![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опросные методы
Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средство получения данных широкого тематического спектра. В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа интервьюирование анкетирование Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Правила использования беседы: 1) выбор компетентных респондентов; 2) обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; 3) формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и др. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы. В беседе выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции, Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Интервьюирование- разновидность беседы (взято из социологии). Используется в педагогике редко.Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Однако ответы не всегда бывают правдивы. Древний афоризм: “Язык дан человеку не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно скрывать их”.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Этот методболее продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные вопросы. Виды анкетирования: Þ контактное анкетирование (осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми); Þ заочное анкетирование (организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации); Þ прессовое анкетирование (реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса). Типы анкет: à открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого; à анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответа; à смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов. à анонимная à полная и урезанная à пропедевтическая и контрольная à полярная с бальной оценкой (организов. 1 2 3 4 5 6 7 неорганиз.)
|