![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
индивидуальный подход м
Общие требования Воспитание в условиях заботы, любви, оптимизма, согласии и единства требований к ребенку со стороны взрослых. Создание условий для здорового образа жизни. Профилактика и лечение хронических заболеваний, ведущих К астенизации, Терпеливое, заботливое, но не " теп-личко" -попустительское отношение к подростку. Позиция снисходительности К промахам и неудачам подростка, их умелое вуалирование и, напротив, акцентирование внимания на успех, Доброжелательность и спокойствие при общении с подростком. Включение его во взаимодействие а период подъема и предоставление возможности для отдыха в период утомления. Недопустима шутливо-насмешливая " стимуляция" астено-невротика. Необходима разумная организация режима дня. а урочной деятельности Доброжелательное, поддерживающее (фасилитирующее) взаимодействие с подростком, использование для интенсивной учебной работы с подростком периоды под-ьема (как правило: 2—3 урок, начало недели, начало и середина четверти). Снижение нагрузки за счет тщательной подготовки подростка к работе, составление плана деятельности з Индивидуальном темпе. Нежелательны неожиданные вопросы, задания, необходимо дать время для подготовки. Эффективны задания гипотетического характера, которые не содержат неверных решений. Сложные задания лучше разбить на части С анализом И поддержкой на каждом этапе. Крайне нежелательно прямое негативное сравнение с более индивидуально, аргументированно с акцентом на положительных моментах. зо внеурочной деятельности Поручения ас те, чо-Невротические ( подростки охотно исполняют, ос ли они: I не связаны с интенсивным азаимо- J действием со сверстниками, с необхиди- 1 мостью организовывать, руководить; не | связаны с долгосрочной ответствен- \ ность»; е«слишком длительны и 1 утомительны для астено-невротика.! Организатор и участник дел Q сфере t ntrrepecoK, не носяигих остро | со;? внователыгый характер. Впушспие: хороший товарищ, интересный собеседник, неординарная личность, cnoccjoei-i дскгтичь успеха в значимой деятельности. Обучение: рациональному плани состояния, умению общаться. Во с питательные воздействия: намек, ласковый упре-к, проявление внимания, заботы, поощрение успеха. Таблица 12 СЕНСИТИВНЫЙ ТИП крапсан характеристика
Основные черты Ситуации пс их о лап; чес кого комсЬоота Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Этот тип формируется довольно поздно (к 15—19 годам), но его ведущие черты могут ярко проявляться и в более раннем возрасте. Сенситивные подростки чрезвычайно исполнительностью. Контактность ниже средней, в общении доброжелательны, вежливы, тактичны Редко конфликтуют, обиды хранят в себе, в играх Я других видах дектел!.-ности предпочитают п.'" сивную роль. Наиболее комфортно чувствуют себя в чувствуют себя среди тех, кто разделяет их взгляды и увлечения, хотя и с другими весьма доброжелательны. Детская привязанность к родным Сохраняется надолго, поэтому они часто слывут " домашними детьми", т.к. терпимо и даже охотно подчиняются опеке взрослых, с которыми сложились искренние доброжелательные взаимоотношения. Любят и ценят все красивое в людях и природе. Боепитание по типу эмоционального отвержения, а условиях жестких взаимоотношений, в условиях rv.nep-соииальностк. При управлении поведением ребенка через формирование чувства вины (в Т.ч. И при проекции негативных качеств родителя). Сенситивные подростки, предгьявлня высокие моральные требования к себе и другим, плохо чувствуют себя в ситуации шума, во-зни к потасовок на переменах, глубоко страдают от грубости, жесткости, циничности как сверстников, так И педагогов. Те» не менее, -привыгагув к одному классу, не желают переходить в другой (даже лучший). Стесняются отвечать перед классом, чтобы не сбиться, не выавать смех или напротив, не прослыть выскочхой. Очень тяжело реагируют на ситуации, подозреваются В неблаговидных поступках. Несправедливое обвинение может спровоцировать конфликт, депрессию, суицид. СЕНСИТИВНЫЙ ТИП — и ид ин «дуальный подход и коррекции
Установление доверительного кочтак- та с подростком, вежливое, тактичное взаимодействие с ним. Создание условий для самореализации подростка з интересных для него видах деятельности. Раннее развитие общих и специальных способностей: иусыка, танцы, художественная гимнастика, рисование, лепка и т.п., наличие а доме хорошей библиотеки и возможности общения с близкими друзьями. При возникновении проблем их анали.4 в спокойной доверительной обстанозке, недопустимость резкой категоричной критики, порицаний (самое ужасное — если они окажутся неойос-но ванными! }. Защита подростка от грубости, насмешек, необоснованных подозрений. в урочной деятельности Создание обстановки взаимоуважения и тактичного общения на уроке. Во время опроса не задавать вопросы сенситивному подростку неожиданно, предпочтительнее ответы с места или индивидуальные письменные задания. Избегать включения сенситивного подростка в урочную деятельность, предполагающую соревновательность, сравнение. При организации групповой работы обязательно учитывать желание сенситивного подростка, не включать его в группу с доминантными, склонными к насмешкам и грубости одноклассниками. При оценивании и анализе результа : 1ти1Г самьге разнообразные I (сенситивные, подростки имеют очень ] развито* чувство долга), но лучше, ] особенно если поручения долгозремен- I ны, если поручения совпадают с | интересами и увлечениями подростка, выполняются им индивидуально или в группе сверстников, которых он считает своими друзьями
У частник коллективных творческих дел в сфере интересов.
Внушение: подкрепляя несомненно По." ^.жител ьные качества, следует внушать некоторую снисходительность к себе и другим. Внушать уверенность в высоких морально-этических, вллевых качествах. Об-лчсни^: умению строить взаимоотношения с одноклассниками, учитывая особенности их личности; умению преодолевав свою застенчивость; умению прошатъ людям некоторые их недостатки Воспитательные воздействия: поощрение доверия, обращение за помощью, поддержка, организация успеха, опосредование, убеждение на опыте, внимание, забота. Таблица
|