![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь педагогической науки с другими науками.
Дифференцировать - расчленить, различить отдельное, частное при рассмотрении, изучении чего-нибудь. Интегрировать - объединить в одно целое. (Определения из словаря С. И. Ожегова) История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения реальной действительности. Дальше происходила внутри научная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их системы. Наконец, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. Рассмотрим современное представление о межнаучных связях педагогики и представим их в кратком изложении. К числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязи с философией. Философия- наука об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Философия - фундамент всех наук. В ней педагогика находит прежде всего опорные методологические положения, категории (греч. kategoria- высказывание, свидетельство): причина-следствие, случайное - необходимое, часть- целое,. элемент-структура, общее, единичное, особенное и др. В связи с углублением философского осмысления различных сторон реальной действительности получают развитие и отраслевые философии. Получают статус отраслей наук: философия образования, философия культуры, философия истории, философия права и др. А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху. Педагогика органически связана с психологией. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Второй узел связи - показатели и критерии обученности и воспитанности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик испытуемых. Межнаучные коммуникации имеют место и в методах исследований педагогики и психологии.
4. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности. Психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.
Педагогика тесно связана с физиологией. Физиология -наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем. физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития человека ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик. Связь с физиологией позволяет определять оптимальный объем нагрузок и выполнимых требований в процессе обучения.
Многообразны взаимосвязи с социологией. Социология - наука об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества. социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них. Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании, информируют специалистов педагогов о состоянии системы образования в социально-экономической, правовой и демографической среде, позволяют оценивать педагогические явления в ракурсе другой науки.
Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу - разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Кроме вышеперечисленных наук педагогика также связана с: юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, этнографией, этнологией и др. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях. К.Д. Ушинский так писал по этому поводу: “Нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках из которых могут быть почерпнуты педагогические правила, но можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать по крайней мере популярные сочинения и стремился насколько может приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется”. Часто у наук имеющих совершенно различные области исследования находятся общие точки соприкосновения. Что общего казалось бы имеет педагогика с точными и техническими науками. Однако в настоящий момент бурно развиваются кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология.
|