Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язматаш (Писаные камни) на берегу озера Кандры
Второе по величине озеро Башкирии находится в Туймазинском районе, на западе края. Это большое озеро как бы вмещается в огромный котлован, окруженный грядами гор и холмов, покрытых лесами, кустарниками смешанной породы. В озере водятся рыбы, а ранее обитало множество водоплавающих птиц и бобров. Кстати, название озера Кандры происходит от термина «кондыз», что на языке древних булгар означало — бобр. В прошлые времена в среде местных жителей существовала легенда, что в озере живет «», т. е. русалка, которая была присуща и для других водоемов края. Бытовала еще версия о том, что когда-то из озера Кандры вышла пара лошадей, запряженная в повозку. О наличии писаного камня на берегу озера Кандры мы узнали из небольшой заметки краеведа С. Ямалеева, которая была напечатана в 1925 г. в журнале « », в номере 1. В заметке сказано: «На скалистой возвышенности южного берега озера Кандры имеется место, которое прежде называлось «писаная гора» или «Язматаш». Об этом памятнике сохранились многие легенды. Раньше на камнях этой возвышенности были какие-то древние надписи и рисунки». К сожалению, только такими лаконичными словами ограничивается это сообщение, хотя в то время памятник, вероятно, имел более цельный вид и лучшую сохранность. Теперь же местные жители в большинстве своем даже не имеют представления о памятнике, хотя дер. Кандра-Котой находится в 1, 5 км от него. Лишь Гайникамал Сиддикова, старожилка деревни, кое-что могла рассказать нам об этом памятнике. Вспоминая об Язматаш, она говорила, что там написаны какие-то непонятные слова, и никто не может их прочитать. В молодости на наш голос: «Здравствуй, Язматаш!», гора с знаками отвечала: «Здравствуйте, девушки!» Значит, обычный отзвук местными жителями воспринимался, как замысловатое и таинственное явление. Скала с башкирскими тамгами возвышается на юго-восточной части озера Кандры, примерно в двухстах метрах от берега и обнажается на верхнем ярусе горки с крутым обрывом. На склоне скалы с тамгами имеется глубокое углубление, вероятно, жертвенно-обрядовый котел. Верхняя и передняя части скалы из пористого, коричневого песчаника постоянно разрушались и размывались под воздействием осадков, что привело к уничтожению большинства знаков и, возможно, рисунков, о которых писал С. Ямалеев. Кроме того, на скале с тамгами множество фамилий и имен, начерченных в наше время, что также привело к порче памятника. Все эти обстоятельства не позволили нам расчленить их по местам расположения на скале и попытаться осмыслить закономерность их размещения. Поэтому мы ограничились перечислением сохранившихся типов тамг, которые нам удалось зафиксировать. На глыбе одного камня сохранилось грубое и условное изображение головы человека, с его тамгой (рис. 5). У нас нет сомнения в том, что знаки «писаного камня» относятся к башкирским племенам прошлых веков.
Рис.5. Тамги на скалах озера Кандры Возможно, некоторые знаки чужеродного характера, но их единицы. Вокруг озера расположены пять башкирских деревень: Кандры-куль, Кандра-Котой, Старые Кандры, Кандра-Эмин, Кандра-Томэкэй. По словам 98-летнего старика Хайруллина Яруллы, все перечисленные поселения своим происхождением связаны с деревней Кара-Якупово Чишминского района, т. е. с башкирами Минцев-Мец, что подтверждается и тамгами Язматаш. По его же словам, здесь к башкирам присоединилась небольшая часть чиремес (марийцы) и растворилась она в составе башкир. Если судить по тамгам, то в составе минцев были части бурзянцев, усергян, тангаурцев, бюляр, кайлино-каршинцев и др. Такая разнородность тамг встречается и в других родо-племенных группах башкир, хотя у всех существовали свои специфические знаки с их вариациями. В то же время необходимо отметить, что западные башкиры, начиная с XVII—XVIII вв. подвергались сильному языковому и культурному влиянию татарского населения, т. к. с этого времени усиливается приток переселенцев-татар и других народов в Башкирию из районов Поволжья и Прикамья. О значении и назначении наскальных тамг будет сказано ниже, после описания других, аналогичных памятников. 5. Камни культового характера на берегу озера Асликуль Самое большое по величине в Башкирии озеро Асликуль (Асылы-куль) находится в Давлекановском районе, в 50 километрах юго-восточнее озера Кандрыкуль, т. е. в центральном регионе республики. Его берега также окаймлены горками и холмами, покрытыми лесом смешанной породы. В прошлые времена озеро отличалось богатством рыб и миром пернатых. Общая панорама озера имеет красивый и внушительный вид и не случайно название его происходит от термина — «», что на языке башкир — благородный, хороший, а на языке фарси — красивый. Существует и другое толкование гидронима «Асылы», как «» — горький, кислый, что едва ли соответствует характеру водоема. В юго-западной части озера, рядом с деревушкой Яцы-Тормош и на территории пионерского лагеря нами рассмотрены и зафиксированы в октябре 1988 г. наскальные памятники культового характера. Два из них Рис. 6-1—Казанташ (камень с котлом) на берегу озера Асликуль
Рис. 6-2— Казанташ (камень с котлом) — на берегу Асликуля. Тамги на камнях первого и второго Казанташ; жертвенные углубления (котла) на них местными жителями называются «Казанлы таштар», т. е. каменные котлы, а третий именуют—«Заятуляк ташы»—камень Заятуляка или стол Заятуляка. «Казанташ» первый находится на верхнем отлоге горки, в окрестностях дер. , где обнажается скала в виде выступа из распластанных глыб камней в горизонтальном отложении (рис. 6). На одном из этих камней с выглаженной и чуть округленной поверхностью сделаны два углубления в виде яйцеобразных, круглодон-ных горшков. Оба они одинакового размера, с ровной, гладкой поверхностью изнутри и с правильным очертанием в форме горшка, что показывает мастерство и искусство исполнителя этих углублений. Интересно отметить наличие современной монеты на дне в одном из этих углублений, достоинством 3 копейки. На скале с углублениями сохранились следы различных знаков, к сожалению, размытых и разрушенных осадками, которые невозможно восстановить. Из них мы зафиксировали лишь пять знаков (тамги), которые сохранились более или менее в первоначальном виде (рис. 6). Второй камень, называемый «Казанташ», находится в лесистой местности, на территории пионерского лагеря «Друг природы», на расстоянии около 0, 5 км от первого памятника. Он выступает на вершине конусообразной возвышенности, в ложбине у берега озера с крутым подъемом. Камень из коричнево-пористого песчаника, с известковым наслоением по краям, имеет причудливую форму огромного грибка или расплывчатого кургана (рис. 6). Поверхность камня сравнительно ровная и гладкая, а с правой стороны наклона имеется углубление такой же формы, как на первом «Казанташ». Внутри углубления замечены следы обмазки глиной. На рисунке дается примерная форма углубления, глубина его 80 см., дм. горла — 57 см. На поверхности камня много знаков-тамг, но мы зафиксировали только те, у которых сохранились первоначальные очертания (рис. 6). Как видно, первый и второй «Казанташ» свидетельствуют о культовом характере их, служивших местом паломничества родосемейных групп башкир из племени Минцев, хотя в среде их были и представители других племен башкирского населения прошлых веков. Таким образом, список камней культового характера пополняется памятниками Башкирии, но не изученными в полном объеме. 6. Камень Заятуляка на берегу Асликуля На крутом и высоком берегу Асликуля, вблизи первого «Казанташа» лежал большой камень четырехугольной формы, с ровной поверхностью. Размер камня — в длину 2, 5 м, в ширину 1, 2 м. На камне, по словам местных жителей, были следы «конского копыта и тамга образные знаки». Десять лет тому назад (1984 г.), к сожалению, берег озера с камнем провалился и камень упал в озеро. Поэтому теперь не представляется возможным определить характер камня со следами «конского копыта и знаков». С этим камнем связана интересная башкирская легенда — «Заятуляк и Хыухылу» (русалка). Эта легенда в разных вариантах и в разных регионах края получила широкое распространение и достаточно полно и всесторонне освещена в литературе. Народное предание гласит, что на камне, который провалился в озеро, сидела Хыухылу (русалка) и расчесывала свои золотистые волосы. И здесь неожиданно ее застал башкирский джигит Заятуляк на своем коне «тулпар». Далее в легенде излагаются события и приключения, связанные с любовью Заятуляка с красавицей русалкой, его уход в подводное царство и о похождениях и эпизодах в чудесном подводном мире. В момент счастливого его возвращения из подводного царства Заятуляк получил в подарок от отца русалки — подводного падишаха — «верного коня». В. И. Даль одним из первых оставил описание первого варианта этой башкирской легенды, связанной с озером Асликуль (19). В нем повествуется о том, что: «Заятуляк подошел к коню, русалка подала ему стремя, он сел, взял ее на колени и помчался. Зеленая вода вскипела белым ключом под копытами доброго коня, и выбравшись на отлогий берег, пустился он стрелой к востоку, в сторону горы Балкан. Заятуляк услышал за собою ржание, топот и страшный шум и плеск в волнах. Он невольно оглянулся и только успел увидеть, что из озера выплывает следом за его жеребцом целый табун отличных коней. Но за Туляком последовали те лошади, которые были уже на берегу; все те, которые еще только выплывали, потонули снова и исчезли в ту минуту, когда Заятуляк оглянулся. От этих-то лошадей, подарка аслыкульского падишаха, произошла порода лучших демских башкирских коней...» Аналогичные легенды о происхождении башкирских лошадей из озера бытовали и в других районах Башкирии, но несколько иного варианта. Так, например, А. Игнатович оставил описание легенды о лошадях горных бурзянских башкир. Здесь лошади выходят из озера Шульгян, все те же эпизоды, но здесь прелюдией рассказа служит не любовь человека к русалке, а завладение человеком собаки по имени Кашкук. (20). Чуб-Минские башкиры также считали, что лучшая порода их лошадей вышла из озера Акзират и были они шерстью белые (21). В восточно-зауральской части Башкирии аналогичная легенда связана с именем юноши — Абзелил. Абзелил с детства остался круглым сиротой, получив в наследство от родителей лишь охапку лыка. Но он был на редкость отважным, мужественным и обладал даром сообразительности и хитростью. Однажды, смочив свое лыко у большого озера, он начал вить веревку. В этот момент хозяин озера выходит из воды и спрашивает его: «Что ты делаешь?» Абзелил отвечает: «Закончу вить веревку, подвешу озеро на небо». Встревоженный хозяин начал его умолять оставить озеро на месте и обещал ему дать, что он захочет. Немного подумав, Абзелил спросил у подводного царя самого лучшего коня. Но хозяин озера ответил, что он не может отдать коня, т. к. конь — его слава. «В таком случае, — сказал Абзелил, — озеро я утащу». Хозяин озера задумался: что делать? «Эх, джигит, — сказал он, наконец, — я исполню твое желание, если ты победишь меня в трех состязаниях». Абзелил согласился, надеясь на свою хитрость. В беге вокруг озера он попросил хозяина озера сначала соревноваться со своим младшим братом-зайцем, которого водяной не смог догнать; в борьбе с медведем, якобы дедом Абзелила, хозяин озера тоже проиграл; в состязании с конем Абзелил также перехитрил хозяина озера. Хозяину озера пришлось выполнить свое обещание: отдать Абзелилу самого лучшего коня. С тех пор, как повествует легенда, в этих краях водятся самые лучшие породы башкирских лошадей, а джигиты там — все храбрые молодцы (108). Интересно здесь отметить, что подобные легенды бытовали и у удмуртов. О них писал М. Г. Худяков: «...река Вала — значит «лошадиная река». Здесь по ночам из реки выходил щипать траву красивый конь с белой S3 шерстью, с черными крапинками. Когда конь выходил из воды, нужно было бросить в воду железо, и конь не мог возвращаться в реку...» и человек стал хозяином лошади. (22). Легенда о выходе лошадей из озера напоминает нам предание отца истории Геродота о том, что в Скифии прекрасные лошади с белой шерстью паслись вокруг озера, из которого вытекала река Гипанис. Известный исследователь народного творчества башкир А. Н. Киреев писал, что мотивы аналогичных легенд связаны с периодом доклассового общества, но со временем его разложения и распада. По его же мнению, они отражают приручение животных и наличие культа коня у башкир (23). Если судить по археологическим источникам, то культ коня, оленя, других животных и птиц в регионе Урала и Прикамья известен со времен глубокой древности; но он получает широкий размах с начала железного века. Истоки эпических легенд у башкир берут свое начало, вероятно, с середины первого тысячелетия. В начале X в. Ибн-Фадлан зафиксировал 13 культов башкир, в том числе культ коня, с подробным изложением культов журавля и фаллоса. Надо полагать, что примерно в то же время у предков башкир формируется более-менее стройное толкование о культах-тотемах и об окружающих явлениях мира, которые впоследствии приобретали форму эпического повествования, с дальнейшим их развитием и обогащением, как по содержанию, так и по форме.
|