Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГИПЕРТИМНЫИ ТМИ — индивидуальный подход и коррекцияСтр 1 из 7Следующая ⇒
ГИПЕРТИМНЫИ ТИП — краткая характеристика Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Гклертимные натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, «м свойственна npawrrvi чески постоянная высокая активность ~л жажда деятельности [17J. При не очень выраженной акцентуации на первое место выступают положительные черты', хорошее настроение: высокая контактность, ком-хуникабельность; уверенность в себе; 1 активное стремление к деятельности, ыпечатлекияи, развлечениям; стремление к лидерству, организаторские способнскгги- Однако при слишком ярко выраженной акцентуации положительный прогноз снижается. Проявляются такие деза-даг.тиаиые качества как легкомыслие, отсутствие.тгимеских норм И чувства долга; раздраж иге л ьность в кругу Друзей и близких, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней половой жизни, алкоголю. Вовлеченность подростка в разнообразные интересные для него виды деятельности. Комфортно чувствует себя в группе сверстников, находя благоприятную среду ДЛЯ общения, выступая организатором интересных дел. Условия для проявления инициативы подростка В четко обозначенных пределах дозволенного в поведении. При этом устаноале1£ ные ограничения и обязанности не должны блокировать потребность гипертимного подростка в проявлении своих мыслей, чувств, волевых проявлений. Установленные ограничения определяются безопасностью и благом самого подростка и окружающих. Их определение происходит в процессе аргументированной беседы С подростком на паритетных основаниях. Боепитание в условиях доминирующей гип ер протекции или, напротив, в условиях безнадзорности. Воспитание в атмосфере эмоционально и интеллектуально бедной семейной обстановки, в условиях жестких взаимоотношений, эмоционального отвержения и семейных конфликтов. Блокировка стремления гипертимлого подростка, к активной деятельности, к общелию, к лидерству. Жесткая дисциплина. Монотонная неинтересная деятельность (напр., на уроке), не дающая выхода типичным чертам гипертимного характера. Ограничекие крута общения, вынужденное одиночество, Вынужденное беаделие. Отсутствие устойчивых позна& атель-ных, социальных и творческих интересов, увлечений. Общекулътурная и общеинтеллектуальная неразвитость. Таблица 5 ГИПЕРТИМНЫИ ТМИ — индивидуальный подход и коррекция
Общие требования Индивидуальный подход и коррекция во внеурочной деятельности
Создание условий для проявления инициативы подростка. Четкое аргу-кектированное определение обязанностей И границ приемлемого поведения подростка. Избегание гиперопеки. Четкий размеренный стиль общения и взаимодействия, доброжелательная неавторитарная позиция взрослого. Подчеркнуто уважительная форма общения с подростком, сочетающаяся с разумной и последовательной требовательностью. Умелое сочетание доверия к подростку с контролем исполнения поручений. Влияние на гипертимного подростка черед умелое формирование коллективного мнения. Способствование обще культурному и интеллектуальному развитию, психологической и исполнительной компетентности [321- Поддержание высокого уровня работоспособности на уроке; при выполнении однотипных операций направлять подростка на поиск других способов решения заданий, отличных от привычных схем; чередовать различные виды деятельности; давать задания для само- 1 стоятельной работы, соответствующей j интеллектуальным возможностям ги-пертима. Тренировка подростка в отношении работы, требующей планирования, система тизации. Контроль выполне1£ ия требований поэтапности, последовательности при выполнении учебных заданий. Четкая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка. Включение гилертима а выполнение организаторских с чертами лидерства ролей на уроке. Поручение! командир класса, председатель совета, бригадир, экскурсовод, физорг, турорганизатор, ведущий клуба и т л. Оргаакаатор коллективных таорчес-ких дел в сфере собственных интересов и интересов группы, коллектива. Внушение: ответственный. умеет доводить начатое дело до конца, быть снисходитеЛьньш к недостаткам других в с; четашш с принципиальной требовательностью к себе и другим, умеет быть настойчивым, собранным, серьезным. Обучение: самодисциплине, самообладанию, умению учитывать мнение других. Вежливости, тактичности, умению держать слово. Воспитательные воздействия: пре Таблица S ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП — краткая характеристика Основные- черты Ситуации психологи ч*.-..кого комсЬоита Провоцирующие факторы; непереносимые ситуации
шего настроения, во время которых лабильный подросток общителен, легко приспосабливается к новому, отзывчив на просьбу о помощи, умеет сопереживать проблемы своих близких и друзей как свои. Лабильные подростки обладают развитой интуицией, легко улавливают отношение других к себе и отвечают адекватно.
заботливых взрослых, котирие при/шмлют и;: ючят их такими, Лакие оки есть, непостоянство нястр-х-'ния, аффективные вспышки, к* однако ни глубокий агрессин, ',, /А наполненности, ни напряженности
ются, теряются во взаимодействии с
лаоильность соактооом сн'ндий инфантилизм, вызываемый чащ*?! заболсааниями, Явно способствует i-N-xr*- воспитание в условиях жестких
, маятниковое, протицо-воспитание, воспитание з поаьщмчшой моальной выговоры. Унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых глубоко переживаются подростком. Чрезвычайно тяжело переживаются деиста ительные неприятности и несчастья, которые могут привести к острым аффективны*! реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невро- ', гич*? ским срывам (вплоть до суицидных топыток] Таблица 9 ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП индивидуальный -подход и коррекция
Общие требования Обстановка доброжелательности и тепла. Комфортный психологический микроклимат в семье, классном коллективе Частое позитивное подкрепление, одобрение, простенькая похвала способна окрылить его [17]. В стадии спада настроения лабильный подросток нуждается в искреннем сопереживании. Нельзя: прокалить малейшую грубость, категоричность; указывать на отрицательные черты, упрекать в несерьезности, непоследовательности; конфликтно отвечать на аффективную вспышку подростка; демонстрировать невербальные проявления негативного отношения к подростку. Необходимо: проявлять симпатию, давать позитивную оценку определенным чертам личности и поведения подростка. Индивидуальный подход и коррекция
в урочной деятельности
Организовать работу на уроке в спокойной доброжелательной обстановке, поощряя деятельность лабильного подростка позитивным оценквани- ем его усилий, ласковым понимающим [ щих заЬоты, сохранения, учета (полив взглядом, поддерживающим прикосно- | цветов, ведение журнала и т.п.).
вениек. Учебное задание облекать в форму просьбы, сопровождая ее уверенностью в обязательности определенного успеха, при этом подбирается
со держание задания ин ди виду а л ь«о.
При организации групповой работы на i зек, хороший Друг, верный товариид; его уроке не " разлучать" лабильного | ценят и уаэзкают. подростка с его другом, не включать в группу явно более сильных в учебном плане и психологически доминантных
ребят. По результатам деятельности | ному расходованию своих сил. давать 'как можно более определенные I Воспитатсльв^с воздействия: прось-акиентом на ба, проявление доброты, внимания, j заботы; психологическая поддержка; j организация успеха в деятельности; поощрение; поддержка адаптивных черт характера; ласковый упрек. В скрытом тренинге — гххщ. донора j или рецепиента эмоционально-реп л ото < отношения. Таблица 10 ЛСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП — краткая характеристика Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы И непереносимые ситуации
Повышенная утомляемость, особенно при умственной работе, которая проявляется во всем внешнем виде подростка. На фоне развивающегося утомления могут происходить кратковременные: аффективные вспышки (раздражение, гнев, слезы). Типичной чертой является склонность к ипохондрии, подростки очень внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся, укла-! дывакпхя в постель, подвергаются осмотрам и обследованиям. Психофизиологическому состоянию астено-невротиков присуща особая цикличность з тече*(ие суток, недели, четверти. Наибольшая стеничность (подъем) на 2—3 уроке, в начале учебной надели, в начале четверти. Это оромя для успеха. Подростки этого Tina очень амбивалентны: с одной стороны это отношение к себе как к слабому, с Другой — " Я асе могу" [5J. Наличие теплых заботливых отношений со стороны близких, комфортиая, наполненная любовью и взшэлным доверием атмосфера в семь*:. Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения. Психологический комфорт астено-невротиков возрастает при наличии интеллектуальных, накопительских и эстетических хобби. Астеио-кев ротики тянутся к сверстникам, скучают без них, но в процессе общения быстро устают и ищут одиночества или общения с одним близким другом. В одиночестве стремятся пассивно отдохнуть, предаются различным мечтаниям, которые более или менее реальны, но всегда имеют честолюбивый оттенок (Я все могу). тро во жн о - м i отт iyi ьно Л атмосфере, в культе болезней Вос.ш- i такие по типу " кумир о„»/ьи". Маятниковое воспитание (я тчя'эя люблю — л тебя ненавижу). Еосп'лтакие в услоаиях пр.гги во речивых требований, в условиях жестких взаимоотношений, в условиях эмоционального отвержения ребенка. Непереносимы ситуации публичной неудачи, наемники, издевитольстаа более сильных и нахальных сверстников, т. к. зстено-ненротикя честолюбивы и стремятся к успеху во всем, что для кил значимо. Нежелательны события, проьоцирую-щие ипохондр-лчность (сомнения близютх по поводу здоровья, внешнего вида подростка к т. П-У Накопчвшаяся за определенный пе Таблица 11
|