Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологическая схема цикла проблемного обучения






I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у студента возникают вопросы, реакции на внешние раздражителя.

II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного.

III этап – писк решения проблемы, выхода из тупика противоречий, выдвижение и проверка различных гипотез с привлечением дополнительной информации.

IV этап – «ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания, способа умственных действий в сознании обучающегося.

V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Деятельность преподавателя при наиболее полной форме проблемности обучения: нахождение проблемы и создание проблемной ситуации; знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения; руководство этапом усмотрения проблемы; уточнение и формулировка проблемы; оказание помощи в анализе условий, выборе плана решения, консультирование в процессе решения; разбор отдельных ошибок с теми, кто их допустил; организация коллективного обсуждения проблемы (Т.А.Ильина).

Ограничения в применении технологии проблемного обучения:

– применимо на материале, который допускает неоднозначные, альтернативные походы, оценки, толкования;

– оправдано на материале высокой степени значимости (методологического, общенаучного, тематического), чтобы не акцентировать внимание на второстепенном материале;

– ориентировано на «зону ближайшего развития» студентов;

– требует значительных временных затрат в реализации.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы преимущества технологии проблемного обучения над традиционной технологией?

2. Как в проблемном обучении реализуется субъектная позиция студента?

3. Какова специфика проблемного преподавания?

4. Какие формы обучения реализуются в технологии проблемного обучения? Чем обусловлен их выбор?

5. В чем отличие деятельности студентов при различных уровнях проблемного обучения?

6. Установите соответствие представленных методов уровням проблемного обучения, обоснуйте свой выбор: проблемное изложение, дискуссия, эвристическая беседа, мозговой штурм, учебное исследование.

7. Какова технологическая схема цикла проблемного обучения?

8. Определите зависимость уровня проблемного обучения и уровня знаний, получаемых студентами.

9. Охарактеризуйте специфику действий при проблемном преподавании?

10.Формированию каких компетенций студентов может способствовать технология проблемного обучения?

Литература

1. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 194 с.

2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – М.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 474 с.

3. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

5. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

6. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.

7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – 816 с.

8. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

9.Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал