Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика технологии проектного обучения
Технология проектного обучения (учебного проектирования) – гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самостоятельность личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг (В.Д.Симоненко) Технология проектного обучения реализуется как проблемное обучение, основанное на разработке и создании студентом под контролем преподавателя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющей практическое значение. Предназначение технологии проектного обучения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности студентов, направленной на решение практических задач, творческого мышления и познавательных способностей. Технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей студентов и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения. Дидактические требования концепции проектного обучения: 1) наличие развивающей среды; 2) чередование коллективных и индивидуальных форм работы; 3) обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода; 4) предложение учебных заданий, предполагающих многовариантные решения на конкретный по продолжительности срок с учетом индивидуальных различий студентов; 5) широкое использование комплексных заданий-проектов в учебных социальных и профессиональных целях; 6) оказание предпочтения творческим заданиям; 7) использование методов обучения, предполагающих включение студентов в разнообразные формы деятельности (сотрудничество, общение, анализ, сравнение, обобщение, выбор, дискуссия, рефлексия и т.д.); 8) предоставление определенной свободы в самоорганизации учения, поощрительное отношение к самостоятельному разрешению учебных проблем, возможность получения дозированной учебной помощи, объем и характер которой определяет сам студент и др. Формы обучения, обеспечивающие реализацию технологии проектного обучения: лекция-консультация, лекция-шоу (иллюстрация), лекция-пресс конференция, лекция-интервью, спец-семинар, проблемный семинар, семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций. Во время выполнения проекта, студентам предоставляется реальная возможность, в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать результатов в различных областях знания, осмысливать их в результате чего им удается формировать собственную аргументированную точку зрения на многие проблемы бытия. Помогая студентам осмыслить изучаемый материал, сделать его собственным достоянием, проектное обучение способствует приобретению студентами социального опыта и эффективному превращению знаний в убеждения, обеспечивает развитие нравственного сознания студентов. Воздействуя на эмоционально-волевые качества, оно способствует формированию познавательной мотивации учения, повышает общую результативность учебно-воспитательного процесса. Технологию проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) можно рассматривать как развитие идеи проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании студентом под контролем преподавателя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Существенные особенности проектного обучения: диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность. Отличие технологии проектного обучения от проблемного обучения: деятельность студента имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата. Технология проектного обучения предполагает «проживание» студентами определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к формированию научного представления об окружающем мире, конструированию материальных или иных объектов. Проектирование – целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменение в окружающей среде. Проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, при котором студент использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Проектное обучение – это тип развивающего обучения, базирующийся на выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний, актуализирующий самостоятельную деятельность студентов. Результат проектной деятельности – учебный творческий проект. Учебный творческий проект: – это самостоятельно принимаемое студентами развернутое решение какой-либо проблемы профессионального, материального, социального, нравственного, научно-исследовательского и т.д. характера; – самостоятельно разработанный и изготовленный студентом (студентами) продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем или при консультации преподавателя.
|