Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровые технологии






Игровые технологии технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем (Г.К. Селевко).

Игровые технологии обеспечивают передачу реального производственного (педагогического) процесса в виде конкретных игровых моделей.

Игровые технологии основываются на игре. Игра стимулирует познавательную активность студентов, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия, актуализирует жизненный опыт. Г.В. Плеханову удалось доказать, что жизнь с многообразием ее сложнейших проявлений нельзя растворить в игре, что игра лишь ее модель, но с ее помощью можно приблизить обучение к практике, к жизни. Подтверждение этому находим в работах И.М. Сыроежина, по его мнению, игра – это модель реального процесса, приводимая в движение решениями, принимаемыми ее участниками.

Предназначение игровых технологий – усвоение знаний, социального и профессионального опыта в деятельности, в которой они будут применяться; раскрытие личностного потенциала студентов, развитие самоуправления, оптимизация профессионального общения.

Игровые технологии характеризуются вариативной, динамично развивающейся формой организации, целенаправленным взаимодействием студентов при руководстве со стороны преподавателя. Использование педагогической игры обеспечивает взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.

 

Особенности реализация игровой технологии:

– дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства;

– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Смысл игровых технологий –игровые технологии позволяют как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Человек живет в реальном мире и им управляют определенные обстоятельства его жизни. Конечно, никакое образование не способно предвидеть все ситуации, которые ему предстоит пережить, но в ходе обучения необходимо обеспечить потенциальные ресурсы личности для самоориентации и саморегуляции в различных ситуациях. Игровые технологии обеспечивают студентам возможность выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в реальной (или производственной) деятельности. Отличие состоит в том, что ответы на вопросы, к каким последствиям приведут предпринятые действия, в игровых ситуациях дает модель действительности, а не сама действительность.

Игровые технологии позволяют моделировать различные производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы. Разумеется, это не единственный способ приблизить обучение к актуальным проблемам производственной (педагогической) практики. И важна даже не технология, как таковая, а поворот к деятельности, к созданию условий студентам для проб и ошибок в решении профессиональных задач задолго до встреч с производством или образовательным учреждением.

Игровые технологии предполагают работу студентов с игровыми моделями. Игровые модели носят имитационный характер и имеют педагогическую направленность.

Игровая модель имитационного характера отражает выбранный фрагмент реальной действительности (профессиональная деятельность), который можно назвать объектом имитации. Он и задает целевой фактор образовательного процесса. Игровая модель имитационного характера получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цель, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент окружающей среды и деятельности, требующий системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть студент за период, предшествующий игре.

Игровая модельпедагогической направленности имеет две группы целей – обучающие (дидактические) и воспитательные. Предмет игры это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели осваиваемой сферы жизнедеятельности и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих компетентных действий. Важный элемент сценария – способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса. Компоненты игровой модели: сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Игровая модель педагогической направленности позволяет моделировать учебный процесс.

В игровой модели учебного процесса преподаватель создает проблемную ситуацию через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности студентов происходит в условно-игровом плане. Игровая обстановка трансформирует и позицию преподавателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Компоненты игровых технологий по В.В. Николиной:

– мотивационный,

– ориентационный, целевой,

– содержательно-операционный,

– ценностно-волевой,

– оценочный.

Компоненты игровых технологий определяют логику поэтапного построения преподавателем учебного процесса.

1. Ориентация. Преподаватель представляет изучаемую тему, побуждает студентов познакомиться с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Преподаватель излагает сценарий, условия игры, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры как таковой. Преподаватель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д. Общим структурным элементом игры, независимо от ее типа, является вступительное слово педагога, которое нацеливает на активную и творческую деятельность. Во вступительном слове педагог формулирует цель игры, еще раз напоминает правила, создает необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. С этой целью целесообразно создать необходимую игровую среду, обстановку (разместить оборудование в пространстве и пр.). Активность участников игры во многом зависит от контакта педагога и студентов.

4. Обсуждение игры. При подведении итогов преподаватель исходит из конечного результата игры, то есть степени усвоения знаний темы, сформированности умений, проявления личностных качеств, развития их самостоятельного творческого мышления. Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, и т.д., побуждает студентов к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью профессиональной деятельности, установлению связи содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений. Указывается, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание.

Игровые технологии, представляют собой определенную последовательность действий, операций по отбору, разработке, подготовке различных игр, включению студентов в игровые модели, осуществлению самой игры, подведению итогов.

Особое место в игровой технологии отводится системе педагогических игр (Г.К. Селевко).

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

 

Классификация педагогических игр (Г.К. Селевко)

По игровой методике игры подразделяются на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По характеру игровой методики (методические типы) игры подразделяются на:

– игры с готовыми «жесткими» правилами;

– игры «вольные», в которых правила устанавливаются по ходу игровых действий;

– игры, которые сочетают и свободу и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

По типу процессов (характеристика, время поведения, формы и сферы моделирования, роли ведущего, степень заданности ролей, формы выработки решения участниками игры, системы оценивания по ходу игры) игры подразделяются на:

– деловые игры – ДИ (игры-имитации),

– ролевые игры (игры-драматизации),

– организационно-деятельностные игры – ОДИ (варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Для достижения высокой результативности игровых технологий следует соблюдать ряд условий.

1. Первая группа условийсвязана с формированием мотива деятельности. Всякая деятельность должна иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация затем преобразовывается в конкретный план, программу. В нее включают формирование потребности к овладению знаниями и интереса к способам их добывания. Стимулирующими факторами при формировании познавательных потребностей являются вариантность игровых ситуаций; активность при решении учебных проблем в ходе игры; увлеченность изучением нового материала с помощью игрового метода; занимательность; соревновательность.

2. Вторая группа условий обеспечивает формирование системы знаний на основе управления ходом игры. Задача состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно добывать и применять знания, опираться на имеющиеся умения, планировать свою деятельность, осуществлять анализ, синтез, обобщение, самоконтроль, самооценку.

В ходе игры студенты должны осознанно выбирать способ деятельности по отношению к определенному предмету деятельности, что возможно при условии сформированности содержательно-операционной сферы.

3. Третья группа условий – включение каждого студента в процесс по самореализации в ходе игры. Это возможно на основе реализации индивидуального подхода в условиях коллективной и групповой деятельности, обеспечения детей необходимыми материалами, средствами обучения, управления деятельностью студентов в ходе игры. С этой целью следует стремиться вовлекать обучаемых в игровое общение, задавать познавательные и проблемные вопросы, формулировать выводы и оценивать полученные результаты.

Эффективность использования игровых технологий зависит от реализации всех рассмотренных условий в их диалектическом единстве.

Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов:

– игровое проектирование,

– стажировка с выполнением различных ролей,

– разыгрывание ситуации в ролях,

– ситуативно-ролевые игры,

– производственные деловые игры,

– исследовательские деловые игры,

– проблемные деловые игры,

– комплексные деловые игры,

– организационно-деятельностные игры (ОДИ),

– аттестационные игры,

– инновационные игры,

– рефлексивные деловые игры,

– поисково-апробационные игры,

– инструментальные деловые игры,

– учебные деловые игры (ДИ).

Игровые технологии могут быть реализованы в следующих формах обучения: лекция-ситуация, лекция-провокация, семинар с использованием ролевой игры, семинар с использованием деловой игры, семинар с использованием блиц-игры, семинар с использованием дебатов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение игровых технологий?

2. Какова специфика игровых технологий?

3. Каковы особенности реализации игровых технологий?

4. Докажите, что игровые технологии позволяют моделировать различные производственные ситуации. Приведите примеры.

5. Каковы компоненты игровых моделей? Чем обусловлен их выбор?

6. Что значит, игровые технологии приближают студентов к практике?

7. В чем целесообразность педагогических игр?

8. В чем отличие деятельности студентов при использовании различных видов педагогических игр?

9. Охарактеризуйте условия достижения высокой результативности педагогических игр.

10. Какие формы обучения обеспечивают реализацию игровых технологий? Приведите примеры.

11. Какие методы и приемы могут быть использованы в процессе реализации технологии игрового обучения? Чем обусловлен их выбор? Приведите примеры.

12. Формированию каких компетенций студентов могут способствовать игровые технологии обучения?

Литература

1. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 194 с.

2. Загрекова, Л.В. Теория и технологии обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 157 с.

3. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 474 с.

4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

5. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

6. Никитина, Н.Н.. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

7. Панина, Т.С. Современные способы активного обучения / Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.

8. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

9. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.

10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – 816 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал