![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологическая схема цикла проблемного обучения
I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у студента возникают вопросы, реакции на внешние раздражителя. II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. III этап – писк решения проблемы, выхода из тупика противоречий, выдвижение и проверка различных гипотез с привлечением дополнительной информации. IV этап – «ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания, способа умственных действий в сознании обучающегося. V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения. Деятельность преподавателя при наиболее полной форме проблемности обучения: нахождение проблемы и создание проблемной ситуации; знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения; руководство этапом усмотрения проблемы; уточнение и формулировка проблемы; оказание помощи в анализе условий, выборе плана решения, консультирование в процессе решения; разбор отдельных ошибок с теми, кто их допустил; организация коллективного обсуждения проблемы (Т.А.Ильина). Ограничения в применении технологии проблемного обучения: – применимо на материале, который допускает неоднозначные, альтернативные походы, оценки, толкования; – оправдано на материале высокой степени значимости (методологического, общенаучного, тематического), чтобы не акцентировать внимание на второстепенном материале; – ориентировано на «зону ближайшего развития» студентов; – требует значительных временных затрат в реализации. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы преимущества технологии проблемного обучения над традиционной технологией? 2. Как в проблемном обучении реализуется субъектная позиция студента? 3. Какова специфика проблемного преподавания? 4. Какие формы обучения реализуются в технологии проблемного обучения? Чем обусловлен их выбор? 5. В чем отличие деятельности студентов при различных уровнях проблемного обучения? 6. Установите соответствие представленных методов уровням проблемного обучения, обоснуйте свой выбор: проблемное изложение, дискуссия, эвристическая беседа, мозговой штурм, учебное исследование. 7. Какова технологическая схема цикла проблемного обучения? 8. Определите зависимость уровня проблемного обучения и уровня знаний, получаемых студентами. 9. Охарактеризуйте специфику действий при проблемном преподавании? 10.Формированию каких компетенций студентов может способствовать технология проблемного обучения? Литература 1. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 194 с. 2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – М.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 474 с. 3. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с. 4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с. 5. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. 6. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с. 7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – 816 с. 8. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с. 9.Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
|