![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология проведения дискуссий
Дискуссия или дебаты – обсуждение противоречия, спор, ведущий и разрешающийся средствами вербального общения. Технология дискуссии заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Четыре стадии развития дискуссии: - ориентация, - оценка, - консолидация, - рефлексивный анализ. На стадии ориентации участники дискуссии адаптируются к проблеме и друг к другу, в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. Стадия оценки обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. Стадия консолидации предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей. Дискуссионные методы: - осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу; - деидеологизация мышления учащихся, предполагающая знание и учет различный, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции); - выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов; - развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов; - развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес; - развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику; - развитие умения слушать, не перебивая; - развитие способности к обобщению, продуктивному мышлению, гибкости ума; - развитие умения работать в группе единомышленников; - способность продуцировать множество решений; - развитие умения вырабатывать единое групповое решение, учитывающее различные точки зрения, включая мнение меньшинства; - формирование навыка говорить кратко и по существу; - развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что превращает обучающую технологию из интенсивной в интерактивную? 2. С помощью каких методов можно научить обучаемых анализировать и перерабатывать информацию? 3. Обсудите и представьте собственную идею использования интерактивного метода на семинарском занятии.
Литература 1. Загашев, И. Умение задавать вопросы / И. Загашев // Перемена, 2001- № 4 - С. 8-13. 2. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В.Кларин - М.: Наука, 1997 - 223 с. 3. Кларин, М.В. Корпоративные тренинг от А до Я_ М., 2000 4. Коростылева, Л.А., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Л.А.Коростылева, О.С. Советова – СПб., 1996. – 66 с. 5. Левина, Л. Рецепты для неутомимых учителей / Л. Левина // Перемена, 2001 - № 5. 6. Найн, А.А. Групповое проблемное обучение как метод развития рефлексивных способностей студентов / А.А. Найн https://masu.ru/masu/science/sbornik/17.htm 7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат - М., 2009. - 266с. 8. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009 – 190с. 9. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова М.: Наука, 2001 - 60с. 10. Торн, К., Маккей, Д. Полное руководство по тренингу: пер с анг. / К.Торн, Д.Маккей – СПб., 2003
|