития;

- потребностно-мотивационной сферы личности и ее включенность в инструкторскую и спортивно-оздоровительную и деятельность.

3. Основу системной и частнонаучной методологии организации и реализации процесса физического образования в формировании физической культуры личности составляют:

- системный подход, предусматривающий (изначально) системное рассмотрение специфического и уникального состояния физической культуры личности и в дальнейшем (по ходу физического образования) подбор системных обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий в становлении сущностных характеристик и структурных компонентов физической культуры личности;

- деятельностный подход, определяющий подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержательное наполнение для преобразования телесно-душевно-духовных кондиций личности и ее физической культуры;

- культурологический подход, предписывающий построение процесса физического образования «через культуру»; исходя из ориентации личности в культурных ценностях (сколь общесоциальных, столь и физкультурных);

- антропологический подход, предусматривающий «привлечение» к процессу физического образования системных знаний из различных сфер познания и преобразования личности, сопряженных с культурой физической;

- аксиологический подход, определяющий организацию, подбор содержания и реализацию физического образования с позиций их ценности, положительной значимости в удовлетворении сколь социальных, столь и личностных потребностей в развитии системы способностей в сфере физической культуры.

4. Сущностными направлениями использования ценностей физической культуры в ходе физического образования в отношении становления физической культуры личностиявляются:

- двигательное, отражающее сформированность биологической сферы личности и качественно-количественные характеристики физического развития, двигательной подготовленности (включая состояние двигательных и психомоторных качеств, двигательных умений и навыков), физической адаптации («закаленности»);

- социокультурное, показывающее освоенность личностью совокупности ценностей общесоциальной и физической культуры; ее ценностные ориентации и состояние потребностно-мотивационной сферы в отношении направленности на освоение социокультурного опыта;

- психическое, иллюстрирующее состояние теоретической подготовленности во взаимосвязи знаний, сопряженных с физической культурой; сущностные характеристики психических процессов и свойств личности.

5. Процесс физического образования учащейся молодежи примет управляемый характер и окажется эффективным в формировании физической культуры личности при реализации следующих педагогических условий (основных и интегрирующих условий становления аксиологического, физического, когнитивно-интеллектуального и физкультурно-деятельностного компонентов):

- разработанность структуры физической культуры личности, определяющей подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности и сущностные направления использования ценностного потенциала физической культуры;

- разработанность структурно-функциональной модели процесса физического образования, отражающей: основные целевые установки в формировании физической культуры личности; этапы физического образования (возрастной аспект) и этапы реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности; принципы, средства, формы организации и методы физкультурно-спортивной деятельности; сущностные направления использования ценностей физической культуры в отношении преобразования биосоциальной природы личности и ее физической культуры; основной результат в отношении каждого из компонентов физической культуры личности;

- определение содержания физкультурно-спортивной деятельности (совокупности принципов и форм организации, адекватных средств и методов), определяющего системные педагогические воздействия в отношении каждого из компонентов физической культуры личности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал