![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекламоспособность этикетки и упаковки
Столь же неосвоенным остается к середине 80-х качество рекламоспособности применительно к этикеткам и упаковкам. Уже сформировавшиеся к этому времени отечественные мэтры рекламы настаивают: «Надо всячески пропагандировать товарный знак предприятий-изготовителей». А для этого целесообразно тиражировать его с рекламными целями на фирменной упаковке, оберточной магазинной бумаге, ярлыках. Позитивный опыт такого рода стремится подхватить и распространить журнал «Советская торговля». Один из сотрудников Харьковской оптовой базы рассказывает в журнале о том, как это торговое звено может влиять на качественное усовершенствование изделий местной промышленности. Под ее влиянием «были переоформлены фабричные марки почти всех местных предприятий, изготовляющих галантерейные товары». Так, здесь велся поиск большей индивидуализации марки, повышения ее различительной способности. По отношению к упаковке ряда товаров оптовая база также предъявила законные требования. Грубой и неэстетичной была упаковка строчевышитых изделий, предметов дамского туалета, кожаной галантереи. По требованию базы производители привели в соответствие неплохие потребительские качества товара с их упаковочным «облачением». Спрос на изделия харьковской местной промышленности после этих не слишком обременительных акций вырос в несколько раз. Сходные соображения высказывает на страницах журнала сотрудник азербайджанского филиала Научно-исследовательского института конъюнктуры и спроса В. Рамазанов в статье, «Какой быть «одежде» сувенира?» Автор характеризует психологические основания рекламо-способности упаковки. Он справедливо пишет, что в поисках сувенира у покупателя, как правило, нет однозначных ориентиров: Поэтому большое значение имеет реклама и, в частности, упаковка, способствующая завоеванию популярности сувенира, возникновению определенного эмоционального порыва, следствием которого становится покупка. Красивая, оригинальная упаковка хорошо рекомендует товар, стимулирует покупательский спрос, укрепляет репутацию предприятия-изготовителя. На протяжении 70-х гг. в экономике торговли ведущее значение получает категория спроса. Специалисты различных направлений: товароведы, экономисты, оформители все более дружно соглашаются с тем, что в деле повышения потребительского спроса нет мелочей. От качества товара до оформления магазина, от цвета изделия до наличия фирменной обертки – все это компоненты единого процесса совершенствования товарооборота. В этой связи оптовые и розничные торговые предприятия настаивают в отношениях с производителями на том, чтобы виды упаковки учитывались уже на стадии проектирования товаров, и чтобы было усовершенствовано качество проспектов, буклетов и каталогов, сопровождающих изделия. Значительным стимулом в активизации взаимных связей промышленности и торговли в целях улучшения оформления товаров стала первая в СССР Международная выставка «Упаковка-76». В 90-е годы такие выставки сделались регулярными и стали одним из свидетельств интеграции отечественной экономики в мировую.
Вывески, витрины, выставки. «Советизация выставок»
Снова обратимся к автобиографическому свидетельству А. Родченко о работе над рекламными заказами. В числе' прочего им упоминаются и вывески. Кроме того, в архиве художника найдено письмо из редакции журнала «Даешь!» с просьбой произвести фотосъемку вывесок московских кооперативов «Коммунар», «Красная Пресня», «Кооператив Пролетарского района», «Моссельпром». Как видим, большинство кооперативов не блещет изобретательностью и для своих наименований останавливается на стандартных обозначениях и словосочетаниях той поры. В текущей периодике искусствоведы и декораторы сетовали на однообразие и шрифтовую монотонность большинства существующих вывесочных обозначений. Со статьей «Советизация вывесок» выступает в журнале «Советское искусство» Б. Земенков. Он настаивает на том, что именно плакаты должны дать стимул вывескам стать более динамичными, выразительными, сочетающими шрифтовые элементы с иллюстративным. «Не буквальное изображение предмета, а «схематизация», намек, символ – ближе современному потребителю», – пишет он и вновь ссылается на успешные результаты деятельности «реклам–конструктора». Автор статьи считает необходимым расширить опыт, который продемонстрировали А. Родченко и В. Маяковский в оформлении одного из зданий «Моссельпрома». Данная работа – в известной мере полемический вклад «реклам–конструктора» в дискуссии архитекторов и дизайнеров 20–х годов о принципах оформления городской среды в целом. Представители неоклассики настаивали на том, что оформительские элементы правомерно располагать лишь на уровне нижнего яруса городской постройки. Художники левого направления, напротив, ратовали за вынесение оформительских элементов на все ярусы зданий. В конечном счете, советское градоустройство приняло позиции неоклассиков. Но в годы нэпа дискуссии продолжались, и оформление здания «Моссельпрома» – зримый аргумент одной из сторон. На самом верху, вдоль крыши дважды помещено наименование фирмы, оно же протянуто вдоль одного из торцов – от крыши до первого этажа. Между этажами несколько раз запечатлен все тот же слоган: «Нигде, кроме как в Моссельпроме», а на свободном от окон торце здания дано перечисление основных товаров и их схематические (хотя и близкие к реальному облику) изображения. Перечислены: дрожжи, папиросы, пиво и воды, печенье, конфеты (так!), шоколад. Б. Земенков пишет о целесообразности столь плотного сочетания изображения и текста, которое закрепляет в памяти потребителя важные для производителя и продавца ассоциации. Однако сетует автор, подобных примеров крайне недостаточно. Надеждам этого автора, как и «левых» художников, было не суждено осуществиться на советской территории. Постепенно возобладала тенденция строгой унификации вывесок.
|