Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности
Физкультурно-деятельностный компонент физической культуры личности отражает состояние потребностно-мотивационной сферы личности; включенность в спортивно-оздоровительную и в инструкторскую деятельность. Основными педагогическими условиями формирования (становления) физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности являются: 1. Широкое использование в практике физического образования учащихся внеклассных форм организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности, что в свою очередь предусматривает: · внедрение в режим дня школьников: утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, «подвижных перемен», спортивных часов (их проведение в соответствие с методическими требованиями); · организацию и реализацию деятельности групп по видам спорта (в связи с потребностями детей, их интересами); · проведение внутришкольных спартакиад по видам спорта (носящих пролонгированный характер); · организация и проведение массовых спортивных мероприятий (самых разнообразных по содержанию); главное при этом: а) вовлечение всех учащихся (естественно на различных ролях: от участников до вспомогательного персонала); б) привлечение учащихся к самостоятельной организации спортивных мероприятий: подготовке инвентаря, оборудования, судейству и т.д.; в) подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержания в связи с подготовленностью и потребностями детей; г) привлечение родителей к организации и участию в массовых мероприятиях; д) обеспечение эстетической и эмоциональной привлекательности (на природе; атрибутика; инвентарь; показательные выступления и т.п.). · организация и реализация массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий (праздники на воде, турпоходы, конкурсы физкультурной направленности и т.п.); главное при этом: а) обеспечить комплексность воздействий на человека и смешанный характер физкультурно-спортивной деятельности (игры подвижные на воде и суше, закаливание, солнечные ванны, спортивные игры и т.п.); б) подбор содержания означенных мероприятий в соответствии с потребностями детей при «включенности» каждого; в) новизна и эмоциональная привлекательность содержания физкультурно-спортивной деятельности. 2. Активизация самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности учащихся, достигаемая за счет (В.В. Белинович, 1939; И.А. Зимняя, 2002; Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, 1989; С.М. Зверев, 1980; И.А. Зимняя, 2002): · разработанности специальной программы и содержания физкультурно-спортивной деятельности (теория и практика), направленных на: а) диагностирование личностной познавательной потребности в сфере физической культуры с учетом ближайших и отдаленных жизненных целей; б) определение собственной (личностной) двигательной и личностной подготовленности; в) определение бюджета времени в аспекте нахождения свободного от формального физического образования (классно-урочные занятия); г) определение цели самостоятельной работы (с учетом потребностей и способностей, жизненных перспектив); д) самостоятельное и свободное определение учеником предмета самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (воспитание двигательных качеств; становление общительности; воспитание воли; коррекция телосложения и т.п.); е) разработку плана (перспективного) реализации физкультурно-спортивной деятельности для достижения долгосрочных и ближайших целей; ж) подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающий реализацию плана; з) определение форм и времени самоконтроля. · внедрение в процесс физического образования системы домашних заданий по физической культуре в соответствии с методическими требованиями: а) доступности и простоты реализации в домашних условиях; б) «легкости» дозирования психофизической нагрузки; в) коррекция недостатков в двигательной подготовленности детей; г) соответствие с программным материалом; д) использование системы теоретических заданий (сообщения различного характера, письменные работы и т.п.); · привлечение к процессу самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности родителей в следующих основных аспектах: а) контроль самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (режим дня, утренняя гимнастика, гигиена); б) создание условий (материально-технических) для реализации домашних заданий и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности; в) личное участие в физкультурно-спортивной деятельности (совместно с ребенком); г) помощь в организации физкультурно-спортивной деятельности и подборе ее содержания; д) привлечение детей к посильной трудовой деятельности. · организация и реализация различных форм повышения физкультурно-спортивной компетентности родителей; ими являются: (Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, 1989): а) общешкольные родительские собрания; б) классные родительские собрания (в каждом классе, параллелях классов); в) участие родителей в подготовке спортивно-массовых мероприятий; г) организация беседы с врачом (о состоянии здоровья проблемных учеников и способах его коррекции); · четкой формулировки цели самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (в личностно значимом аспекте) и постоянного усложнения ее содержания; · сочетание контроля (как обязательного компонента) с самоконтролем, оценки – с самооценкой результатов физкультурно-спортивной деятельности; · взаимодополняемости средств и методов самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности другими средствами и методами освоении физической культуры; · комплексного характера самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в отношении обучения, воспитания и развития личности; · определение оптимальной меры и содержания того нового, что должен освоить учащийся (И.А. Зимняя, 2002) (по принципу постепенности и доступности с «успехом»); · безусловной новизны изучаемого самостоятельно (осваиваемого) материала (И.А. Зимняя, 2002); · создание (в школе) по принципу добровольности своеобразных «ученических групп» для реализации самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (И.А. Зимняя, 2002); · определение наиболее оптимального времени для тех или иных форм самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня. 3. Целенаправленность содержания физкультурно-спортивной деятельности на формирование потребностно-мотивационной сферы личности, что предполагает (М.В. Гамезо с соавт., 1982, И.А. Зимняя, 2002, Е.П. Ильин, 2000 и др.): · становление системы знаний о роли ценности физической культуры как основной формы убеждения и как фактора: а) становления и поддержания: гомеостатических, витальных и адаптационных процессов, в совокупности обеспечивающих жизнедеятельность человека и физический компонент здоровья; б) установления: взаимодействия и взаимоотношений с людьми; готовности к учебной и производственной деятельности; становления и поддержания социального статуса; стабильности жизнедеятельности; развития и модернизации компонентов образа и качества жизни (семейных, экономических); в) формирования готовности: к самопознанию; творческому преобразованию ценностей социума и физической культуры; творческой самореализации, «свободному» поведению (в рамках морали социума), поиску смысла жизни. обеспечение условий для проявления интереса к физкультурно-спортивной деятельности, что предполагает по материалам: И.А. Зимняя, 2002; М.В. Гализо с соавт., 1982; Е.П. Ильин, 2000): а) донесение до учащихся смысла и личностной значимости освоенных ценностей физической культуры в настоящее время и в перспективе; б) предоставление возможности для проявления инициативности и интеллектуальной самостоятельности (в условиях поисковой деятельности); в) создание по ходу освоения физической культуры трудноразрешимых, но посильных проблемных ситуаций (решение двигательных, тактических, теоретических задач); г) постоянное использование в физическом образовании нового материала (содержание, формы, организации, методы и методические приемы и т.п.), сопряженного с уже имеющимся опытом и являющегося «надстройкой» над ним; д) высокую эмоциональную окрашенность физкультурно-спортивной деятельности (речь, мимика, отношение и т.п.). · полноценная и полномасштабная реализация контроля и оценивания образовательной деятельности, как в отношении поощрения, так и порицания, стимулирующих и побуждающих к освоению физической культуры; · составление содержания физкультурно-спортивной деятельности с возрастными, интеллектуальными особенностями учащихся (отражение взаимосвязи и взаимозависимости умственного развития и мотивации); · создание условий для проявления влечений в процессе физического образования, отражающих удовлетворенность от физкультурно-спортивной деятельности и реализуемых за счет: а) создания ситуаций успеха в посильной (в соответствии с подготовленностью) физкультурно-спортивной деятельности; б) оптимального психоэмационального фона занятий по освоению физической культуры; в) гуманного и доброжелательного отношения учителя к учащимся; г) подбора содержания физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с подготовленностью занимающихся и их склонностью к определению ее виду; д) создание условий для самореализации личностных потребностей; · точной, ясной и личностно значимой для учащихся постановкой задач физического образования с самостоятельным нахождением способов их реализации (И.А. Зимняя). Основными критериальными показателями, отражающими качество сформированности физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности, являются:
а) поддержания необходимого постоянства внутренней среды организма человека и основных витальных функций (гомеостатические мотивы); б) становления и сохранения приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение целостности организма, тела и систем (адаптационные мотивы).
а) установления взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками физкультурно-спортивной деятельности; б) становления социального статуса (менеджер физической культуры и спорта; спортсмен; судья и т.п.); в) улучшения (изменения, модернизации) условий повседневной жизни и деятельности за счет компетентности, одобрения его стороны окружения; признания; авторитета; г) обеспечения стабильных условий жизни (повседневной) и профессиональной деятельности (состояние телесного и духовного комфорта в социальной и производственной деятельности; материальное благополучие).
а) возможно больше познать (на самодостаточном уровне) ценностей физической культуры (материальных, духовных, художественных) для самообразования и самораскрытия (знать, уметь, понимать); б) преобразовывать поступающую информацию (создание новых ценностей физической культуры; поиск истины); в) быть готовым к трансляции ценностей физической культуры в повседневной (в семье, к примеру) и профессиональной деятельности (среда коллег); г) получать нравственно-эстетическое наслаждение от своего участия в физкультурно-спортивной деятельности; освоении физической культуры; д) обеспечить творческую самореализацию в опредмечивании духовных ценностей физической культуры в действиях и создаваемых вещах (преобразование социума); е) через освоение ценностей общесоциальной и физической культуры реализовывать личностные пожизненные (социогенные) и идеальные (психогенные) потребности и цели; осуществить саморазвитие и осознание смысла жизни.
Заключение. 1. Физическая культура личности – сложное (интегрированное) динамическое, специфическое личностное состояние, отражающее воплощенность в человеке совокупности материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре; сформированность системы двигательных и личностных потребностей и способностей, обеспечиваемых в совокупности качество процессов жизнедеятельности и социализации. Таким образом, речь идет о сформированности широкого диапазона личностных и двигательных качеств, способностей и потребностей, характеризующих не только физическое, но и социальное «лицо» человека как субъекта общей культуры социума. 2. Основными структурными компонентами физической культуры личности являются: аксиологический, когнитивно-интеллектуальный, двигательный и физкультурно-деятельностный, отражающие соответственно сформированность: - ценностных ориентаций личности в системе общесоциальных и физкультурных ценностей; - системы знаний (теоретическую подготовленность) в сфере физической культуры и основ интеллектуальной культуры (качество психических процессов); - физической (психомоторной) и технической подготовленности; свойств нервной системы, физической адаптации и физического развития; - потребностно-мотивационной сферы личности и ее включенность в инструкторскую и спортивно-оздоровительную и деятельность. 3. Основу системной и частнонаучной методологии организации и реализации процесса физического образования в формировании физической культуры личности составляют: - системный подход, предусматривающий (изначально) системное рассмотрение специфического и уникального состояния физической культуры личности и в дальнейшем (по ходу физического образования) подбор системных обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий в становлении сущностных характеристик и структурных компонентов физической культуры личности; - деятельностный подход, определяющий подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержательное наполнение для преобразования телесно-душевно-духовных кондиций личности и ее физической культуры; - культурологический подход, предписывающий построение процесса физического образования «через культуру»; исходя из ориентации личности в культурных ценностях (сколь общесоциальных, столь и физкультурных); - антропологический подход, предусматривающий «привлечение» к процессу физического образования системных знаний из различных сфер познания и преобразования личности, сопряженных с культурой физической; - аксиологический подход, определяющий организацию, подбор содержания и реализацию физического образования с позиций их ценности, положительной значимости в удовлетворении сколь социальных, столь и личностных потребностей в развитии системы способностей в сфере физической культуры. 4. Сущностными направлениями использования ценностей физической культуры в ходе физического образования в отношении становления физической культуры личностиявляются: - двигательное, отражающее сформированность биологической сферы личности и качественно-количественные характеристики физического развития, двигательной подготовленности (включая состояние двигательных и психомоторных качеств, двигательных умений и навыков), физической адаптации («закаленности»); - социокультурное, показывающее освоенность личностью совокупности ценностей общесоциальной и физической культуры; ее ценностные ориентации и состояние потребностно-мотивационной сферы в отношении направленности на освоение социокультурного опыта; - психическое, иллюстрирующее состояние теоретической подготовленности во взаимосвязи знаний, сопряженных с физической культурой; сущностные характеристики психических процессов и свойств личности. 5. Процесс физического образования учащейся молодежи примет управляемый характер и окажется эффективным в формировании физической культуры личности при реализации следующих педагогических условий (основных и интегрирующих условий становления аксиологического, физического, когнитивно-интеллектуального и физкультурно-деятельностного компонентов): - разработанность структуры физической культуры личности, определяющей подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности и сущностные направления использования ценностного потенциала физической культуры; - разработанность структурно-функциональной модели процесса физического образования, отражающей: основные целевые установки в формировании физической культуры личности; этапы физического образования (возрастной аспект) и этапы реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности; принципы, средства, формы организации и методы физкультурно-спортивной деятельности; сущностные направления использования ценностей физической культуры в отношении преобразования биосоциальной природы личности и ее физической культуры; основной результат в отношении каждого из компонентов физической культуры личности; - определение содержания физкультурно-спортивной деятельности (совокупности принципов и форм организации, адекватных средств и методов), определяющего системные педагогические воздействия в отношении каждого из компонентов физической культуры личности.
|