![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология традиционного обучения
Технология традиционного обучения – общепедагогическая технология, распространенная в разных отраслях и ступенях образования. Цели традиционного обучения представляют собой трансляцию студенту определенных образцов культуры, знаний, умений, навыков, социального опыта. Процесс обучения основывается на принципах, сформулированных Я.А. Коменским и модернизированным в соответствии с положениями современной дидактики: научности, природосообразности, последовательности и систематичности, доступности, прочности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Методологическую основу традиционного обучения составляют объективные закономерности теории познания, что позволяет обосновать современный процесс обучения как системный. Чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая верификация приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе, в учебной деятельности. Лекционно-семинарско-зачетная система обучения, широко применяемая в высших учебных заведениях, относится, по мнению Г.К. Селевко к традиционным технологиям: сначала учебный материал преподносится группе студентов лекционным методом, затем закрепляется, прорабатывается на семинарских лабораторных, практических занятиях, в самостоятельной работе, и результаты проверяются в форме зачетов или экзаменов. В традиционном обучении разработаны критерии пятибалльной оценки знаний, умений и навыков. В современной оценке технология традиционного обучения имеет позитивные и негативные стороны.
Положительные и отрицательные стороны традиционного обучения:
В вузе, где традиционная технология обучения является основной, лекция как основная форма организации учебного процесса должна выполнять следующие дидактические функции: - постановку и обоснование задач обучения; - сообщение и усвоения новых знаний; - привитие интеллектуальных знаний и умений; - мотивирование студентов к дальнейшей учебной деятельности; - интегрирование преподаваемой дисциплины с другими предметами; - выработку интереса к дальнейшему обучению.
Лекция – передача большого объема систематизированной информации в устной форме достаточно большой аудитории. Дает возможность экономно, систематически излагать учебный материал. Остановимся на видах лекций, данных Г.К. Селевко.
Виды лекций: Вводные(установочные) – первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данного предмета, раздела, темы; ориентация в источниках информации, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала. Классические(традиционные) – последовательное изложение материала в логике данной науки, осуществляемое преимущественно вербальными средствами в виде монолога преподавателя. Проблемные (мотивационные) – возбуждают интерес у студентов, создают стимул для всей дальнейшей деятельности. Проблематизация происходит как за счет формы, так и содержания лекции; противоречия реальной жизни моделируются через их выражение в теоретических концепциях. Обобщающие (интегрирующие, обзорные) – представляют науку (раздел) в системе и развитии как логическое целое; дают выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначального понимания. Следует отметить, что организация учебной работы на лекции требует не только определенного умения педагога её готовить и проводить, но и предполагает специальную подготовку к ней студента. Студенты должны быть ознакомлены с правилами организации лекции, уметь самоорганизовываться, правильно вступать в диалог с преподавателем.
|