Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы для создания эмоционального комфорта на практических и семинарских занятиях
Непродуктивные приемы
| Продуктивные приемы
| Преподаватель проявляет раздражение, использует нотации
| Систематическое одобрение, направленное формирование положительных оценочных суждений
| Неэмоциональность и пассивность преподавателя.
| Доброжелательность, юмор, улыбка
| Недобрая, снисходительная насмешка
| Умеренные жесты. Одобрительная мимика
| Частые замечания всей аудитории
| Создание обстановки, уверенности в успехе
| Частые отступления, не связанные с темой занятия
| Замечания отдельным студентам
| Ограниченный набор воздействий на поведение, преобладание прямых воздействий
| Отступления, органично связанные с темой занятия
| Организация поведения в ущерб деятельности
| Широкий спектр приемов воздействия на поведение. Организация продуктивной деятельности.
| Преобладание негативных оценок деятельности и поведения
| Преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов
| Перерывы в работе не соблюдаются
| Соблюдение перерывов в работе
|
Лабораторные работы - практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой (Г.К. Селевко).
Практическое занятие – это форма организации обучения, проводимая под руководством преподавателя и служащая для детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения (или выполнения разнообразных практических работ, упражнений) и контроля усвоения полученной на лекциях учебной информации (Г.К. Селевко)
Практикум – это система объединенных содержательно и методически практических занятий либо по отдельному научному вопросу, усвоение которого сопряжено с овладением группой компетенций, либо по целостному учебному курсу прикладного характера (Г.К. Селевко)
Главная задача преподавателя на практических занятиях — организация познавательной деятельности студентов, она также может решаться как непродуктивными, так и продуктивными приемами.
Непродуктивные приемы
|
Продуктивные приемы
| Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем
| Проблемная ситуация ставится и решается совместно со студентами
| Преподаватель сам отвечает на поставленный им вопрос
| Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии
| Приемы познавательной деятельности не выделяются преподавателем
| Подчеркиваются приемы познавательной деятельности.
| Даются только самые общие рекомендации к работе
| Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание
| Отсутствие или однообразие приемов активизации деятельности
| Организуется проблемно-поисковая деятельность.
| Преобладают фронтальные формы работы. Активность преподавателя превышает активность студентов
| Стимулирование студентов к формулированию вопросов, активно работает большинство аудитории
|
Контроль является как способом активизации деятельности, так и средством установления коммуникаций. Некоторые рекомендации по его организации.
Непродуктивные приемы
| Продуктивные приемы
| Конкретная цель контроля отсутствует
| Каждый контрольный акт преследует конкретную цель
| Результаты контроля не обсуждаются
| Обсуждение результатов контроля
| Необъективная оценка результатов деятельности. Критерии оценок заранее не сообщаются
| Объективность оценочных суждений преподавателя. Критерии оценок сообщаются заранее
| Негативная оценка личности
| Оценка результатов деятельности
| Самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются
| Использование и поощрение самоконтроля и самооценки
| Однообразие форм контроля
| Разнообразие форм и приемов контроля
| Преобладание отрицательных оценок
| Преобладание положительных оценок
|
Вопросы для самоконтроля
1. Какие методы характерны для современного традиционного обучения?
2. Назовите положительные и отрицательные стороны традиционного обучения.
3. Какие стороны технологии традиционного обучения содержат в свете современных идей больше достоинств, чем недостатков?
4. Назовите продуктивные приемы работы на лекциях в традиционной системе обучения.
5. Назовите продуктивные приемы работы на семинарских занятиях при традиционном обучении.
6. Какие существуют приемы для создания эмоционального комфорта на различных занятиях в традиционной системе обучения.
Литература
- Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития: Учебник для вузов/ В.И. Андреев. – Казань: ЦИТ, 2000. -318 с.
- Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие/ М.Я. Виленский. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
- Гузеев В.В. Образовательные технология: от приема философии // Библиотека журнала «Директор школы». – 1996. – №4
- Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие/ Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 121с.
- Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе: Пособие для учителя/ В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384с.
- Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/ Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
- Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей/ Г.Б. Скок. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. -102с.
- Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов/ Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 560с.
|