![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон о товарных знаках. Повышение эффективности их использования
Динамичные изменения, происходившие во второй половине 60-х в различных ответвлениях советской экономики, привели к необходимости нового уровня согласования отечественных нормативов с международными традициями. В 1965 г. Советский Союз официально присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, разработанной в 1883 г. и принятой к исполнению 7 июля 1884 г. Ко времени вступления СССР в конвенцию в ней участвовало около 80 государств. В первой статье этого международного соглашения значилось: Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименование места происхождения, а, также пресечение недобросовестной конкуренции (курсив мой Авт.). Тем самым забота о международном признании советских товарных знаков и фирменных марок снова, как это уже было в 30-е годы, стала достоянием не только специалистов, но и широкой общественности. Последние изменения в действовавший к тому времени Закон о товарных знаках были внесены комиссией Совета министров СССР 19 мая 1965 г. Этот закон распространялся и на деятельность потребительской кооперации. В связи с чем «Главко-опторгреклама» в 1968 г. издает обширную подборку товарных знаков, уже зарегистрированных в надлежащем порядке. Главная цель издания – стимулировать к обретению официальной маркировки и остальные организации. Популярный журнал «Наука, и жизнь» помещает статью «Геральдика производства» и в том же году на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова И.П. Лукшин защищает кандидатскую диссертацию «Рекламная, графика. Социальный и эстетический анализ». Выходят в свет обстоятельные монографии А. Адуева и А. Павлинской, а затем – переводные труды. Работа по регистрации товарных знаков концентрируется в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий. С его участием в 1979 г. в Краснодаре состоялся Всесоюзный семинар-совещание по вопросу повышения эффективности использования товарных знаков при выпуске и сбыте товаров народного потребления. В своем выступлении на этом совещании сотрудница Института по изучению спроса Л.В. Анисимова говорила: Сейчас товарные знаки в целом неэффективно выполняют присущие им функции. Их почти не учитывают покупатели при отборе однородных изделий, они редко ассоциируются с определенным уровнем качества товаров и, как правило, не привлекают внимания покупателей. Такое положение сложилось в результате недостаточно активной деятельности промышленных и торговых предприятий в области рекламы товарных знаков, низкой индивидуализирующей и информативной способности самих товарных знаков, а также плохого качества товаров.
Разработка «промышленной геральдики». Фирменный стиль
К этому времени многие предприятия так и не обзавелись зарегистрированными обозначениями. Отсюда значительный спрос на выразительные художественные решения в данной области промышленной графики. Заказ на выполнение фирменных товарных знаков заинтересовал мастеров прикладной графики по всему Советскому Союзу... Предстояло выполнить десятки тысяч товарных знаков... Наиболее плодотворной линией в развитии товарного знака оказалась та, которая была связана с поисками символических образов, вызывающих ассоциации с продукцией, выпускаемой предприятием, или с особенностями самого предприятия. Но прежде чем эта тенденция стала преобладать, наши художники много экспериментировали, постепенно преодолевая увлечение чрезмерным усложнением знака, из-за чего он иногда превращался в загадку, и упрощенность, которая сказывалась в монотонном варьировании немногих графических мотивов. Первым начал активную разработку «промышленной геральдики» Комбинат графического искусства Московского отделения художественного фонда РСФСР. Стилевым своеобразием этой группы мастеров под руководством А.Д. Крюкова было установление достаточно отчетливых, зримых ассоциаций в интерпретации знака с характером маркируемой продукции. Вот перед нами стилизованная мужская манишка с черным галстуком-бабочкой, созданная художником Ю.В. Сотниковым для одной из швейных фабрик. Она не составляет загадки, но весьма лаконично и выразительно передает специфику предприятия. Вот – рулон бумаги, как бы произрастающий на ветке дерева, – этот товарный знак художника С.С. Грикурова отчетливо адресует нас к одному из бумагоделательных комбинатов. Данная «прозрачная» стилистика – не единственная в обозреваемый период. В Министерстве легкой промышленности СССР было создано специальное художественно-конструкторское бюро, также призванное создавать фирменные знаки для многочисленных предприятий легкой промышленности. Его художественный руководитель М. Шварцман не считал прямую ассоциацию с деятельностью предприятия достаточно выразительной. Его привлекали символические связи со знаками глубинных пластов культуры. Переосмысливаемая природа знака черпала культуру условности и лаконизма символа в разработанных веками древних образцах: аскетизме и статике икон, репрезентативности геральдики, графичности иероглифов. Эта культура стала залогом независимости от плана содержания и основной характеристикой образа. Действительно, художественные решения фирменных обозначений, созданных деятелями этого бюро, расшифровать не просто. Вот знак, разработанный в 1971 г. для Московской трикотажной фабрики художницей И.И. Антоновой. Его элементы можно интерпретировать как реку, омывающую три прибрежных холма, и предположить, что это природный ландшафт, окружающий фабрику. Но вот другое произведение этой же художницы – товарный знак для Ленинградской швейной фабрики «Салют». Рисунок обыгрывает это наименование: он представляет собой как бы скрещенные лучи прожекторов, которые завершаются «точечками» салюта. И все же конструкция товарных знаков, выполненных этим коллективом, подчас была неоправданно усложненной. В новой ситуации возросших требований к промышленной рекламе в 70-е годы появляется все больше предприятий, желающих продвигать свой фирменный стиль в таких элементах промышленной графики, как оформление этикеток, ярлыков, упаковки, рекламы сумок и папок для бумаг. Этого требовали и текущая конъюнктура, и партийные инстанции. Так, в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР 1977 г. говорилось: «...Повысить требовательность к предприятиям промышленности по качеству упаковки товаров и ее внешнему оформлению». Одной из значительных удач ленинградских графиков современники полагали их оформление пакетов для грамзаписей. В образном решении этих материалов были использованы графические трактовки музыкальных произведений. Они создавали особое настроение у слушателей еще в преддверии первых аккордов. Среди художников возникает углубленный интерес к достижениям отечественной рекламной графики 20–30-х годов. Активизируются творческие споры между сторонниками преимущественной эстетико-воспитательной линии в рекламе и более прагматично на-Строенными заказчиками рекламы и ее исполнителями. Будущее было за вторыми. Но на протяжении 70-х годов шли неустанные творческие дискуссии, способствовавшие совершенствованию рекламного процесса.
|